Хроника русских соборов

Когда Рус­ская Цер­ковь стала соби­рать соборы, какие про­блемы решали, в каких отно­ше­ниях с вла­стью нахо­ди­лись? Об исто­рии собор­ного дви­же­ния в России рас­ска­зы­вает кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Федор Гайда.

Оглав­ле­ние


Под крылом Визан­тии

Рус­ская Цер­ковь до сере­дины XV века была состав­ной частью Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата, а потому рус­ские мит­ро­по­литы при­ни­мали уча­стие в его собо­рах. Исто­рия визан­тий­ских цер­ков­ных собо­ров отнюдь не исчер­пы­ва­ется зна­ме­ни­тыми семью Все­лен­скими собо­рами. И после VIII века на собо­рах реша­лись вопросы дог­ма­тики и цер­ков­ного права. Вскоре после пер­вого Кре­ще­ния Руси при пат­ри­архе Фотии состо­ялся Собор (879–880), на кото­ром было осуж­дено Филио­кве — латин­ская вставка в Символ веры, согласно кото­рой Святой дух исхо­дит не только от Отца (как в пер­во­на­чаль­ном тексте сим­вола), но и от Сына. В Визан­тии он всегда почи­тался как Вось­мой Все­лен­ский собор. В XIXIII веках на кон­стан­ти­но­поль­ских собо­рах раз­ра­ба­ты­ва­лись вопросы пра­во­слав­ной литур­гики. Соборы 1341–1351 годов озна­ме­но­ва­лись побе­дой исих­аст­ского учения (бого­сло­вием и аске­ти­кой, направ­лен­ными на бого­по­зна­ние и обо­же­ние), с кото­рым было свя­зано и духов­ное воз­рож­де­ние Руси в XIV веке.

На Руси соборы также созы­ва­лись — для реше­ния мест­ных судеб­ных и дис­ци­пли­нар­ных вопро­сов. В ряде слу­чаев, когда вопрос не мог быть решен в Кон­стан­ти­но­поле, на соборе мест­ных епи­ско­пов изби­рали мит­ро­по­лита Киев­ского. Так, на первом соборе Рус­ской Церкви, о кото­ром оста­лись сви­де­тель­ства, в 1051 году на все­рос­сий­скую кафедру был избран мит­ро­по­лит Ила­рион — автор зна­ме­ни­того «Слова о законе и бла­го­дати». В 1147 году также на соборе был избран мит­ро­по­лит Кли­мент Смо­ля­тич, отли­чав­шийся своей обра­зо­ван­но­стью. В 1273 или 1274 году по ини­ци­а­тиве Киев­ского мит­ро­по­лита Кирилла III состо­ялся собор рус­ских епи­ско­пов, на кото­ром после Баты­ева погрома было решено уси­лить цер­ков­ную дис­ци­плину и иско­ре­нять язы­че­ские обычаи.

Рус­ская сим­фо­ния

При­ня­тие Кон­стан­ти­но­по­лем унии с пап­ским Римом при­вело к про­воз­гла­ше­нию авто­ке­фа­лии Рус­ской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве мит­ро­по­ли­том был избран рязан­ский епи­скоп Иона. С этого вре­мени мос­ков­ские мит­ро­по­литы изби­ра­лись собо­ром Рус­ской Церкви, кото­рый соби­рался по ини­ци­а­тиве вели­кого князя или царя, он же утвер­ждал собор­ное реше­ние. Подоб­ная тра­ди­ция суще­ство­вала в Визан­тии со времен импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого. Однако боль­шое вли­я­ние госу­дар­ствен­ной власти на реше­ния собо­ров еще не озна­чало, что оно всегда было реша­ю­щим. В 1490 году цер­ков­ные иерархи доби­лись про­ве­де­ния собора, на кото­ром были осуж­дены еретики-«жидовствующие», отри­цав­шие боже­ствен­ность Иисуса Христа и свя­тость икон, однако укре­пив­ши­еся при дворе и имев­шие кос­вен­ную под­держку со сто­роны вели­кого князя Ивана III. Госу­дарь всея Руси не пошел против нов­го­род­ского архи­епи­скопа Ген­на­дия и игу­мена Иосифа Волоц­кого. На соборе 1503 года вели­кий князь попро­бо­вал поста­вить вопрос о секу­ля­ри­за­ции цер­ков­ных земель и опять вынуж­ден был усту­пить собор­ному мнению Церкви.

