Библиотеке требуются волонтёры

Кафедральный собор

Кафедра́льный собо́р – в разных кон­фес­сиях храм, в кото­ром рас­по­ла­га­ется епи­скоп­ская кафедра и где насто­я­те­лем явля­ется сам епи­скоп. Кафед­раль­ный собор, как пра­вило, явля­ется глав­ным храмом епар­хии.

kafedralnyj sobor - Кафедральный собор

Про­ис­хож­де­ние слова

Слово собор про­ис­хо­дит из ста­ро­сла­вян­ского языка и озна­чает «собра­ние, съезд». Уместно пред­по­ло­жить, что собо­ром стали назы­вать тот храм, где всегда вместе с епи­ско­пом слу­жило много свя­щен­ни­ков. В наше время помимо кафед­раль­ных собо­рами часто назы­вают глав­ные храмы внутри мона­стыря (напр. Успен­ский собор Троице-Сер­ги­е­вой Лавры) или церкви, име­ю­щие особый статус (напр. Собор Покрова на Рву, более извест­ный как храм Васи­лия Бла­жен­ного). Статус собора церкви при­сва­и­ва­ется раз и навсе­гда.

Слово кафедра (καθέδρα) гре­че­ского про­ис­хож­де­ния и озна­чает оно «сиде­нье, седа­лище; сиде­ние». Уже во вре­мена древ­него хри­сти­ан­ства в храмах для пред­сто­я­те­лей стали устра­и­вать почёт­ные седа­лища в абси­дах алта­рей на воз­вы­ше­нии, о чём сви­де­тель­ствует архи­тек­тура древ­них бази­лик и ката­комб­ных церк­вей. Окрест него рас­по­ла­га­лись седа­лища (стулья) для свя­щен­ни­ков. Место и способ рас­по­ло­же­ния выбрано не слу­чайно – оно соот­но­сится с виде­нием Иоанна Бого­слова, кото­рое он опи­сы­вает в 4 главе Откро­ве­ния: «И тотчас я был в духе; и вот, пре­стол стоял на небе, и на пре­столе был Сидя­щий; и Сей Сидя­щий видом был подо­бен камню яспису и сар­дису; и радуга вокруг пре­стола, видом подоб­ная сма­рагду. И вокруг пре­стола два­дцать четыре пре­стола; а на пре­сто­лах видел я сидев­ших два­дцать четыре старца…».

Почти сразу слово кафедра стало одним из сим­во­лов епи­скоп­ской власти. Тер­тул­лиан в сочи­не­нии «О пре­скрип­ции против ере­ти­ков» упо­треб­ляет сло­во­со­че­та­ние апо­столь­ская кафедра, имея ввиду пре­ем­ствен­ность епи­скоп­ской власти помест­ных церк­вей от апо­сто­лов.

Во многих евро­пей­ских языках поня­тие кафед­раль­ный собор эти­мо­ло­ги­че­ски напря­мую свя­зано со словом кафедра (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral). В совре­мен­ном цер­ков­ном языке кафед­рой может назы­ваться ста­ци­о­нар­ное или пере­нос­ное воз­вы­ше­ние в центре храма, куда епи­скоп выхо­дит в опре­де­лён­ные моменты бого­слу­же­ния, а также в пере­нос­ном смысле епар­хия, мит­ро­по­лия или город, кото­рым управ­ляет епи­скоп.

Наи­бо­лее извест­ные кафед­раль­ные соборы хри­сти­ан­ских кон­фес­сий в Европе

В Москве всем хорошо изве­стен храм Христа Спа­си­теля. Полное его назва­ние Кафед­раль­ный собор­ный храм Христа Спа­си­теля. Храм имеет тра­ги­че­скую исто­рию. Первое здание собора была завер­шено к 1881 г. Но в 1931 г. в надежде иско­ре­нить пра­во­сла­вие он был взо­рван по при­казу совет­ской власти и впо­след­ствии на его месте был построен бас­сейн «Москва». Однако в 1980-ых годах появи­лось дви­же­ние за вос­со­зда­ние храма и в 2000 году состо­я­лось вели­кое освя­ще­ние Храма Христа Спа­си­теля пат­ри­ар­хом Алек­сием II, когда он пред­стал перед все­об­щим взором в небы­ва­лом вели­ко­ле­пии и до сих пор явля­ется глав­ным храмом г. Москвы.

В Храме Христа Спа­си­теля ныне служит пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. А после его раз­ру­ше­ния и до его вос­со­зда­ния пат­ри­ар­шая кафедра нахо­ди­лась в Ело­хов­ского Бого­яв­лен­ском соборе. О его суще­ство­ва­нии известно с 1845 г. Сейчас он явля­ется кафед­раль­ным собо­ром Мос­ков­ской город­ской епар­хии. У входа в собор висит памят­ная таб­личка о кре­ще­нии в нём в 1799 г. Алек­сандра Сер­ге­е­вича Пуш­кина.

Глав­ный като­ли­че­ский кафед­раль­ный собор – это собор свя­того Петра в Риме. Долгое время был самой боль­шой хри­сти­ан­ской цер­ко­вью в мире, поскольку на всей тер­ри­то­рии собора внутри и сна­ружи одно­вре­менно могут участ­во­вать в бого­слу­же­нии до 75 000 чело­век. Под алтар­ной частью поко­ятся мощи свя­того апо­стола Петра, над кото­рыми по при­ка­за­нию импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого воз­вели первую бази­лику в 326 г.

Бер­лин­ский собор – одна из досто­при­ме­ча­тель­но­стей Бер­лина и кафед­раль­ный собор Еван­ге­ли­че­ской церкви Гер­ма­нии. Он стро­ился несколько лет и был достроен в 1905 г., но во время Второй Миро­вой войны постра­дал и открылся вновь после рекон­струк­ции в 1993 г. Выпол­нен в стиле барокко и явля­ется усы­паль­ни­цей для цар­ской дина­стии Гоген­цол­лер­нов.

Собор святой Софии, Пре­муд­ро­сти Божией г. Стам­була (бывш. Кон­стан­ти­но­поля). Пер­во­на­чально храм святой Софии был воз­двиг­нут в IV в., затем, как утвер­жда­ется, после пожара, был воз­двиг­нут другой, а после того, как и он под­вергся дей­ствию огня, – оче­ред­ной; после того, как сгорел в пожаре и он, ещё один — вели­че­ствен­ный. Он был зало­жен при ини­ци­а­тиве импе­ра­тора Юсти­ни­ана, в VI в. На про­тя­же­нии дол­гого вре­мени этот собор был кафед­рой Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, кото­рый имеет титул Все­лен­ский и счи­та­ется primus inter pares, т.е. первым среди равных. С этим собо­ром свя­зано огром­ное коли­че­ство важ­ней­ших собы­тий для пра­во­слав­ной церкви. После паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 г. этот храм стал собор­ной мусуль­ман­ской мече­тью. Убран­ство храма изоби­лует древними моза­ич­ными изоб­ра­же­ни­ями извест­ных святых. Но глав­ная его осо­бен­ность – это отсут­ствие колонн в цен­траль­ной части, поскольку купол дер­жится на ароч­ных кон­струк­циях. Такое архи­тек­тур­ное реше­ние можно назвать шедев­ром архи­тек­тур­ной мысли для своего вре­мени. К сожа­ле­нию, сейчас собор — это Боль­шая мечеть Айя-София. Долгое время она была музеем, однако в 2020 г. в ней воз­об­но­ви­лись мусуль­ман­ские бого­слу­же­ния, что не ума­ляет её исто­ри­че­ской цен­но­сти для пра­во­сла­вия.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки