Богочеловек

Аудио-версия статьи

***

Богочелове́к – наиме­но­ва­ние Иисуса Христа, ука­зы­ва­ю­щее на то, что в Иисусе Христе заклю­чено два есте­ства – Боже­ское и чело­ве­че­ское – и что эти два есте­ства соеди­нены в Нем ипо­стасно, т.е. состав­ляют одно Лицо, одну Ипо­стась.

bogochelovek - Богочеловек

По учению Пра­во­слав­ной Церкви, сфор­му­ли­ро­ван­ному на IV Все­лен­ском Соборе, есте­ства во Иисусе Христе соеди­нены:

  • нес­литно (т.е. не обра­зуют сме­шан­ную при­роду полу­Бога, полу­че­ло­века),
  • неиз­менно (т.е. ни Боже­ское, ни чело­ве­че­ское есте­ство в резуль­тате этого соеди­не­ния не изме­ни­лись; Боже­ское обла­дает всеми Боже­ствен­ными свой­ствами, а чело­ве­че­ское — чело­ве­че­скими),
  • нераз­дельно (т.е. не пред­став­ляют собой два испо­стасно обособ­лен­ных есте­ства, а состав­ляют единое Лицо),
  • нераз­лучно (т.е. нико­гда не раз­лу­ча­лись с самого момента зача­тия и не будут раз­лу­чены).

***

Основ­ная Истина Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­век

пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич)

Все истины Пра­во­сла­вия выво­дятся из одной истины и сво­дятся к одной истине, без­гра­нич­ной и вечной. Эта истина – Бого­че­ло­век Хри­стос… Пра­во­сла­вие – Пра­во­сла­вие Бого­че­ло­ве­ком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­ве­че­ство. В нем ничего не бывает по чело­веку и от чело­века, но все при­хо­дит от Бого­че­ло­века и бывает по Бого­че­ло­веку. А это значит: основ­ную, вечную истину жизни и мира чело­век пере­жи­вает и сознает только с помо­щью Бого­че­ло­века, в Бого­че­ло­веке. И еще: все­це­лую истину о чело­веке, о цели и смысле его бытия, чело­век познает только через Бого­че­ло­века. Без Него и вне Его нет истин­ного чело­века, ибо чело­век явля­ется истин­ным только Бого­че­ло­ве­ком и в Бого­че­ло­веке. Вне Его чело­век пре­вра­ща­ется в при­ви­де­ние, в чудо­вище, в бес­смыс­лицу. И вместо чело­века вы нахо­дите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истин­ное чело­ве­че­ство только в бого­че­ло­ве­че­стве. И нет дру­гого под небом.

Почему Бого­че­ло­век – основ­ная истина Пра­во­сла­вия? Потому что Он решил все вопросы, муча­ю­щие и тер­за­ю­щие дух чело­ве­че­ский: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и нена­ви­сти, вопрос правды и неправды. Одним словом, – вопрос чело­века и Бога.

Почему Бого­че­ло­век – основ­ная истина Пра­во­сла­вия? Потому что Своей земной жизнью Он самым оче­вид­ным обра­зом пока­зал, что Он – вопло­щен­ная, воче­ло­ве­чен­ная, вооб­ра­зо­ван­ная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Bсe-истина, Все-правда, Bсe-любовь, Все-радость, Bсe-сила. Все Боже­ствен­ные совер­шен­ства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и пре­по­дал нам бла­го­дат­ные силы пре­тво­рять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чув­ства, в свои дела. Отсюда наше при­зва­ние – вопло­тить их в себе и в окру­жа­ю­щем нас мире.

Посмот­рите на наи­луч­ших в роде чело­ве­че­ском. Во всех них Бого­че­ло­век – это то, что самое лучшее, самое глав­ное, вечное. Ибо Он – свя­тость Свя­ти­те­лей, муче­ни­че­ство муче­ни­ков, пра­вед­ность пра­вед­ни­ков, апо­столь­ство апо­сто­лов, доб­рота добрых, мило­сер­дие мило­серд­ных, любовь любя­щих.

Почему Бого­че­ло­век – все и вся в Пра­во­сла­вии? Потому что Он как Единый от Святой Троицы, вопло­щен­ный Сын Божий, неза­ме­ним и как Бог, и как Уте­ши­тель, и как Защит­ник, и как Учи­тель, и как Спа­си­тель. Изму­чен­ный тра­гич­но­стью земной жизни чело­век только в Нем, Все­ми­ло­сти­вом Гос­поде Иисусе Христе, нахо­дит Бога, могу­щего истинно осмыс­лить стра­да­ния, Уте­ши­теля, могу­щего истинно уте­шить во всякой скорби и печали, Защит­ника, могу­щего истинно защи­тить от вся­кого зла, Спа­си­теля, могу­щего истинно спасти от смерти и греха, Учи­теля, могу­щего истинно научить вечной Истине и Правде.

Бого­че­ло­век – все и вся в Пра­во­сла­вии, ибо Он без­мерно воз­ве­ли­чил чело­века: воз­двиг его до Бога, учинил его богом по бла­го­дати. И это осу­ще­ствил, не умаляя чело­века за счет Бога, а испол­няя его всеми Боже­ствен­ными совер­шен­ствами. Бого­че­ло­век, как никто другой, про­сла­вил чело­века: даро­вал ему жизнь вечную, Истину вечную, Любовь вечную, Правду вечную, Радость вечную, Добро вечное, Бла­жен­ство вечное. И чело­век Бого­че­ло­ве­ком достиг Боже­ствен­ного вели­чия.

Если основ­ная истина Пра­во­сла­вия – Бого­че­ло­век, то основ­ная истина любого ино­слав­ного испо­ве­да­ния – чело­век или же отдель­ные кру­пицы его суще­ства: разум, воля, чув­ства, душа, тело, веще­ство. Нет нигде пол­ного чело­века в ино­сла­вии; он там весь раз­дроб­лен на атомы, на отдель­ные части. И это все во славу вели­чины чело­ве­че­ской. Но насколько бес­смыс­ленно «искус­ство ради искус­ства», настолько бес­смыс­лен и «чело­век ради чело­века». Этот путь отво­дит в самый жалкий пан­де­мо­ниум, где вер­хов­ный идол – чело­век. И нет нигде более жал­кого идола, нежели этот.

Исход­ная, изна­чаль­ная истина Пра­во­сла­вия: чело­век не ради чело­века, а ради Бога. Или еще полнее: ради Бого­че­ло­века. Только в Нем можно понять чело­ве­че­ское суще­ство и оправ­дать его бытие. К этой истине сте­ка­ются все тайны неба и земли, все зна­чи­мо­сти всех миров, о кото­рых чело­век может мыс­лить, все радо­сти всех совер­шенств, кото­рых только может достиг­нуть чело­век. Так или иначе, в Пра­во­сла­вии Бого­че­ло­век – всё, и в Нем тогда и чело­век, а в ино­сла­вии – только голый чело­век.

В самом деле, Пра­во­сла­вие – не что иное, как чудес­ная Лич­ность Бого­че­ло­века Христа, про­дол­жен­ная через все века, про­дол­жен­ная как цер­ковь. Пра­во­сла­вие имеет свою печать и свой знак, по кото­рому рас­по­зна­ется. Это свет­лый Лик Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Все, не име­ю­щее этого Лика, – непра­во­славно. Все, не име­ю­щее Бого­че­ло­ве­че­ской Правды, Истины, Любви, Веч­но­сти, – непра­во­славно. Все, стре­мя­ще­еся Еван­ге­лие Бого­че­ло­века осу­ще­ствить в сем мире мето­дами мира сего и цар­ства сего мира, – непра­во­славно; озна­чает раб­ство тре­тьему дья­воль­скому иску­ше­нию.

Быть пра­во­слав­ным значит: иметь посто­янно Бого­че­ло­века в душе, жить Им, мыс­лить Им, чув­ство­вать Им, делать Им. Дру­гими сло­вами, быть пра­во­слав­ным значит быть хри­сто­нос­цем и духо­нос­цем. Этого чело­век дости­гает, когда в Теле Хри­сто­вом – церкви – все­це­лое суще­ство свое испол­нит Бого­че­ло­ве­ком Хри­стом без вся­кого остатка. Поэтому пра­во­слав­ный чело­век посто­янно рас­пи­на­ется молит­вами между небом и землей, подобно радуге, свя­зы­ва­ю­щей вер­шину неба с без­дной земли. И тогда как телом он молит­венно ходит по скорб­ному зем­ному мура­вей­нику, душой он пре­бы­вает горе, где Хри­стос сидит одес­ную Бога, ибо жизнь его «сокрыта со Хри­стом в Боге» (Кол.3:1–3).

Бого­че­ло­век осью про­хо­дит через все миры: и атом­ный, и чело­ве­че­ский, и херу­вим­ский. И если отпа­дет от этой оси какое бы то ни было суще­ство, оно увле­ка­ется в ужас, в муче­ния, в стра­да­ния. Отпал Люци­фер и стал сата­ной; отторг­лись Ангелы и стали бесами; отри­нулся во многом чело­век и утра­тил свой чело­ве­че­ский образ. Отпа­дает ли от нее какая бы то ни было тварь, – она неми­ну­емо сры­ва­ется в хаос и скорбь. А когда целый народ отре­ка­ется от Бого­че­ло­века, тогда исто­рия его пре­вра­ща­ется в шествие через ад и его ужасы.

Бого­че­ло­век – не только основ­ная истина Пра­во­сла­вия, но и сила, и вся мощь Пра­во­сла­вия, ибо только Он спа­сает чело­века от смерти, греха и дья­вола. Этого нико­гда не мог, не может и нико­гда не сможет сде­лать ни чело­век, каким бы он ни был, ни все чело­ве­че­ство как целое. Пора­же­ние – это всегда исход чело­ве­че­ской борьбы со смер­тью, грехом и дья­во­лом, если, чело­ве­ком не руко­во­дит Бого­че­ло­век. Только Бого­че­ло­ве­ком Хри­стом чело­век пре­одо­ле­вает и смерть, и грех, и дья­вола. Отсюда смысл чело­века: испол­ниться Бого­че­ло­ве­ком в Теле Его – церкви Пра­во­слав­ной, пре­об­ра­зиться Им через бла­го­дат­ные подвиги, стать все­мощ­ным Им силой Духа Свя­того, стать бес­смерт­ным, обо­житься, стать бого­че­ло­ве­ком. Это смысл, истин­ный смысл и все­це­лого рода чело­ве­че­ского. Это и радость, един­ствен­ная радость в этом мире без­мер­ной печали и ядо­ви­той горечи.

Пра­во­сла­вие – Пра­во­сла­вие Бого­че­ло­ве­ком. И мы, пра­во­слав­ные, испо­ве­дуя Бого­че­ло­века, через Бого­че­ло­века испо­ве­дуем хри­сто­об­ра­зие чело­века, боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние чело­века, боже­ствен­ное вели­чие чело­века, а этим и боже­ствен­ную зна­чи­мость чело­ве­че­ской лич­но­сти. В дей­стви­тель­но­сти, борьба за Бого­че­ло­века – это борьба за чело­века. Не гума­ни­сты, а люди пра­во­слав­ной, бого­че­ло­ве­че­ской веры и жизни борются за истин­ного чело­века, чело­века бого­об­раз­ного и хри­сто­об­раз­ного.

пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич). «На Бого­че­ло­ве­че­ском Пути», Санкт-Петер­бург, 1999 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки