Самаряне, или евангельское учение об отношении к людям другой веры

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев

Биб­лей­ское учение о сама­ря­нах заслу­жи­вает осо­бого нашего вни­ма­ния. Сама­ряне – клас­си­че­ская секта, воз­ник­шая внутри иудаизма1. Хри­стос вос­при­ни­мал сама­рян именно как отступ­ни­ков от истин­ной веры Изра­иля. Отправ­ляя уче­ни­ков на про­по­ведь, Он гово­рил им: «…на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» (Мф. 10:5). Подоб­ное низ­ве­де­ние ере­ти­ков сама­рян до поло­же­ния нече­сти­вых языч­ни­ков наглядно харак­те­ри­зует глу­бину их заблуж­де­ний. В беседе с сама­рян­кой, отве­чая на ее вопрос, какая из двух вер более соот­вет­ствует истине (сама­рян­ство или иуда­изм), Гос­подь со всею опре­де­лен­но­стью заяв­лял: «Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь, а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев» (Ин. 4:22); здесь Он отож­деств­ляет Себя Самого, сло­вами «мы знаем», с вет­хо­за­вет­ною верою и прямо про­ти­во­по­став­ляет ее заблуж­де­ниям сама­рян. К тому же сами сама­ряне про­яв­ляли агрес­сию по отно­ше­нию к Сыну Божию, видя в нем только пра­во­вер­ного иудея. Ска­зано: «но там не при­няли Его, потому что Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим» (Лк. 9:53). Послед­няя исто­рия заслу­жи­вает осо­бен­ного нашего вни­ма­ния.

Неже­ла­ние со сто­роны сама­рян при­нять Христа в свое селе­ние, так как «Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим», наткну­лось на резкий про­тест со сто­роны апо­сто­лов Иакова и Иоанна, сии «сыны гро­мовы» потре­бо­вали свести огонь на головы сек­тан­тов-сама­рян: «Гос­поди! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истре­бил их, как и Илия сделал? Но Он, обра­тив­шись к ним, запре­тил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54–55). Иногда мы, хри­сти­ане, дей­стви­тельно забы­ваем, в каком вре­мени живем и каким Духом дви­жимы. Пра­во­слав­ная «Тол­ко­вая Библия Лопу­хина» пояс­няет: «На гнев­ное заяв­ле­ние сынов Заве­де­е­вых, кото­рых Сам Гос­подь назвал сынами грома (Мк. 3:17), желав­ших, подобно Илии про­року, низ­ве­сти огонь на нера­зум­ных сама­рян, Гос­подь отве­чает, что они не пони­мают, оче­видно, что, как уче­ники Христа, живу­щие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны при­бе­гать к тем суро­вым мерам вра­зум­ле­ния, к каким при­бе­гали про­роки Вет­хого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе про­яв­ля­ю­щий Себя, чем Дух, под дей­ствием Кото­рого нахо­дятся уче­ники Христа»2.

Гос­подь не оста­вил «сынов гро­мо­вых» без настав­ле­ния и вра­зу­мил их сле­ду­ю­щими сло­вами: «Сын Чело­ве­че­ский пришел не губить души чело­ве­че­ские, а спа­сать» (Лк. 9:56). Святые Отцы пояс­няют: «Но Гос­подь, пока­зы­вая им, что Его Закон выше жизни Или­и­ной, запре­щает им и отво­дит их от такого образа мыслей, и, напро­тив, научает их пере­но­сить обиды с кро­то­стью»3.

Беседа Сына Божия с сама­рян­кой при­несла куда боль­ший резуль­тат. Ска­зано: «И многие Сама­ряне из города того уве­ро­вали в Него по слову жен­щины, сви­де­тель­ство­вав­шей, что Он сказал ей все, что она сде­лала. И потому, когда пришли к Нему Сама­ряне, то про­сили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще боль­шее число уве­ро­вали по Его слову» (Ин. 4:39–41).

Извест­ная притча о Добром Сама­ря­нине (Лк. 10:30–37) есть не что иное, как притча о добром ере­тике и сек­танте. Именно так она и вос­при­ни­ма­лась совре­мен­ни­ками Иисуса Христа. Гос­подь в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ставит сек­танта – сама­ря­нина выше и пра­во­вер­ного свя­щен­ника, и пра­во­вер­ного левита. Именно добрый сама­ря­нин ока­зался под­лин­ным ближ­ним для постра­дав­шего от раз­бой­ни­ков. Увы! Но и в наше время многие сек­танты в нрав­ствен­ном смысле стоят намного выше своих бого­слов­ских про­тив­ни­ков. Многие из тех обви­не­ний, кото­рые неко­то­рые пра­во­слав­ные рели­гио­веды воз­во­дят против сек­тан­тов, могут в боль­шей мере быть исполь­зо­ваны против нас самих.

Сама­ряне пред­став­ля­ются в Еван­ге­лиях и более бла­го­дар­ными по отно­ше­нию ко Христу. Из десяти очи­щен­ных про­ка­жен­ных только один вер­нулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, бла­го­даря Его; и это был Сама­ря­нин» (Лк. 17:16).

Еван­гель­ское учение о сама­ря­нах и есть Еван­гель­ское учение об отно­ше­нии Христа к сек­тан­там (ере­ти­кам). Ни в коей мере не усту­пая им пер­вен­ство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим пра­во­вер­ным и выстра­и­вает мис­си­о­нер­скую работу с ними с пози­ции вни­ма­тель­ного и даже люб­ве­обиль­ного отно­ше­ния к ним самим. Воз­можно, именно из-за такой нрав­ственно выве­рен­ной системы отно­ше­ний с сама­ря­нами для неко­то­рых иудеев Хри­стос и Сам выгля­дит как «Сама­ря­нин». Ска­зано: «…Иудеи отве­чали и ска­зали Ему: не правду ли мы гово­рим, что Ты Сама­ря­нин…» (Ин. 8:48).

Мис­си­о­нер только тогда будет иметь успех в про­по­веди, когда поста­ра­ется насколько воз­можно отож­де­ствить себя с объ­ек­том про­по­веди. Хри­стос это сделал все­цело. Ска­зано: «Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» (Флп. 2:6–7).

Только та про­по­ведь будет услы­шана, кото­рая учи­ты­вает все, даже субъ­ек­тив­ные, осо­бен­но­сти объ­екта про­по­веди. Ска­зано: «Ибо, будучи сво­бо­ден от всех, я всем пора­бо­тил себя, дабы больше при­об­ре­сти: для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но под­за­ко­нен Христу, – чтобы при­об­ре­сти чуждых закона; для немощ­ных был как немощ­ный, чтобы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лался всем, чтобы спасти по край­ней мере неко­то­рых» (1Кор. 9:19–22). Ап. Павел ради дела бла­го­вест­во­ва­ния отож­деств­лял себя даже с фари­се­ями (этими после­до­ва­тель­ными вра­гами Христа и хри­сти­ан­ства); одна­жды он (ап. Павел) напи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­лева, колена Вени­а­ми­нова, Еврей от Евреев, по учению фари­сей» (Флп. 3:5). Нам трудно до конца понять всю сте­пень само­отож­деств­ле­ния самого себя с заблуд­шими в жизни ап. Павла; иногда это дохо­дило и до само­от­ре­че­ния во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлу­чен­ным от Христа за бра­тьев моих, родных мне по плоти… (Рим. 9:3). Иными сло­вами, он сам был готов нахо­диться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, нахо­дятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1Пет. 3:19). Слу­же­ние про­по­веди заблуд­шим всегда должно носить жерт­вен­ный харак­тер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, ска­зав­шего: «Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).

По учению апо­сто­лов, «ере­тика, после пер­вого и вто­рого вра­зум­ле­ния, отвра­щайся» (Тит. 3:10). «После пер­вого и вто­рого», – то есть, необ­хо­димо упо­тре­бить мак­си­мум усилий. Апо­столы не реко­мен­дуют про­яв­лять и чрез­мер­ную враж­деб­ность по отно­ше­нию к отпав­шим: «Если же кто не послу­шает слова нашего в сем посла­нии, того имейте на заме­ча­нии и не сооб­щай­тесь с ним, чтобы усты­дить его. Но не счи­тайте его за врага, а вра­зум­ляйте, как брата» (2Фес. 3:14–15). Так же ап. Павел реко­мен­дует про­яв­лять мило­сер­дие и к нахо­дя­щимся под дис­ци­пли­нар­ным (кано­ни­че­ским) запре­ще­нием: «Для такого довольно сего нака­за­ния от многих, так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь» (2Кор. 2:6). Пред­ва­ри­тельно предав его тело «…сатане во измож­де­ние плоти, чтобы дух был спасен в день Гос­пода нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5).

Общая тональ­ность рели­ги­оз­ных собе­се­до­ва­ний (даже нося­щих обли­чи­тель­ный харак­тер) не должна пере­хо­дить в грубые формы: «Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; будьте всегда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» (1Пет. 3:15). Но подоб­ное внешне мягкое отно­ше­ние к ере­ти­кам нико­гда в апо­столь­ском учении все же не пере­хо­дило пре­де­лов доз­во­лен­ного.

Апо­стол Любви Иоанн Бого­слов учил: «Кто при­хо­дит к вам и не при­но­сит сего учения, того не при­ни­майте в дом и не при­вет­ствуйте его. Ибо при­вет­ству­ю­щий его участ­вует в злых делах его» (2Ин. 1:10–11). Ап. Иуда при­зы­вал гну­шаться «…даже одеж­дою, кото­рая осквер­нена плотью» (Иуд. 1:23). Конечно, здесь име­ются в виду руга­тели, «…посту­па­ю­щие по своим нече­сти­вым похо­тям» (Иуд. 1:18). Но и весь стро­гий тон посла­ния ап. Иуды не избе­жал напо­ми­на­ния о мило­сер­дии к отпав­шим: «И к одним будьте мило­стивы, с рас­смот­ре­нием…» (Иуд. 1:22).


При­ме­ча­ния:

1 Сама­ряне: Этни­че­ско-рели­ги­оз­ная группа, клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. Данная этни­че­ская группа воз­никла из сме­ше­ния евреев, насе­ляв­ших Север­ное (Изра­иль­ское) цар­ство, с пере­се­лен­цами из разных обла­стей асси­рий­ской импе­рии (4Цар. 17:24; 1Езд. 4:9–10), кото­рые и засе­лили опу­стев­шие (после изгна­ния евреев в Вави­лон) города Сама­рии. Пер­во­на­чально сама­ряне окорм­ля­лись иудей­скими свя­щен­ни­ками (леви­тами – 4Цар. 17:27), но позже они создали свое соб­ствен­ное свя­щен­ство, аль­тер­на­тив­ное иудей­скому. Есть у сама­рян и свой соб­ствен­ный (аль­тер­на­тив­ный) текст Торы (Пяти­кни­жия Моисея), извест­ное «Сама­рян­ское Пяти­кни­жие». Данный текст имеет отли­чия от масо­рет­ского (еврей­ского) текста пяти первых книг Библии. Так, напри­мер, назва­ние горы «Гевал» (Втор. 27:4) заме­нено на «Гари­зим» и т.д. – всего около 6 тыс. несов­па­де­ний. Сама­ряне еже­годно празд­нуют на горе Гари­зим Пасху и др. рели­ги­оз­ные празд­ники, уста­нов­лен­ные в Книге Левит. – О.С.
2 Тол­ко­вая Библия… /Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Сток­гольм, 1987. Т.3. С. 186.
3 Ком­мен­та­рий блж. Фео­фи­лакта на Лк. 9:56.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки