Магистр богословия, катехизатор, религиовед
В православной богословской мысли (особенно в популярных книгах, лекциях и проповедях) очень часто критикуются юридические аспекты Божественного Откровения, точнее они отрицаются и перетолковываются (например утверждается, что Бог не наказывает, а только сам человек себя наказывает; что все библейские кары грешникам - это следствия неких духовных законов, а не суда Божия над ними; что Господь Иисус Христос не приносил себя в жертву за нас ради удовлетворения правосудия Божия; что Бог никого не отправляет в ад, а якобы грешники сами туда рвутся; что мучения грешников в аду вызваны исключительно их внутренним состоянием и действием неуврачеванных страстей). Короче, везде присутствует прямая или подспудная мысль, отрицающая то, что Бог может быть и является Праведным Судией. Что в этом плохого? Я вижу здесь, прежде всего, две основных проблемы.
1) Антиюридические представления о Боге и Его отношении к миру противоречат всему тому, о чем мы можем прочитать в Библии. В Библии множество раз указывается, что Бог наказывает грешников, действуя прямо или через кого-то (2Пет.2:4-9; Рим.2:6-8), что Христос принес себя в жертву Богу (1Ин.2:2; Евр.9:28), что Христос отправит нераскаянных грешников в огонь вечный, который был приготовлен изначально для дьявола и его ангелов (Мф.25:41; 2Фес.1:6-9). Если читать все эти тексты непредвзято, обращаясь к святоотеческим толкованиям, то мы увидим, что хотя Откровение о Боге далеко не исчерпывается юридической стороной, она занимает в нем существенное место.
2) Антиюридисты по-видимому считают, что отказ от понятия о Боге как Праведном Судие и Мздовоздаятеле, возвысит наши понятия о Боге и снимет с Него ответственность за действия, которые их очень смущают и пугают. Например, если сказать, что не Бог Своим праведным приговором отправляет грешника в ад и накладывает на него определенное наказание, а все это зависит от самого грешника, то это сделает образ Бога более "гуманным" и побудит человека к более серьезному отношению к своей жизни. Проблема здесь не только в том, что такой взгляд не находит подтверждения в Св. Писании (во многих притчах Христа показано, что Бог закрывает двери перед нераскаянными грешниками и даёт приказ выбросить их во тьму внешнюю), но и в том, что это представление как раз наоборот очень жестокое и негуманное. Задумаемся всерьез над представлением о том, что неуврачеванные страсти являются источником мучений грешника в аду. Вот не избавился он от них при жизни, и страдает теперь, потому что «хочет, но не может». Но если это представление верно, то у многих из нас нет шансов не страдать после смерти, в каждом действуют страсти в той или иной степени (а для некоторых грехов, таких как раскол или ересь, и вовсе непонятно как воздаяние может зависеть от одного состояния души). Если воздаяние приходит автоматически и определяется состоянием грешника на момент смерти, то здесь уже никого не интересуют подробности жизни человека, как он был воспитан, какие у него были смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для того, чтобы все это учитывать, нужен личностный Сердцеведец-Судия, Который учтет все это и установит меру наказания индивидуально, с учётом всех факторов жизни. Собственно об этом и говорил Христос: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:47-48). Достаточно вспомнить эти слова, а также известный рассказ прп. аввы Дорофея про двух девочек-рабынь, которых Господь будет судить по разному, чтобы понять насколько антиюридический взгляд далёк от истины и справедливости. Автоматическое воздаяние, когда «грешник сам себя наказывает» - самое жестокое и несправедливое, потому что оно не учитывает ничего, кроме актуального состояния самого грешника, а кем он был по жизни и в каких обстоятельствах стал таким, никого не интересует.
К счастью, всех нас (включая антиюридистов), будет судить справедливый и милосердный Господь, а не мы сами.
1) Антиюридические представления о Боге и Его отношении к миру противоречат всему тому, о чем мы можем прочитать в Библии. В Библии множество раз указывается, что Бог наказывает грешников, действуя прямо или через кого-то (2Пет.2:4-9; Рим.2:6-8), что Христос принес себя в жертву Богу (1Ин.2:2; Евр.9:28), что Христос отправит нераскаянных грешников в огонь вечный, который был приготовлен изначально для дьявола и его ангелов (Мф.25:41; 2Фес.1:6-9). Если читать все эти тексты непредвзято, обращаясь к святоотеческим толкованиям, то мы увидим, что хотя Откровение о Боге далеко не исчерпывается юридической стороной, она занимает в нем существенное место.
2) Антиюридисты по-видимому считают, что отказ от понятия о Боге как Праведном Судие и Мздовоздаятеле, возвысит наши понятия о Боге и снимет с Него ответственность за действия, которые их очень смущают и пугают. Например, если сказать, что не Бог Своим праведным приговором отправляет грешника в ад и накладывает на него определенное наказание, а все это зависит от самого грешника, то это сделает образ Бога более "гуманным" и побудит человека к более серьезному отношению к своей жизни. Проблема здесь не только в том, что такой взгляд не находит подтверждения в Св. Писании (во многих притчах Христа показано, что Бог закрывает двери перед нераскаянными грешниками и даёт приказ выбросить их во тьму внешнюю), но и в том, что это представление как раз наоборот очень жестокое и негуманное. Задумаемся всерьез над представлением о том, что неуврачеванные страсти являются источником мучений грешника в аду. Вот не избавился он от них при жизни, и страдает теперь, потому что «хочет, но не может». Но если это представление верно, то у многих из нас нет шансов не страдать после смерти, в каждом действуют страсти в той или иной степени (а для некоторых грехов, таких как раскол или ересь, и вовсе непонятно как воздаяние может зависеть от одного состояния души). Если воздаяние приходит автоматически и определяется состоянием грешника на момент смерти, то здесь уже никого не интересуют подробности жизни человека, как он был воспитан, какие у него были смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для того, чтобы все это учитывать, нужен личностный Сердцеведец-Судия, Который учтет все это и установит меру наказания индивидуально, с учётом всех факторов жизни. Собственно об этом и говорил Христос: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:47-48). Достаточно вспомнить эти слова, а также известный рассказ прп. аввы Дорофея про двух девочек-рабынь, которых Господь будет судить по разному, чтобы понять насколько антиюридический взгляд далёк от истины и справедливости. Автоматическое воздаяние, когда «грешник сам себя наказывает» - самое жестокое и несправедливое, потому что оно не учитывает ничего, кроме актуального состояния самого грешника, а кем он был по жизни и в каких обстоятельствах стал таким, никого не интересует.
К счастью, всех нас (включая антиюридистов), будет судить справедливый и милосердный Господь, а не мы сами.