Боль­шое зна­че­ние для всей рус­ской исто­рии имел собор 1551 года, про­зван­ный Сто­гла­вым за при­ня­тый им сбор­ник реше­ний из 100 глав. Под­лин­ным ини­ци­а­то­ром собора был мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Мака­рий (1542–1563). Именно он венчал на цар­ство пер­вого рус­ского царя — Ивана IV. По при­меру цер­ков­ных собо­ров в 1549 году был созван «Собор при­ми­ре­ния» — первый Зем­ский собор, орган госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния, при­зван­ный испра­вить нестро­е­ния Рус­ского госу­дар­ства. В зем­ских собо­рах, при­ни­мав­ших обще­го­су­дар­ствен­ные реше­ния, наряду с пред­ста­ви­те­лями разных групп насе­ле­ния при­ни­мало уча­стие и духо­вен­ство. Реформы Избран­ной рады, про­во­див­ши­еся в начале цар­ство­ва­ния Ивана Гроз­ного, были бла­го­слов­лены мит­ро­по­ли­том Мака­рием. Именно при нем еще на собо­рах 1547 и 1549 годов был утвер­жден обще­рус­ский собор святых, кано­ни­зи­ро­ваны Алек­сандр Нев­ский, мит­ро­по­лит Иона, Паф­ну­тий Боров­ский, Алек­сандр Свир­ский, Зосима и Сав­ва­тий Соло­вец­кие, Петр и Фев­ро­ния Муром­ские. На Сто­главе было также уни­фи­ци­ро­вано цер­ков­ное право, духов­ные лица выво­ди­лись из веде­ния свет­ского суда. Опре­де­ля­лись каноны цер­ков­ной архи­тек­туры и ико­но­писи. Осуж­да­лись пьян­ство, азарт­ные игры, ско­мо­ро­ше­ство. Рост цер­ков­ного зем­ле­вла­де­ния был постав­лен под госу­дар­ствен­ный кон­троль: земля была основ­ным источ­ни­ком дохода слу­жи­лых людей, сокра­ще­ние земель­ного фонда под­ры­вало бое­спо­соб­ность войска. Реше­ние при­ни­ма­лось в госу­дар­ствен­ных инте­ре­сах — и Цер­ковь была с этим согласна. Впо­след­ствии соборы 1573, 1580 и 1584 годов про­дол­жили эту поли­тику.

После смерти мит­ро­по­лита Мака­рия насту­пило время оприч­нины. Наси­лие кос­ну­лось и Церкви, внук Ивана III не оста­но­вился и перед этим. В 1568 году собор по указке царя неза­конно свел с все­рос­сий­ской кафедры свя­ти­теля мит­ро­по­лита Филиппа, гласно осуж­дав­шего оприч­ный террор (однако уже в конце XVI века нача­лось почи­та­ние свя­ти­теля, увен­чав­ше­еся офи­ци­аль­ным про­слав­ле­нием в 1652 году, что фак­ти­че­ски отме­няло реше­ние собора 1568 года). В 1572 году собор раз­ре­шил царю всту­пить в чет­вер­тый брак (после­ду­ю­щие четыре брака уже оста­лись без вен­ча­ния — тут даже гроз­ный царь не мог бы добиться бла­го­сло­ве­ния).

После смерти Ивана Гроз­ного и госу­дар­ство, и Цер­ковь нуж­да­лись во вза­им­ной под­держке. В 1589 году «Собор Рос­сий­ского и Гре­че­ского цар­ства» в составе рус­ских архи­ереев с уча­стием Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II (статус рус­ского пред­сто­я­теля мог быть изме­нен только с согла­сия Все­лен­ского Пра­во­сла­вия) учре­дил в России пат­ри­ар­ше­ство и возвел на пре­стол мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Иова. В речи пат­ри­арха Иере­мии, бла­го­слов­ляв­шего созда­ние новой пат­ри­ар­шей кафедры, на мос­ков­ском соборе гово­ри­лось о «вели­ком Рос­сий­ском цар­стве, Тре­тьем Риме». Кон­стан­ти­но­поль­ские соборы 1590 и 1593 годов утвер­дили это реше­ние. Пат­ри­архи Мос­ков­ские и всея Руси Иов и Гер­мо­ген стали насто­я­щим опло­том госу­дар­ствен­но­сти в период Смуты, осо­бенно меж­ду­цар­ствий 1598-го и 1610–1613 годов, когда созыв собо­ров в силу обсто­я­тельств был невоз­мо­жен.

В XVII веке цер­ков­ные соборы созы­ва­лись наи­бо­лее часто — в это время их было собрано более трех десят­ков. Актив­ную роль духо­вен­ство играло и на зем­ских собо­рах. Основ­ным вопро­сом были цер­ков­ные реформы, кото­рые были при­званы под­нять нрав­ствен­ность и бла­го­че­стие народа, предот­вра­тить духов­ное оску­де­ние. Соборы стали важ­ней­шим инстру­мен­том реформ пат­ри­арха Никона (1652–1666). Однако и судеб­ное дело самого Пат­ри­арха и Вели­кого госу­даря Никона (офи­ци­аль­ный титул Никона – прим. ред. ) рас­смат­ри­ва­лось соборно. В Боль­шом Мос­ков­ском соборе 1666–1667 годов наряду с 17 рус­скими архи­ере­ями при­ни­мали уча­стие пат­ри­архи Алек­сан­дрии и Антио­хии, пред­ста­ви­тели Кон­стан­ти­но­поль­ского и Иеру­са­лим­ского пат­ри­ар­ха­тов, всего 12 восточ­ных иерар­хов, а также архи­манд­риты, игу­мены, свя­щен­ники и иноки. Никон был сведен с пат­ри­ар­ше­ства за вме­ша­тель­ство в госу­дар­ствен­ные дела и само­чин­ное остав­ле­ние кафед­раль­ного града, после чего собор выдви­нул трех кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол, оста­вив окон­ча­тель­ный выбор за царем. Боль­шой Мос­ков­ский собор под­твер­дил теорию сим­фо­нии духов­ной и свет­ской вла­стей, в соот­вет­ствии с кото­рой они соеди­няли свои усилия, но не вме­ши­ва­лись в сферу веде­ния друг друга. Собор под­твер­дил правоту нико­нов­ских реформ, осудил «старые обряды», ввел регу­ляр­ные епар­хи­аль­ные соборы духо­вен­ства, а также запре­тил постав­лять в свя­щен­ники негра­мот­ных.

Под­мена

После 1698 года цер­ков­ные соборы в России соби­раться пере­стали: это было свя­зано и со стрем­ле­нием царя Петра Алек­се­е­вича укре­пить свою еди­но­лич­ную власть, и с про­во­ди­мым им курсом куль­тур­ной вестер­ни­за­ции, кото­рая часто встре­чала недо­воль­ство духо­вен­ства. 25 января 1721 года был издан Мани­фест об учре­жде­нии Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода (с гре­че­ского — «собор»), воз­глав­ля­е­мого обер-про­ку­ро­ром, куда вошли архи­ереи, насто­я­тели мона­сты­рей и пред­ста­ви­тели белого духо­вен­ства (пер­во­на­чально опре­де­ля­лось, что их число должно соот­вет­ство­вать 12). В Мани­фе­сте гово­ри­лось, что Синод «есть Духов­ное Собор­ное Пра­ви­тель­ство, кото­рое по сле­ду­ю­щем зде Регла­менте имеет всякие Духов­ные дела во Все­рос­сий­ской церкви управ­лять…». Синод был при­знан восточ­ными пат­ри­ар­хами в каче­стве рав­ного. Таким обра­зом, Синод имел пат­ри­ар­ший статус и потому име­но­вался Свя­тей­шим, одно­вре­менно заме­няя собой цер­ков­ный собор. В 1722 году в Синоде была вве­дена долж­ность обер-про­ку­рора — «ока госу­да­рева и стряп­чего о делах госу­дар­ствен­ных в Синоде». Обер-про­ку­рор, будучи свет­ским чинов­ни­ком, заве­дуя кан­це­ля­рией Синода и следя за его регла­мен­том, не входил в его состав. Однако зна­че­ние обер-про­ку­рора посте­пенно росло и осо­бенно уси­ли­лось в XIX веке, по мере пре­вра­ще­ния Рус­ской Церкви в «ведом­ство пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния», когда обер-про­ку­рор фак­ти­че­ски стал главой Синода.

