Рели­гия

***

Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соеди­нять, или relegere — выде­лять, или reeligere — вновь изби­рать) – 1) особая форма вза­и­мо­дей­ствия чело­века (обще­ства) со «сверхъ­есте­ствен­ным»; 2) истин­ная рели­гия — Пра­во­сла­вие.

Рели­гия стре­мится дать ответ на пер­во­сте­пен­ный для каж­дого чело­века вопрос о смысле жизни. В отли­чие от науки, уста­нав­ли­ва­ю­щей лишь необ­хо­ди­мые при­чинно-след­ствен­ные связи и без­лич­ные законы при­род­ной жизни, рели­гия рас­кры­вает чело­веку цель его бытия, ука­зы­вает его пред­на­зна­че­ние в мире – пред­на­зна­че­ние, испол­не­ние кото­рого озна­чает испол­не­ние миссии чело­века на Земле. Вне опре­де­ле­ния этого пред­на­зна­че­ния чело­ве­че­ская жизнь утра­чи­вает всякий смысл, рав­но­ценна неосо­знан­ной живот­ной жизни.

Рас­крыть смысл чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния рели­гия может только рас­крыв истин­ную Пер­во­при­чину бытия, создав­шую мир и наде­лив­шую его Своим смыс­лом. Рели­гия при­звана ука­зать на Вечное Абсо­лют­ное бытие, пре­бы­ва­ю­щее вне всех форм услов­но­стей и огра­ни­че­ний, обла­да­ю­щее всеми совер­шен­ствами в срав­не­нии с огра­ни­чен­ным и услов­ным бытием чело­века. Опре­де­лив Пер­во­при­чину бытия, рели­гия должна дать ясное учение о Ней.

Но этим не исчер­пы­ва­ется сущ­ность рели­гии, поскольку она при­звана не просто ука­зать на Высшее бытие, но и рас­крыть путь позна­ния Выс­шего бытия – путь cоеди­не­ния (religare – соеди­нять) Абсо­лют­ного бытия и чело­века. Именно в рас­кры­тии пути соеди­не­ния Выс­шего бытия и чело­века и заклю­ча­ются суть рели­гии, поскольку именно в этом соеди­не­нии есть смысл жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ство явля­ется истин­ной рели­гией, ибо хри­сти­ан­ство рас­кры­вает Пер­во­при­чину миро­зда­ния в Высшем Боже­ствен­ном бытии, опре­де­ляя Бога как Духа, пре­бы­ва­ю­щего вне явле­ний твар­ного мира. Хри­сти­ан­ское бого­сло­вие ясно учит о Боге как Все­со­вер­шен­ном – Бес­пре­дель­ном, Само­быт­ном, Неиз­ме­ри­мом, Вечном, Неиз­ме­ня­е­мом, Святом Суще­стве, явля­ю­щем Бес­ко­неч­ную бла­гость и Бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие, чье Неогра­ни­чен­ное Духов­ное Бытие все­цело отлично от огра­ни­чен­ного бытия всех существ создан­ного Им мира.

В то же время хри­сти­ан­ство гово­рит не об абстракт­ном, чуждом чело­ве­че­скому позна­нию боге. Хри­сти­ан­ство учит о воз­мож­но­сти позна­ния Бога, поскольку Сам Бог рас­кры­ва­ется чело­веку во всей пол­ноте, поскольку сам Бог вопло­ща­ется в Чело­веке. Сре­до­то­чие хри­сти­ан­ского Бого­по­зна­ния – Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, Кото­рый есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соеди­няет в Себе Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую при­роду, откры­вая воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом для каж­дого веру­ю­щего в Него.

Хри­сти­ан­ство явля­ется рели­гией еди­не­ния Бога и чело­века, рели­гией, дару­ю­щей чело­веку пра­виль­ные пред­став­ле­ния о Боге в нераз­рыв­ной связи с воз­мож­но­стью обо­же­ния – соеди­не­ния с Ним.

***

При выборе рели­гии важно обра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее:

Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соот­вет­ственно, наи­бо­лее полно узнать и позна­вать Бога мы можем только из Его Откро­ве­ния о Себе (сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния). Более абстрактно Бог позна­ётся из окру­жа­ю­щего мира (как творец по его тво­ре­нию), что остав­ляет широ­кий про­стор для чело­ве­че­ской фан­та­зии (отсюда мно­го­чис­лен­ные рели­гии чело­ве­че­ского про­ис­хож­де­ния).

Слово «рели­гия» можно бук­вально пере­ве­сти как «вос­со­еди­не­ние», вос­ста­нов­ле­ние связи с Богом. В хри­сти­ан­стве цель –  Богобще­ние, а глав­ное Цер­ков­ное Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния – соеди­не­ние с Богом-Твор­цом. Истин­ный Бог – не деспот, не без­раз­лич­ное к своему тво­ре­нию суще­ство, не абстракт­ная энер­гия, а Любя­щий Отец. Хри­сти­ан­ская любовь это не просто эмоция, она жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Истина одна, не может быть несколько про­ти­во­ре­ча­щих друг другу истин. Стены рели­гий всё же дости­гают до небес. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные рели­гии прин­ци­пи­ально раз­ли­ча­ются в важ­ней­ших тези­сах веро­уче­ния – пред­став­ле­нии о Боге, мире, чело­веке и цели чело­ве­че­ской жизни. Утвер­ждать, что все рели­гии по сути гово­рят об одном – абсурдно. Бог не может Себе про­ти­во­ре­чить: не может быть, чтобы про­ро­кам Моисею, Давиду, Исаие Он пред­ска­зы­вает одно, Еван­ге­лие Христа гово­рит то же, Хри­стос и Его апо­столы сви­де­тель­ствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рож­да­ется Мухам­мад и выво­ра­чи­вает все наизнанку.

Даже общие черты веро­уче­ния или рели­ги­оз­ной прак­тики не должны усып­лять наше вни­ма­ние. Как ост­ро­умно заме­тил Честер­тон:  «хри­сти­ан­ство и буд­дизм очень похожи, осо­бенно буд­дизм».  Бес­цвет­ные кри­сталлы циа­ни­стого калия по внеш­нему виду очень похожи на сахар­ный песок, но сахар дает нам энер­гию для жизни, а цианид калия несёт смерть. В таких вопро­сах как: кто есть Бог, для чего он создал мир, насколько далёк чело­век от Бога, как вос­со­еди­ниться с Богом, а не в обря­дах и не в нрав­ствен­ных нормах – прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие рели­гий.

Явля­ется ли рели­гия рели­гией все­об­щей или это система куль­турно-наци­о­наль­ных тра­ди­ций. Рели­гия пред­по­ла­гает живое обще­ние чело­века с Богом (личное обра­ще­ние в молитве и соеди­не­ние в таин­ствах), а не просто некий свод правил и обря­дов. Не про­ти­во­ре­чат ли веро­учи­тель­ные прин­ципы рели­гии сове­сти и нрав­ствен­ным прин­ци­пам чело­века? При­знаёт ли рели­гия сво­боду воли?

Фигура осно­ва­теля рели­гии:

  • от кого он полу­чил откро­ве­ние, общался ли он с Богом лично?
  • какова была его само­оценка?
  • явля­ется ли он при­ме­ром для под­ра­жа­ния?
  • меня­лось ли его миро­воз­зре­ние в тече­ние жизни?
  • были ли в его жизни грехи, ошибки?
  • что он оста­вил и заве­щал после своей смерти?

В любой другой рели­гии мира лич­ность учи­теля зани­мает вто­ро­сте­пен­ное место по отно­ше­нию к тому учению, кото­рое он про­по­ве­дует. Даже если чело­век, кото­рый это учение несет другим людям, явля­ется его непо­сред­ствен­ным авто­ром, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если пред­ста­вить себе, что по каким-то при­чи­нам имя осно­ва­теля той или иной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции было забыто или вообще неиз­вестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой тра­ди­ции. Самое глав­ное — что именно про­по­ве­дует та или иная рели­гия. А кто про­по­ве­дует — это уже вопрос второй важ­но­сти.

В хри­сти­ан­стве все как раз наобо­рот. Глав­ное место в жизни веру­ю­щего чело­века зани­мает сам Хри­стос, а Его учение и запо­веди — это своего рода путе­во­ди­тели, ука­зы­ва­ю­щие верную дорогу и помо­га­ю­щие про­ло­жить пра­виль­ный марш­рут, в конце кото­рого стоит лич­ность нашего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Я — свет миру (Ин.8:12); Я — путь и истина и жизнь (Ин.14:6); кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38), — эти и подоб­ные им слова встре­ча­ются в Новом Завете очень часто, причем исхо­дят они не только из уст самого Спа­си­теля, но и от Его апо­сто­лов, кото­рые  видели в своем Учи­теле больше, чем просто про­рока или осно­ва­теля новой рели­гии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, кото­рый пришел в этот мир спасти свое погиб­шее тво­ре­ние — чело­века. И вот уже две тысячи лет Цер­ковь вслед за апо­сто­лом Петром на каждой Литур­гии повто­ряет слова, став­шие глав­ными сло­вами каж­дого хри­сти­а­нина: «Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую, что Ты — Хри­стос, Сын Бога Живого».

Итак, хри­сти­а­нин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Хри­стос явля­ется стерж­нем всей его жизни. Без этого глав­ней­шего усло­вия наша вера пре­вра­ща­ется в пустую фор­маль­ность, наши бого­слу­же­ния — в кра­си­вые спек­такли, а наша мораль — в про­стую игру в бисер. Это очень жест­кое и резкое утвер­жде­ние, но это дей­стви­тельно так: без Христа хри­сти­ан­ство ста­но­вится про­стой фило­со­фией, кото­рая может дать чело­веку очень многое. Фило­со­фия не дает лишь самого Христа. А без Христа спа­стись невоз­можно.

Если языч­ники гово­рят о том, какую жертву люди должны при­не­сти богу, то Еван­ге­лие гово­рит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Чело­ве­че­ский не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих (Мф. 20:28); Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16)». Хри­сти­ан­ство осно­вано, прежде всего, на любви и  бла­го­дар­но­сти к Богу, а не испол­не­нии зако­нов и обря­до­вых норм.

Наи­луч­шие пред­ста­ви­тели срав­ни­ва­е­мых рели­гий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повли­яли на окру­жа­ю­щих людей, какова была их само­оценка. Были ли при­об­ре­тён­ные ими каче­ства «неот­мир­ными», полу­чен­ными от Бога или это был резуль­тат чело­ве­че­ских усилий: физи­че­ской или пси­хи­че­ской тре­ни­ровки?

При объ­ек­тив­ном иссле­до­ва­нии рели­гий важно отде­лить исто­ри­че­ское тече­ние рели­гии от её позд­ней­ших откло­не­ний и не сме­ши­вать грехи тех или иных после­до­ва­те­лей рели­гии с её веро­учи­тель­ными поло­же­ни­ями.

Почему хри­сти­ан­ство един­ствен­ная истин­ная рели­гия?

  1. Исто­ри­че­ский аргу­мент: сбыв­ши­еся про­ро­че­ства, муче­ники.
  2. Веро­учи­тель­ный аргу­мент: реши­тель­ное отли­чие дог­ма­ти­че­ских истин хри­сти­ан­ства как от всего ком­плекса идей, обра­зу­ю­щих содер­жа­ние созна­ния языч­ни­ков, так и от кор­не­вых прин­ци­пов фило­соф­ству­ю­щего разума.
  3. Прак­ти­че­ский аргу­мент: святые.
  4. Нрав­ственно-эти­че­ский аргу­мент: хри­сти­ан­ство не содер­жит в себе ника­ких поло­же­ний в учении, кото­рые про­ти­во­ре­чили бы сове­сти чело­ве­че­ской, или разум­ному отно­ше­нию к жизни чело­ве­че­ской.

О при­чи­нах появ­ле­ния и суще­ство­ва­ния нехри­сти­ан­ских рели­гий:

  1. Ошибки разума: разум должен быть про­све­щён боже­ствен­ной бла­го­да­тью, т.к. и он повре­ждён в гре­хо­па­де­нии.
  2. Ошибки воли: вли­я­ние своего этноса, учи­теля.
  3. Ошибки чувств: пси­хи­че­ские воз­дей­ствия, под­мена Бога соб­ствен­ными внут­рен­ними пере­жи­ва­ни­ями.
  4. Воз­дей­ствие падших духов на чело­века.

Можно ли утвер­ждать, что иные рели­гии по той или иной при­чине просто не «дозрели» до пред­став­ле­ния о Святой Троице и испо­ве­дуют Бога Отца?

Сын – Слово Бога Отца. Ум рож­дает Слово. Сын – вечное Откро­ве­ние Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Хри­стос и гово­рит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Поэтому мы и утвер­ждаем, что невоз­можно гово­рить о том, что у нас с иными рели­ги­ями один Бог – Отец, мол, они нехри­сти­ане, но знают Бога Отца. Отец всегда откры­ва­ется лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выра­зи­тель Сына!

Появ­ле­ние раз­лич­ных рели­гий явля­ется одним из след­ствий пер­во­род­ного греха. Душа чело­века не может без Бога, не имея связи с Ним, она пыта­ется Его создать.

Все рели­гии можно клас­си­фи­ци­ро­вать 2‑мя мето­дами: по бли­зо­сти к Бого­от­кро­вен­ному пра­во­слав­ному хри­сти­ан­ству и по уда­лён­но­сти от него:

  • В самой дали стоит атеизм;
  • Перед ним буд­дизм, где Бог как Творец и Лич­ность отри­ца­ются;
  • Затем язы­че­ская рели­гия инду­изм, где богов много;
  • Затем ислам с его абстракт­ным моно­те­из­мом (единым Богом), твор­цом добра и зла и пред­опре­де­ле­нием чело­века;
  • Далее Иуда­изм, хоть и весьма иска­жённо, но опи­ра­ю­щийся на Ветхий Завет.

***

“Все рели­гии – это лест­ницы, кото­рые чело­век строит, чтобы достичь неба, но хри­сти­ан­ство – это лест­ница, кото­рую Бог спус­кает с небес на землю, и по этой лест­нице к нам при­хо­дит Хри­стос”.
прот. Алек­сандр Мень

***

Хри­сти­ан­ская вера явля­ется Божьим Откро­ве­нием; все осталь­ные рели­гии – лишь попытки чело­века вер­нуть поте­рян­ную связь с Твор­цом.

***

Хри­сти­ан­ство – это не набор инфор­ма­ции, и посему, оно не может исчер­паться кни­гами. Хри­сти­ан­ство есть непо­сред­ствен­ный опыт жизни в Боге.

***

См. БОГО­ПО­ЗНА­НИЕ, АБСО­ЛЮТ, НАТИ­ВИЗМ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки