Главная » Схемы и пособия » Соборы Русской Церкви
Распечатать

Соборы Русской Церкви

Название

Год

Город

Правитель

Причины

Поста­нов­ле­ния

Влади­мир­ский собор

1274

Влади­мир

Даниил Алексан­дро­вич

Созыв Собора был вызван паде­ни­ем нрав­ствен­но­сти сре­ди мирян, необ­хо­ди­мо­стью фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков

Призна­на в каче­стве собра­ния пра­вил новая Кормчая кни­га; опре­де­ле­ния про­тив симо­нии, пьян­ства, неко­то­рых народ­ных обы­ча­ев, нару­ше­ния в чине про­ско­ми­дии; ука­за­ния по совер­ше­нию кре­ще­ния, опре­де­ле­ния о Кре­сте и свя­той воде

Собор «о вдо­вых попах»

1503

Москва

Иван III Василье­вич

Необхо­ди­мость фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков и необ­хо­ди­мость реше­ния вопро­сов о мона­стыр­ском земле­вла­де­нии

Опреде­ле­ния про­тив симо­нии, опре­де­ле­ны воз­раст­ные рам­ки для свя­щен­но­слу­жи­те­лей; запрет слу­же­ния вдо­вым свя­шен­ни­кам, лише­ние сана за повтор­ный брак и т.д.; поста­нов­ле­ние о рас­се­ле­нии мона­сты­рей, в кото­рых сов­мест­но жили мона­ше­ству­ю­щие обо­их полов; опре­де­ле­ние о слу­же­нии в жен­ских мона­сты­рях бело­го духо­вен­ства; запрет слу­же­ния Литур­гии пья­ным и с похме­лья; вопрос о цер­ков­ном земле­вла­де­нии (спор меж­ду прпп. Нилом и Иосифом)

Макарьев­ский собор

1547

Москва

Иван IV Василье­вич Грозный

Необхо­ди­мость в окон­ча­тель­ном фор­ми­ро­ва­нии поряд­ка кано­ни­за­ции свя­тых, а так­же в цер­ков­ном про­слав­ле­нии обще­рус­ских свя­тынь

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых свя­тых, в чис­ле кото­рых: Иона Москов­ский, Пафну­тий Боров­ский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др.

Макарьев­ский собор (цер­ков­ный и зем­ский собор)

1549

Москва

Иван IV Василье­вич Грозный

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции свя­тых, в чис­ле кото­рых: Евфимий Новго­род­ский, Иаков Ростов­ский, Стефан Пермский и др.

Стогла­вый собор

1551

Москва

Иван IV Василье­вич Грозный

Необхо­ди­мость фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков, спо­ры о цер­ков­ном земле­вла­де­нии

Решения собо­ра были выра­же­ны в 100 гла­вах (Стоглав). Царём пред­ло­же­ны для реше­ния око­ло 70 вопро­сов: устав­но­сти и чин­но­сти цер­ков­ных служб исправ­но­сти бого­слу­жеб­ных книг, пра­ви­лах ико­но­пи­си, вопро­сы нрав­ствен­но­сти духо­вен­ства и мирян, цер­ков­ных обря­дах (двое­перст­ное сло­же­ние при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния, сугу­бая Аллилуи, коло­коль­ный звон, анти­минс и др.), вопро­сы бра­ка и вен­ча­ния, вопрос Церков­но­го суда (свет­ским судам  запре­тил судить духов­ных лиц и др.), вопрос цер­ков­но­го земле­вла­де­ния (запрет архи­епи­ско­пам, епи­ско­пам и мона­сты­рям поку­пать у кого-либо вот­чи­ны без раз­ре­ше­ния царя и т.д.)

Москов­ский собор

1620

Москва

Михаил I Федоро­вич Романов

Приня­тие в Право­сла­вие ино­слав­ных

Собор поста­но­вил при­ни­мать лати­нян и уни­а­тов в Право­слав­ную Церковь через кре­ще­ние (это реше­ние было заме­не­но чино­при­е­мом через миро­по­ма­за­ние реше­ни­ем Большо­го Москов­ско­го собо­ра 1666-1667).

Москов­ский собор

1654

Москва

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью про­дол­же­ния рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона, стрем­ле­ни­ем уни­фи­ци­ро­вать обря­ды и чины соглас­но прак­ти­ке Церквей гре­че­ской тра­ди­ции, сло­жив­шей­ся к XVII веку

На собо­ре был при­нят новый пере­вод Симво­ла веры. Затем было реше­но исправ­лять кни­ги по гре­че­ским образ­цам, а сла­вян­ские кни­ги с чина­ми и обря­да­ми, кото­рые не соот­вет­ство­ва­ли гре­че­ским, счи­тать оши­боч­ны­ми.

Москов­ский собор

1656

Москва

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью про­дол­же­ния рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона и ана­фе­мат­ство­ва­ния ее про­тив­ни­ков (ста­рый обряд)

Собор осу­дил двое­пер­стие и нало­жил «клят­вы» на всех кре­стя­щих­ся двое­перст­но («Клятвы» были упразд­не­ны реше­ни­ем Собора 1971)

Большой мос­ков­ский собор

1666-1667

Москва

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью окон­ча­тель­но­го и бес­по­во­рот­но­го утвер­жде­ния цер­ков­ной рефор­мы и ана­фе­мат­ство­ва­ния ее про­тив­ни­ков (ста­рый обряд)

Собор осу­дил пат­ри­ар­ха Никона, про­тив­ни­ков цер­ков­ной рефор­мы, под­твер­дил Право­сла­вие гре­че­ских пат­ри­ар­хов, пра­виль­ность исполь­зу­е­мых гре­ка­ми бого­слу­жеб­ных книг, закон­ность Собора 1654. Был избран Патри­ар­хом архи­манд­рит Троиц­ко-Серги­ев­ско­го мона­сты­ря Иоасаф. Были реше­ны вопро­сы бого­слу­же­ний, дис­ци­пли­ны, цер­ков­но­го пра­ва и цер­ков­но­го управ­ле­ния в Русской Церкви

Москов­ский собор

1681-1682

Москва

Федор III Алексе­е­вич

Необхо­ди­мость про­дол­же­ния цер­ков­ной рефор­мы и осуж­де­ние ее про­тив­ни­ков (ста­рый обряд)

Собор­ные реше­ния об учре­жде­нии новых епар­хий, о пре­да­нии рас­коль­ни­ков граж­дан­ско­му суду, о цер­ков­ном и мона­стыр­ском бла­го­чи­нии, об исправ­ле­нии Чинов­ной кни­ги, о хра­не­нии Ризы Господ­ней и свя­тых мощей, о при­зре­нии нищих и о вос­пре­ще­нии стро­ить новые пусты­ни, о запре­ще­нии про­да­вать раз­лич­ные выпис­ки из книг Божествен­но­го Писания и про­чее

Москов­ский собор

1689

Москва

Иван V Алексе­е­вич

Распро­стра­не­ние хле­бо­по­клон­ной ере­си

Утвер­жде­но пра­во­слав­ное уче­ние о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Святых Даров, кото­рое испо­ве­до­ва­ли бра­тья Лихуды, и была осуж­де­но като­ли­че­ское уче­ние — «хле­бо­по­клон­ная ересь», кото­рое испо­ве­до­вал уче­ник Симео­на Полоц­ко­го Сильвестр Медве­дев

Помест­ный собор Право­слав­ной Россий­ской Церкви

1917-1918

Москва

Време­нное прави­тель­ство России; Совет наро­дных коми­ссаров РСФСР.

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью избра­ния ново­го пред­сто­я­те­ля, завер­ше­ни­ем сино­даль­но­го пери­о­да, обще­ствен­но-поли­ти­че­ской ситу­а­ци­ей в России, поло­же­ни­ем Церкви в новых усло­ви­ях

Восста­нов­ле­ние Патри­ар­ше­ства в Россий­ской Церкви, поло­жив­шее конец сино­даль­но­му пери­о­ду – Патри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Москов­ский Тихон (Белла­вин). Рассмот­ре­ны вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к епар­хи­аль­но­му управ­ле­нию, при­ход­ской жиз­ни и устрой­ству еди­но­вер­че­ских при­хо­дов. «Воззва­ние» Патри­ар­ха Тихона, ана­фе­мат­ство­вав­шее вра­гов Церкви

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

1945

Москва

Сталин И. В.

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью избра­ния ново­го пред­сто­я­те­ля

Собор при­нял назва­ние «Русская Право­слав­ная Церковь», при­нял «Положе­ние об управ­ле­нии», кото­рое упо­ря­до­чи­ва­ло цер­ков­но­при­ход­скую жизнь. Откры­тым голо­со­ва­ни­ем был избран Патри­арх – Алексий I (Симан­ский)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

1971

Серги­ев Посад

Брежнев Л. И.

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью избра­ния ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 14-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Крутиц­кий и Коломен­ский Пимен (Извеков). Другое важ­ней­шее реше­ние собо­ра — отме­на «клятв» на ста­рые обря­ды Большо­го Москов­ско­го Собора 1667 года

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

1988

Серги­ев Посад

Горба­чев М. С.

Собор про­во­дил­ся в свя­зи с 1000-лети­ем кре­ще­ния Руси

Итога­ми собо­ра ста­ли при­ня­тие ново­го Устава, а так­же кано­ни­за­ция девя­ти подвиж­ни­ков Право­сла­вия (в т.ч. Ксении Петер­бург­ской, Игнатия Брянча­ни­но­ва, Феофа­на Затвор­ни­ка)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

1990

Серги­ев Посад

Горба­чев М. С.

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью избра­ния ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 15-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Новго­род­ский Алексий (Ридигер), кано­ни­зи­ро­ва­ны испо­вед­ни­ки, муче­ни­ки и пра­вед­ни­ки, в том чис­ле Иоанн Кронштадт­ский. Обсуж­да­лись про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний с РПЦЗ, борь­бы с акти­ви­за­ци­ей УАПЦ на Запад­ной Украине, вза­и­мо­от­но­ше­ний с госу­дар­ством

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

2009

Москва

Медве­дев Д. А.

Созыв Собора был вызван необ­хо­ди­мо­стью избра­ния ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 16-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Смолен­ский и Калинин­град­ский Кирилл (Гундяев)

Рейтинг@Mail.ru