Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Христианские семьи существует уже 2000 лет, однако они всегда помещены в определенный культурно-исторический контекст, поэтому представления о том, какой должна быть христианская семья в разные периоды и в разных культурах были неодинаковыми. Строить семью сегодня целиком по образцам античного периода или дореволюционного периода в Российской империи не только невозможно, но и ненужно. Меняется культура и общество, а вместе с этим неизбежно меняются представления о построении отношений и о семье. Какие-то изменения хочется только приветствовать, другие – вызывают тревогу. Христиане, вступающие в брак или находящиеся в браке сегодня, задаются вопросом о том, какой должна быть христианская семья в XXI веке? В XX-XXI веке впервые в истории Православной Церкви предпринимаются попытки осмыслить тему семьи и предложить некоторые принципы, которые могут быть положены в основу современной христианской семьи. Некоторые из них известны с давних пор, а некоторые сформулированы впервые. Ниже перечислены несколько примеров, взятых из современных документов, одобренных священноначалием разных Поместных Церквей и выражающих социальное и нравственное учение Церкви.
1. Признание самостоятельной ценности брака. Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении.
2. Подчеркивание необходимости иерархии в семье (в ее правильном понимании) вместе с важностью диалога и взаимного повиновения супругов. Муж призван быть «главой жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а жена призвана повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22–23; Кол.3:18). В этих словах речь идет не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви. Однако христиане призваны также к взаимному повиновению в страхе Христовом (Еф.5:21). Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. В норме супруги должны принимать каждое решение по взаимному согласию.
3. Признание равноправия женщин с мужчинами в некоторых сферах и предостережение от его переноса в сферу семьи. Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.
4. Признание ценности интимных отношений в браке. Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Телесные отношения в браке чисты и достойны, недопустимо отделять их от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, что возможно только в пожизненном брачном союзе.
5. Признание детей плодом любви родителей. Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых является одной из важнейших целей брака.
6. Признание необходимости ответственного подхода к рождению детей. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей и должны ответственно подходить к деторождению. Однако формы «планирования семьи» должны быть этически приемлемыми. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
7. Осуждение любых форм домашнего насилия. Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия в отношении мужчин, женщин и детей подлежат осуждению. Любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку оно противоречит любви и разрушает основу сбалансированных отношений.
Положения взяты из этих документов:
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)
Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского Патриархата (2019 г.)
1. Признание самостоятельной ценности брака. Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении.
2. Подчеркивание необходимости иерархии в семье (в ее правильном понимании) вместе с важностью диалога и взаимного повиновения супругов. Муж призван быть «главой жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а жена призвана повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22–23; Кол.3:18). В этих словах речь идет не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви. Однако христиане призваны также к взаимному повиновению в страхе Христовом (Еф.5:21). Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. В норме супруги должны принимать каждое решение по взаимному согласию.
3. Признание равноправия женщин с мужчинами в некоторых сферах и предостережение от его переноса в сферу семьи. Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.
4. Признание ценности интимных отношений в браке. Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Телесные отношения в браке чисты и достойны, недопустимо отделять их от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, что возможно только в пожизненном брачном союзе.
5. Признание детей плодом любви родителей. Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых является одной из важнейших целей брака.
6. Признание необходимости ответственного подхода к рождению детей. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей и должны ответственно подходить к деторождению. Однако формы «планирования семьи» должны быть этически приемлемыми. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
7. Осуждение любых форм домашнего насилия. Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия в отношении мужчин, женщин и детей подлежат осуждению. Любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку оно противоречит любви и разрушает основу сбалансированных отношений.
Положения взяты из этих документов:
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)
Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского Патриархата (2019 г.)