Собор 1917–1918 годов — обра­зец рус­ской собор­но­сти

Уже в это время раз­да­ва­лись голоса о необ­хо­ди­мо­сти воз­об­нов­ле­ния живой собор­ной прак­тики Церкви. В начале ХХ века в обсто­я­тель­ствах рас­ту­щего анти­кле­ри­ка­лизма и про­воз­гла­шен­ной в 1905 году веро­тер­пи­мо­сти вопрос о созыве Помест­ного собора стал наи­бо­лее актуа­лен. «Гос­под­ству­ю­щая Цер­ковь» в новой ситу­а­ции ока­за­лась един­ствен­ной под­чи­нен­ной госу­дар­ству кон­фес­сией. В 1906 году откры­лось Пред­со­бор­ное при­сут­ствие, кото­рое состо­яло из архи­ереев, свя­щен­ни­ков и про­фес­со­ров духов­ных ака­де­мий и должно было в тече­ние несколь­ких меся­цев под­го­то­вить мате­ри­алы для пред­сто­я­щего собора. При­сут­ствие выска­за­лось за регу­ляр­ный созыв собо­ров и избра­ние ими членов Синода. Однако собор из-за опа­се­ния поли­ти­че­ской кри­тики в отно­ше­нии власти так и не был созван. В 1912 году вместо него было создано Пред­со­бор­ное сове­ща­ние, про­су­ще­ство­вав­шее вплоть до рево­лю­ции.

Лишь после Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года появи­лась реаль­ная воз­мож­ность созыва Помест­ного собора. Он открылся на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 авгу­ста ста­рого стиля) в Успен­ском соборе Кремля. Отли­чием этого собора стало то, что в его работе при­ни­мали актив­ное уча­стие миряне, состав­ляв­шие более поло­вины его членов. Собор вос­ста­но­вил Пат­ри­ар­ше­ство и избрал по жребию на пат­ри­ар­ший пре­стол своего пред­се­да­теля — мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Тихона. Были при­няты опре­де­ле­ния о пол­но­мо­чиях и порядке фор­ми­ро­ва­ния высших цер­ков­ных орга­нов, епар­хи­аль­ном управ­ле­нии, при­хо­дах, мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих. Была опре­де­лена необ­хо­ди­мость уста­нов­ле­ния нового пра­во­вого ста­туса Церкви в госу­дар­стве: она при­зы­вала при­знать за собой сво­боду во внут­рен­нем устро­е­нии и вместе с тем пер­вен­ству­ю­щее поло­же­ние среди других кон­фес­сий; глава госу­дар­ства должен был быть пра­во­слав­ным. Было поста­нов­лено при­влечь к уча­стию в цер­ков­ном слу­же­нии женщин в каче­стве ста­рост, мис­си­о­не­ров, пса­лом­щи­ков. Собор 1917–1918 годов укре­пил Цер­ковь в начале эпохи гоне­ний и стал насто­я­щим образ­цом собор­ного устро­е­ния Церкви. Сле­ду­ю­щий собор поста­но­вили созвать в 1921 году, однако при совет­ской власти это ока­за­лось невоз­мож­ным.

Раз­бой­ни­чьи соборы были и в России

Наобо­рот, при актив­ной под­держке боль­ше­ви­ков свои «помест­ные соборы» в 1923 и 1925 годах про­вели рас­коль­ники-обнов­ленцы, попы­тав­ши­еся поста­вить Цер­ковь под свой кон­троль. Не полу­чив под­держки цер­ков­ного народа и боль­шей части епи­ско­пата, обнов­ленцы в конеч­ном счете лиши­лись и помощи вла­стей. Попытка сфаб­ри­ко­вать «совет­скую ересь» бес­славно про­ва­ли­лась.

Лишь в сен­тябре 1943 года, в разгар Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, когда идео­ло­гия режима резко эво­лю­ци­о­ни­ро­вала в пат­ри­о­ти­че­ском направ­ле­нии, впер­вые после 1918 года появи­лась воз­мож­ность созвать собор, на кото­ром при­сут­ство­вало 19 архи­ереев (неко­то­рые из них неза­долго до того вышли из лаге­рей). Был вос­ста­нов­лен Свя­щен­ный синод и на без­аль­тер­на­тив­ной основе пат­ри­ар­хом избран (после пере­рыва в 18 лет) мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Сергий (Стра­го­род­ский). В даль­ней­шем аль­тер­на­тив­ное избра­ние было вве­дено только на соборе 1990 года, а кан­ди­да­туры пат­ри­ар­хов, как и все при­ни­ма­е­мые на собо­рах реше­ния, согла­со­вы­ва­лись с совет­ским руко­вод­ством. Однако испы­тав на проч­ность веру Церкви в годы кро­ва­вых гоне­ний, ком­му­ни­сти­че­ское госу­дар­ство уже нико­гда не пыта­лось сло­мить ее стер­жень — веро­уче­ние.

Под кон­тро­лем сове­тов

В январе — фев­рале 1945 года после смерти пат­ри­арха Сергия был созван Помест­ный собор. На нем при­сут­ство­вали свя­щен­ники и миряне, но правом голоса были наде­лены только епи­скопы. На собор также при­были деле­га­ции многих помест­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Пат­ри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Ленин­град­ский Алек­сий (Симан­ский).

Архи­ерей­ский собор 1961 года состо­ялся в усло­виях хру­щев­ских гоне­ний, когда Цер­ковь под дав­ле­нием власти вынуж­дена была при­нять реше­ние об отстра­не­нии свя­щен­ни­ков от адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ных обя­зан­но­стей в при­ходе и воз­ло­же­нии их на особый при­ход­ской «испол­ни­тель­ный орган» (власть таким обра­зом рас­счи­ты­вала на ослаб­ле­ние вли­я­ния духо­вен­ства; реше­ние это было отме­нено собо­ром 1988 года). Собор также вынес реше­ние о вхож­де­нии Рус­ской Церкви во «Все­мир­ный совет церк­вей», что объ­яс­ня­лось зада­чей про­по­веди Пра­во­сла­вия в про­те­стант­ском мире. Власть рас­смат­ри­вала Цер­ковь как один из воз­мож­ных рыча­гов своей «миро­лю­би­вой» внеш­ней поли­тики, но не учла про­ти­во­по­лож­ного эффекта: уси­ли­ва­лось меж­ду­на­род­ное поло­же­ние самой Церкви, что нередко поз­во­ляло отста­и­вать свою правду перед ате­и­сти­че­ским госу­дар­ством.

Помест­ный собор 1971 года избрал пат­ри­ар­хом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого Пимена (Изве­кова). Этот собор также отме­нил клятвы Боль­шого Мос­ков­ского собора 1666–1667 годов на «старые обряды», при­зна­вая воз­мож­ность их исполь­зо­ва­ния (но со ста­ро­об­ряд­цев не сни­ма­лось осуж­де­ние за уча­стие в рас­коле).

Опять сво­бода

Помест­ный собор 1988 года, при­уро­чен­ный к 1000-летию Кре­ще­ния Руси, озна­ме­но­вал собой духов­ное воз­рож­де­ние страны, где Цер­ковь пере­стала быть гони­мой, а ате­и­сти­че­ский кон­троль резко ослаб. Собор кано­ни­зи­ро­вал многих святых: Дмит­рия Дон­ского, Андрея Руб­лева, Мак­сима Грека, мит­ро­по­лита Мака­рия Мос­ков­ского, Ксению Петер­бург­скую, Амвро­сия Оптин­ского, Фео­фана Затвор­ника, Игна­тия Брян­ча­ни­нова.

Архи­ерей­ский собор 1989 года про­сла­вил в лике святых пат­ри­арха Тихона. Созван­ный по кон­чине пат­ри­арха Пимена, в 1990 году, Помест­ный собор впер­вые с 1918 года полу­чил воз­мож­ность выно­сить сво­бод­ное от госу­дар­ствен­ного вме­ша­тель­ства реше­ние о новом пред­сто­я­теле Рус­ской Церкви. Тайным голо­со­ва­нием собор изби­рал пат­ри­арха из трех кан­ди­да­тов, выдви­ну­тых пред­ва­ри­тельно Архи­ерей­ским собо­ром: мит­ро­по­ли­тов Ленин­град­ского Алек­сия (Риди­гера), Киев­ского Фила­рета (Дени­сенко) и Ростов­ского Вла­ди­мира (Сабо­дана). Тогдаш­няя власть пред­по­чи­тала видеть на пат­ри­ар­шем пре­столе наи­бо­лее лояль­ную фигуру мит­ро­по­лита Фила­рета, но наста­и­вать не стала. Еще одним зна­ме­нием завер­ше­ния ком­му­ни­сти­че­ской эры стала состо­яв­ша­яся на соборе кано­ни­за­ция пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского.

При пат­ри­архе Алек­сии II (1990–2008) архи­ерей­ские соборы соби­ра­лись в 1990, 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годах. В 1990‑е годы основ­ной была про­блема укра­ин­ского цер­ков­ного рас­кола, воз­глав­лен­ного так и не став­шим пат­ри­ар­хом на Москве Фила­ре­том. Собор 2000 года кано­ни­зи­ро­вал 1071 свя­того в сонме ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских, в том числе импе­ра­тора Нико­лая II и его семью. Были при­няты Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Церкви, в кото­рых четко опре­де­лены прин­ципы цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и, в част­но­сти, долг хри­сти­а­нина мирно про­ти­во­сто­ять любой бого­бор­че­ской поли­тике.

27 января 2009 года на Помест­ным соборе Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси был избран мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл.

http://www.nsad.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки