Библиотеке требуются волонтёры

Погост

Пого́ст – в древ­ней Руси место в посе­ле­нии, где оста­нав­ли­ва­лись и тор­го­вали купцы. Впо­след­ствии и сейчас явля­ется арха­ич­ным сино­ни­мом слову «клад­бище».

pogost 1 - Погост

Транс­фор­ма­ция зна­че­ний

(по мате­ри­а­лам сло­ва­рей Фасмера, Пре­об­ра­жен­ского, Уша­кова, Оже­гова, Даля, Шан­ского)

Суще­стви­тель­ное погост про­изо­шло от др-рус. пого­стити «побы­вать в гостях», при­ста­воч­ное обра­зо­ва­ние от гостити. В древ­но­сти гостями име­но­ва­лись купцы (ср.: одно­ко­рен­ные слова: гости­нец, гостинцы, уго­стить, гости­ный (двор)), а место, где они оста­нав­ли­ва­лись в посе­ле­нии и тор­го­вали, и назы­ва­лось погост. Это был свое­об­раз­ный центр тор­говли и дере­вен­ской жизни.

Затем слово при­об­рело новое зна­че­ние в связи с адми­ни­стра­тив­ной рефор­мой кня­гини Ольги в Нов­го­род­ской земле. Она была раз­де­лена на пого­сты для уплаты дани. Вслед­ствие выгод­ного рас­по­ло­же­ния этих тор­го­вых мест на боль­шом пути они изби­ра­лись также кня­зьями для их ста­но­вищ во время осен­них и зимних объ­ез­дов по воло­стям, «в полю­дье» (по людям), для судо­про­из­вод­ства, соби­ра­ния дани и даров. Полу­че­ние этих даров, по обычаю того вре­мени, сопро­вож­да­лось обще­ствен­ными пирами («гоще­нье», «уго­ще­нье»). По этому месту и полу­чала назва­ние тер­ри­то­рия, с кото­рой упла­чи­ва­лась дань. В про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси на кня­же­ских пого­стах появ­ля­лись храмы с при­ле­га­ю­щим клад­би­щем. Само посе­ле­ние т.о. укруп­ня­лось и впо­след­ствии ста­но­ви­лось цен­тром опре­де­лён­ной обла­сти1.

Впо­след­ствии словом погост стали назы­вать адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ницы, состо­я­щие из несколь­ких насе­лён­ных пунк­тов, а также сами насе­лён­ные пункты, явля­ю­щи­еся цен­трами таких адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных единиц.

Таким обра­зом, погост и цер­ковь в нём в про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси стали играть роль объ­еди­ня­ю­щего центра. Храм в глав­ном селе­нии пого­ста был сре­до­то­чием цер­ков­ной и обще­ствен­ной жизни. Это под­твер­ждает тот факт,  что все другие церкви, постро­ен­ные в округе в разных посе­ле­ниях (выстав­ках) и других местах вместе со своими прич­тами под­чи­ня­лись церкви в глав­ном селе­нии, а именно пла­тили ей цер­ков­ную дань. Поэтому цен­траль­ный храм пого­ста во вре­мена его рас­цвета носил назва­ние «ста­но­вой», «старой» церкви, а прочие церкви погост­ского округа назы­ва­лись «выстав­ками», «выста­воч­ными» церк­вами.

Вся цер­ков­ная дань, уста­нов­лен­ная с пого­ста архи­ерею («подъ­езд и деся­тина») соби­ра­лась с при­ход­ской ста­но­вой церкви, кото­рая через насто­я­те­лей храмов рас­пре­де­ляла и соби­рала над­ле­жа­щие доли этой дани по всем выста­воч­ным церк­вам своего погост­ского округа, а затем, полу­чив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсы­лала всю дань архи­ерею.

Ста­но­вая цер­ковь, говоря совре­мен­ным языком, была глав­ным храмом бла­го­чи­ния. Высшая цер­ков­ная власть все свои рас­по­ря­же­ния отно­си­тельно взи­ма­ния цер­ков­ных сборов, награж­де­ния или отлу­че­ния кли­ри­ков, а также бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, инфор­ма­цию о собы­тиях в Церкви, празд­нич­ные посла­ния и иные цир­ку­ляры направ­ляла  всегда по погост­ским церк­вам.2

Такое адми­ни­стра­тив­ное деле­ние на пого­сты и зна­чи­мость погост­ской церкви сохра­ни­лось на Севере Руси вплоть до област­ной реформы, про­ве­дён­ной Ека­те­ри­ной II в 1775 г., когда пого­сты были упразд­нены. Но несмотря на это слово погост сохра­ни­лось во многих  топо­ни­мах по всей России (напри­мер, Ильин­ский, Дмит­ров­ский Погост в Мос­ков­ской обл., Мошин­ский, Илез­ский, Пят­ниц­кий, Кено­зер­ский, Падан­ский Погост в Архан­гель­ской обл.)3

Это же самое слово в очень близ­ком зна­че­нии мы встре­чаем в совре­мен­ном латыш­ском (pagasts) и в фин­ском языках (pogosta), что можно рас­смат­ри­вать как исто­ри­че­ское заим­ство­ва­ние из рус­ского

С этого вре­мени, по сви­де­тель­ству Даля, слово погост сна­чала прочно свя­зы­ва­ется с цер­ко­вью и, как след­ствие, с при­ле­га­ю­щим к ней клад­би­щем, нередко, только с клад­би­щем, в зна­че­нии кото­рого это слово дошло до наших дней. Однако до этого пого­стом могли назы­вать и просто сель­ский приход; и несколько дере­вень, под общим управ­ле­нием и одного при­хода; и цер­ков­ный двор; и цер­ков­ную тер­ри­то­рию с клад­би­щем, при­ход­скими построй­ками и домом причта.

Выра­же­ния со словом погост

У пого­ста (на, при пого­сте) живучи, всех не опла­чешь (не опла­кать).

Сидеть попу на пого­сте, когда не зовут в гости.

Мерт­вых с пого­сту (домой) не носят.


При­ме­ча­ния:

1 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 1.

2 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 2.

3 Пого­сты, ста­но­вища, исады, вели­кие дворы… // Воло­год­ский лад №2/2007. Стр. 200–205.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки