Иисус Христоc и религиозные лидеры

Аудио-версия статьи

1. Хри­стос гово­рил не просто от имени Бога, но будучи Самим Богом. Он – Бого­че­ло­век, вопло­тив­шийся, воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий. Все, без исклю­че­ния, прочие рели­ги­оз­ные лидеры – обыч­ные смерт­ные люди, пытав­ши­еся постичь Творца все­лен­ной либо посред­ством есте­ствен­ного откро­ве­ния, абстракт­ных умо­за­клю­че­ний, либо через неких посред­ни­ков.

Напри­мер, Будда утвер­ждал, что его учение не явля­ется боже­ствен­ным откро­ве­нием, а полу­чено им через меди­та­тив­ное созер­ца­ние. Мухам­мед полу­чал «откро­ве­ние» через духа Джабра­ила. Кроме того, учение Мухам­меда вклю­чает в себя эле­менты, заим­ство­ван­ные из древ­них араб­ских веро­ва­ний, иуда­изма и хри­сти­ан­ских ере­ти­че­ских учений

2. Кто-то может согла­ситься, что Будда и Мухам­мед – своего рода «вели­кие» учи­теля, ведь они сумели спло­тить вокруг себя и своих учений мно­же­ство после­до­ва­те­лей (уче­ни­ков). Однако Хри­стос явля­ется Учи­те­лем в исклю­чи­тель­ном, самом воз­вы­шен­ном смысле этого слова: «один у вас Учи­тель – Хри­стос» (Мф.23:8). Он учил людей о высших пред­ме­тах бытия, учил без­уко­риз­ненно; Он рас­крыл перед ними высший смысл их при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния. Кроме того, Он учил не только словом, но и при­ме­ром: Он явил людям образ­цо­вый Пример послу­ша­ния Богу, свя­то­сти, доб­ро­де­тель­но­сти, любви. Он не только учил чело­века спа­се­нию, Он — Спа­си­тель, Он — Иску­пи­тель людей.

3. Лич­ность Иисуса Христа, по чело­ве­че­скому есте­ству, нрав­ственно несо­из­ме­римо выше лич­но­стей любых других рели­ги­оз­ных учи­те­лей. Он отверг всё земное (при­зем­лен­ное), не имел семьи, не имел соб­ствен­но­сти. Будда же был женат и имел дочь, после «про­свет­ле­ния» отверг аске­тику. Мухам­мед был женат на вли­я­тель­ной мек­кан­ской вдове (от 2 мужей) своей даль­ней род­ствен­нице куп­чихе Хади­дже. После ее смерти Мухам­мед заклю­чил несколько браков с дру­гими жен­щи­нами, имел 7 детей. «Более всего на земле я любил женщин и аро­маты, но полное насла­жде­ние нахо­дил всегда только в молитве».

4. Про­по­ведь Христа была чужда многим Его совре­мен­ни­кам. Мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того: иудеям соблазн, элли­нам безу­мие (1Кор. 1:23). Пона­чалу даже Его уче­ники испы­ты­вали коле­ба­ния, не пони­мая мно­гого из того, чему Он учил. Сразу после смерти Будды 500 его сто­рон­ни­ков мона­хов про­вели первый Собор. Ко вре­мени своей смерти Мухам­мед был обще­при­знан­ным среди арабов про­ро­ком, кото­рому под­чи­ня­лась зна­чи­тель­ная часть Аравии.

5. Иисус открыто про­по­ве­до­вал около 3,5 лет; Будда 44 года; Мухам­мед 22 г.. Тем не менее то учение, кото­рое Мессия пре­по­дал Своим уче­ни­кам, а они — Церкви, без­мерно пре­вос­хо­дит по глу­бине и воз­вы­шен­но­сти учения послед­них.

6. Иисус доб­ро­вольно принял смерть, будучи моло­дым, в воз­расте около 33 лет. Будда умер в 483 году до Р. Х., в воз­расте 80 лет; Мухам­мед умер в 632 году от Р. Х., в воз­расте 62 лет.

