Содержание
- Епископы в Древней Церкви
- Православное учение о епископе
- Требования, предъявляемые к кандидату в епископы
- Правда ли, что власть епископа в Церкви почти безгранична?
- 1. История установления чина избрания и посвящения во епископа
- 2. Схема чина хиротонии во епископа
- 3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа
- Цитаты о епископе
Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.
Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира.
Посвящение во епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из целибатного духовенства и рукополагается епископами.
Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями.
Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.
Традиционное обращение:
- Владыка, с именем или без(кроме патриарха);
- Ваше Преосвященство (к епископу);
- Ваше Высокопреосвященство (к митрополиту, архиепископу);
- Ваше Святейшество (к патриарху).
Епископы в Древней Церкви
В Новом Завете об установлении степени епископа прямых свидетельств не содержится. Однако епископы как служители Церкви несколько раз упоминаются в Посланиях и Деяниях апостолов (Флп.1:1; Деян.20:28; 1Тим.3:2; Тит.1:7). Помимо наименований «епископ» и «пресвитер» в апостольские времена использовались и другие наименования служителей, исполнявших функции епископов. В частности, апостол Павел в при перечислении церковных служений говорит об имеющих дар «управления» (1Кор.12:28).
Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (1Тим.5:17; Рим.12:8; 1Фес.5:12). Многократно говорится о «пастырях» (1Петр.5:1; Еф.4:11). В апостольскую эпоху, по всей видимости, наименования епископов и пресвитеров отождествлялись.
На это указывают церковные толкователи. Блж. Феодорит Кирский пишет: «Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископами; иногда и называемых ныне епископами именовали апостолами вторствующими. Но, по прошествии времени, апостольское наименование оставили действительным апостолам, а епископское наименование присвоили к называвшимся древле апостолами (вторствующими). Такими апостолами были у критян Тит, у жителей Асии Тимофей».
Подобное толкование можно встретить и у свт. Иоанна Златоуста, который комментирует апостольское приветствие «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Флп.1:1): «Ужели в одном городе было много епископов? Нет; (апостол) так назвал пресвитеров. Тогда названия эти были еще общие; епископ назывался даже диаконом. Потому в послании к Тимофею и пишет: Совершай (διαχονίαν) дело благовестника, служение твое (2Тим. 4:5), хотя он был епископ. И так как он был епископ, то говорит ему: «Рук ни на кого не возлагай поспешно (1Тим. 5:22); и в другом месте: (дарование) «которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:14). А пресвитеры не могли рукополагать епископа.
Также и в послании к Титу говорит: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены (Тит. 1:5,6). Это говорит о епископе. И сказав это, тотчас присовокупил: Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец (Тит. 1:7).
Итак, в древнее время, как я сказал, и пресвитеры назывались епископами и диаконами Христовыми, и епископы – пресвитерами. Потому-то и ныне многие епископы пишут: сопресвитеру и содиакону. А впоследствии каждому присвоено особенное имя: епископа или пресвитера».
В послании к Тимофею апостол Павел перечисляет требования, предъявляемые к епископу: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью… Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:2-4,6-7). К епископскому служению относятся и наставления, которые даются Тимофею в других главах послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение церковного предания. Подобный список требований содержится в послании к Титу (Тит.1:6-9). Здесь особый акцент сделан на сохранении епископом истинной веры и обличении им еретиков.
Впервые стройная система церковной иерархии из трех степеней (диакон, пресвитер, епископ) описывается в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (II в.). Он говорит о согласии пресвитеров с епископами, о силе совместной молитвы епископов с Церковью, о том, что покорность епископу является выраженим покорности Богу. Св. Игнатий призывает смотреть на епископа «как на Самого Господа» и ничего не делать в Церкви без него. Без епископа нельзя совершать Крещение и Евхаристию, а вступающие в брак должны делать это только с ведома епископа.
Во II–III вв. епископское служение окончательно оформляется, и за ним закрепляются все функции, которые исполняются епископами до настоящего времени. Окончательное утверждение порядка управления Церковью епископами было связано с утверждением ее епархиального устройства, где епископ возглавляет каждую епархию.
Православное учение о епископе
Православное учение о епископе подробно раскрыто в «Исповедании православной веры Восточной Церкви», принятом на Иерусалимском соборе 1672 года. В 10-м определении говорится следующее: «Мы заявляем, что достоинство Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо он, как преемник апостольский, получив в непрерывном преемстве через возложение рук и призывание Всесвятого Духа данную ему от Бога благодать вязать и решить, есть живой образ Бога на земле и, благодаря преизобильному причастию действию Святого Духа, Который есть Главный Совершитель [таинств], является источником всех Таинств Кафолической Церкви, которыми приобретается спасение. Мы полагаем, что он столь же необходим для Церкви, как дыхание для человека и солнце для мира. Некоторые в похвалу Архиерейского сана хорошо говорят: Что Бог в Церкви первородных на небесах (ср. Евр.12:23) и солнце в мире – то каждый Архиерей в своей частной Церкви, так что через него паства освещена, согрета и соделывается храмом Божиим».
Далее утверждается важность апостольского преемства для существования Церкви, епископ называется первым священнослужителем и главным совершителем Таинств посредством Святого Духа. Епископ избирается соборно и рукополагается другими епископами (минимум двумя). Епископ, в отличии от священника, независим в своем праве проповедовать и совершать все Таинства. «Ему только одному усвоено посвящение во все степени и должности церковные, он связывает и разрешает в первоначальном и высшем смысле, его приговор одобрен Богом, как и обещал Господь (Мф.16:19). Он проповедует Святое Евангелие и ратует за православную веру, а непокорных, он отлучает от Церкви, как язычников и мытарей (ср. Мф.18:17), еретиков же предает извержению и анафеме, и душу свою полагает за овец (ср. Ин.10:11). Отсюда открывается неоспоримое различие Епископа от простого Священника, а вместе и то, что, без него все Священники в мире не могли бы пасти Церковь Божию и вообще управлять ей».
Требования, предъявляемые к кандидату в епископы
Согласно Уставу Русской Православной Церкви (XVI, 1.10), «кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование». Данные требования, кроме обязательного пострижения в монашество, являются общими для всей Православной Церкви. Церковные каноны требуют, чтобы кандидат в епископы был неженат или добровольно расстался с женой по взаимному согласию, но не обязывают его становиться монахом, как это принято в традиции Русской Церкви (см.: 12-й и 48-й канон Трулльского собора).
Перед рукоположением каждый епископ публично исповедуют православную веру и приносит особую присягу (Архиерейский чиновник, книга 2).
Правда ли, что власть епископа в Церкви почти безгранична?
Нет, это не так. Епископ, как и любой православный христианин, обязан соблюдать заповеди Божьи, следовать церковным канонам и предписаниям соборов. Канонист епископ Никодим (Милаш) пишет: «Власть епископа распространяется на все дела, касающиеся Церкви, конечно, в границах его области. Что же касается духа епископских постановлений, то они должны быть в безусловной зависимости от общих канонических правил и быть только применением последних к частным обстоятельствам известной епархии. Всякое постановление епископа, идущее в разрез с канонами, или содержащее в себе нечто, не находящееся в последних, или не выражающее того, что постановлено и обнародовано, как закон, поместными областными соборами, или, наконец, противоречащее существующим государственным законам, не противным духу Церкви, такое постановление не имеет никакого значения и обязательной силы».
***
1. История установления чина избрания и посвящения во епископа
Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (2Ездр.9:39-40), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (1Петр.2:25); называется Он и Архиереем (Евр.4:14, 7:26). Апостольское звание именуется епископством (Деян.1:20). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. Софроний Иерусалимский, живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (Гал.2:9) (Из соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.
2. Схема чина хиротонии во епископа
- Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
- Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
- Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
- Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
- Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
- Благословение ставленника.
- Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
- Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
- Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
- Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
- Чтение Патриархом двух молитв.
- Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
- Облачение в архиерейские одежды.
- Приветствие и целование архипастырей
- Участие в Божественной Литургии
- «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
- Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
- Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
- Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
- Вручение архипастырского жезла.
- Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
- Вручение жезла Архипастырское благословение народа.
3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
прот. Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.
Цитаты о епископе
«Церковь заключается в епископе, клире и всех твердо стоящих в вере».
сщмч. Киприан Карфагенский
«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».
протоиерей Василий Певцов (Лекции по церковному праву).
«Епископ должен быть украшен всеми добродетелями, и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков».
прп. Исидор Пелусиот
«Епископу вверяются души; но как он не может всюду быть сам, то разделяет труд свой с другими способными понести его. Священники суть очи, ноги и руки епископа. Епископ с священниками – одно пастырство, неразделимое».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Раздел «Для чего нужны священники?»
- Как епископ получает благодать? прот. Максим Козлов
- Епископ: служение или «функция»? прот. Максим Козлов
- Библейские основы епископского служения игумен Арсений (Соколов)
- О монашестве епископов еп. Иоанн (Соколов)
- О безбрачии и монашестве епископов прот. Александр Лебедев
- О правах епископов и церковном модернизме свт. Серафим (Соболев)
- Наследство епископа в Православной Церкви С.В. Троицкий
- Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской
- Епархиальный архиерей Устав Русской Православной Церкви
- Весь епископат Русской Православной Церкви
- Тест: Епископы
Комментировать