Магистр богословия, катехизатор, религиовед
В Евангелии от Матфея есть загадочная деталь о воскресении многих умерших святых после смерти Господа Иисуса Христа, которые вошли в Иерусалим и явились многим из живых (Мф.27:52-53). Никаких пояснений в библейском тексте этому эпизоду не дается, что привело к появлению разных вопросов и предположений.
1. Кто воскрес? Воскресли какие-то святые. Одни из древних толкователей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки (Авраам, Давид, Мелхиседек, Иов и др.). Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, считали, что это были недавно почившие праведники (Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обручник и др.). Судя по всему, воскресли только те, кто был похоронен в окрестностях Иерусалима.
2. Когда произошло воскресение? Некоторые считали, что это событие совпадает с сошествием Спасителя в ад, из которого и были выведены эти святые. Большая часть отцов Церкви полагала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Св. Иероним Стридонский, писал, что после смерти Спасителя открылись погребальные склепы, а само воскресение людей произошло позже, когда воскрес Сам Христос.
3. Зачем произошло это воскресение и кому явились воскресшие? Это неизвестно, поэтому можно только предполагать. Это точно не были апостолы из числа 11-ти, это могли быть другие последователи Господа Иисуса, а также некоторые из неверующих в Него. Вероятно это явление было альтернативой явления воскресшего Христа для этих людей. В Пространном христианском катехизисе дается такой комментарий: «Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви».
4. Что произошло с воскресшими святыми дальше? К сожалению, не существует никаких библейских или внебиблейских свидетельств, которые бы дали ясный ответ на этот интересный вопрос. Свт. Иннокентий Херсонский ссылаясь на неких святых отцов (точную ссылку он не дает) полагал, что это воскресение было предвосхищением будущего общего воскресения, так что «воскресшие святые не умирали уже снова, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо, и, может быть, присоединяются по временам другие святые» (Слово в Пяток Светлой Седмицы).
1. Кто воскрес? Воскресли какие-то святые. Одни из древних толкователей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки (Авраам, Давид, Мелхиседек, Иов и др.). Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, считали, что это были недавно почившие праведники (Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обручник и др.). Судя по всему, воскресли только те, кто был похоронен в окрестностях Иерусалима.
2. Когда произошло воскресение? Некоторые считали, что это событие совпадает с сошествием Спасителя в ад, из которого и были выведены эти святые. Большая часть отцов Церкви полагала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Св. Иероним Стридонский, писал, что после смерти Спасителя открылись погребальные склепы, а само воскресение людей произошло позже, когда воскрес Сам Христос.
3. Зачем произошло это воскресение и кому явились воскресшие? Это неизвестно, поэтому можно только предполагать. Это точно не были апостолы из числа 11-ти, это могли быть другие последователи Господа Иисуса, а также некоторые из неверующих в Него. Вероятно это явление было альтернативой явления воскресшего Христа для этих людей. В Пространном христианском катехизисе дается такой комментарий: «Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви».
4. Что произошло с воскресшими святыми дальше? К сожалению, не существует никаких библейских или внебиблейских свидетельств, которые бы дали ясный ответ на этот интересный вопрос. Свт. Иннокентий Херсонский ссылаясь на неких святых отцов (точную ссылку он не дает) полагал, что это воскресение было предвосхищением будущего общего воскресения, так что «воскресшие святые не умирали уже снова, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо, и, может быть, присоединяются по временам другие святые» (Слово в Пяток Светлой Седмицы).