7. Иисус был нена­ви­дим мно­гими иуде­ями за те истины, кото­рые про­по­ве­до­вал. Он умер ради Спа­се­ния, Искуп­ле­ния людей, не отрек­шись от того, чему учил, пре­тер­пев невы­но­си­мые муче­ния и про­стив на Кресте своих мучи­те­лей.

Смерть Будды и Мухам­меда была иной. Будда пре­бы­вал в пре­клон­ном воз­расте, когда кузнец Чунда накор­мил его тухлой сви­ни­ной или, воз­можно, гри­бами, и он умер от отрав­ле­ния. Мухам­мед почув­ство­вал при­ступ горячки и остался без­вы­ходно в доме своей жены и сорат­ницы Аиши. Вре­ме­нами он впадал в бред. Утром в день своей смерти он пришел в полное созна­ние и пока­зался на пороге смеж­ной с домом мечети, когда верные были там собраны на молитву. Этот выход исто­щил его послед­ние силы; когда Аиша уло­жила его в постель, нача­лась агония при­вед­шая к смерти.

8. Хри­стос Вос­крес, все осталь­ные рели­ги­оз­ные лидеры мертвы. Любой чело­век может молит­венно обра­титься ко Христу.

9. Будда запре­щал своим после­до­ва­те­лям даже смот­реть на женщин. Мухам­мед имел гарем. После­до­ва­тели Христа, испо­ве­дуя учение о Пре­свя­той Бого­ро­дице как о Матери Божьей, учение о браке, воз­вы­сили статус жен­щины. Бого­ро­дица почи­та­ется в Церкви выше, чем ангелы, выше, чем кто-либо из людей (не считая, разу­ме­ется, Бого­че­ло­века, Христа).

10. Хри­стос не ставил право спа­се­ния людей в зави­си­мость от их наци­о­наль­но­сти, воз­раста, пола, соци­аль­ного ста­туса, и открыл воз­мож­ность войти в Цар­ство Небес­ное для всех – мужчин и женщин, иудеев и тузем­цев, знат­ных и нищих.

Хоте­лось бы закон­чить наше срав­не­ние сло­вами о. А. Меня:

«Нрав­ствен­ное учение Христа не так уж опе­ре­дило свое время, как кажется на первый взгляд. Боль­шин­ство мораль­ных максим Еван­ге­лия можно найти у Будды, Кон­фу­ция, Сократа, Сенеки, в иудей­ской пись­мен­но­сти, вклю­чая Талмуд.

Почему же люди пове­рили в Иисуса? Потому ли, что Он был гени­аль­ным про­ро­ком, про­вид­цем, мутан­том, гип­но­ти­зе­ром? Но почему тогда Он жил и дей­ство­вал, не забо­тясь об успехе? Ведь Хри­стос пришел, не был ува­жа­е­мым и люби­мым всеми, про­слав­лен­ным муд­ре­цом, вроде Сократа или Будды, кото­рый вер­бо­вал пре­дан­ных уче­ни­ков из высших клас­сов и про­све­щен­ных брах­ма­нов. Он не опи­рался на земную власть, как Кон­фу­ций, Зара­ту­стра, Маго­мет и Лютер, Он не обра­щался к силе тео­ре­ти­че­ских аргу­мен­тов, не делал чудеса ору­ди­ями про­па­ганды. Он исце­лял, состра­дая, и просил людей, чтобы они не раз­гла­шали Его деяний. Гени­аль­ность? Но как я уже сказал, у Него не было новой эти­че­ской док­трины, зато было мно­же­ство врагов, кото­рых счи­тали почтен­ными и ува­жа­е­мыми людьми. Если бы Он был все­по­беж­да­ю­щим гип­но­ти­зе­ром, что стоило Ему заво­е­вать рас­по­ло­же­ние этих фари­сеев и сад­ду­кеев? Почему Он не совер­шил духов­ного наси­лия над уче­ни­ками, почему избрал людей, кото­рые потом отрек­лись, пре­дали, раз­бе­жа­лись, кото­рые так плохо пони­мали Его?

Нет, гени­аль­ный гип­но­ти­зер нико­гда бы не стал при­вле­кать к себе этих слабых, темных, негра­мот­ных рыба­ков. И вообще Он дей­ство­вал бы совер­шенно иначе. Он делал бы ставку не на низы обще­ства. Он, конечно, проник бы в высшие бого­слов­ские школы, и силою своего воз­дей­ствия заста­вил бы муд­ре­цов Изра­иля пове­рить в Него. А те в свою оче­редь навер­бо­вали бы Ему толпы при­вер­жен­цев. Он был бы рад, когда народ решил про­воз­гла­сить Его царем. Хри­стос же, узнав об этом наме­ре­нии, скрылся. Как это мало похоже на дей­ствие фокус­ника-дема­гога, кото­рый хочет путем сен­са­ции создать Себе славу и обре­сти власть над наро­дом.

Ренан гово­рил, что есть семья «сынов Божиих», куда вклю­чил кроме Иисуса Будду, Кон­фу­ция, Зара­ту­стру, Маго­мета, Сократа и про­ро­ков. Но что уди­ви­тельно, ни один из них не имел само­со­зна­ния, подоб­ного само­со­зна­нию Христа. Будда про­би­рался к истине долгим тер­ни­стым путем, Маго­мет писал в Коране, что в срав­не­нии с Богом он подо­бен тре­пету кома­ри­ного крыла. Пророк Исайя считал, что он должен уме­реть, после того, как Гос­подь явился ему. Кон­фу­ций утвер­ждал, что тайна Неба пре­вос­хо­дит его пони­ма­ние. Все они, воз­вы­ша­ясь на много голов над чело­ве­че­ством, управ­ляя и сейчас мил­ли­о­нами людей – все они смот­рели на Боже­ство снизу вверх: созна­вая Его без­мер­ность. Кроме того, все они так или иначе чтили ста­рин­ные авто­ри­теты.

Только Хри­стос гово­рил и мыслил иначе. Мы можем не верить Ему, можем повер­нуться спиной к Его сви­де­тель­ству, но именно тут – глав­ная Его загадка. Он создал хри­сти­ан­ство не как некое отвле­чен­ное учение, а посеял семена Цар­ства Божия на земле. Он открыл небы­ва­лую воз­мож­ность Бого­об­ще­ния, без экс­та­зов, меха­ни­че­ских при­е­мов, без «бег­ства от мира». Это обще­ние с Богом осу­ществ­ля­ется через Него Самого. Он не оста­вил миру ни Коран, ни Тору, ни какие-либо другие скри­жали. Он не оста­вил закона, а оста­вил Самого Себя. «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века», – сказал Он. Вся суть хри­сти­ан­ства заклю­ча­ется в этих словах: Я с вами. Путь к Нему открыт каж­дому веру­ю­щему в Него. Он реально при­сут­ствует в нашей жизни, а не Его учение. Учение нам дорого именно потому, что оно исхо­дит от Него. Он жив не как гений, дело кото­рого живет, а вполне реально. Только поэтому и суще­ствует хри­сти­ан­ство. Жизнь со Хри­стом и во Христе есть един­ствен­ное и уни­каль­ное, что дали нам собы­тия в Пале­стине 2000 лет назад.

Он не гово­рит, как Будда, что Он достиг чего-то упраж­не­ни­ями и уси­ли­ями. И Он не гово­рит, как Мухам­мед, что Он счи­тает себя ничтож­ным перед лицом Аллаха — Все­выш­него. И Он не гово­рит, как Платон, что трудно постичь Отца вся­че­ских. Он не гово­рит, как пророк, кото­рый чув­ствует себя только чело­ве­ком, греш­ным чело­ве­ком, про­вод­ни­ком Боже­ствен­ной воли. А Он гово­рит о Себе так, как может гово­рить о Себе только Вла­сти­тель мира и судеб. Он раз­во­ра­чи­вает перед людьми строки Свя­щен­ного Писа­ния и гово­рит: «Вам ска­зано… а Я говорю вам так!» То есть Он ставит Свое слово наряду с Писа­нием.

Он не гово­рит: «Я вам дам учение». Он не гово­рит: «Вот так-то ска­зано в Библии, то-то, то-то и то-то…» А Он гово­рит: «При­и­дите ко Мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки