Епископ

См. раз­делы Семь Таинств Церкви, Для чего нужны свя­щен­ники?

***

Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блю­сти­тель) – высшая сте­пень свя­щен­но­на­ча­лия в Церкви, третья сте­пень свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, сле­ду­ю­щая после диа­кона и пре­сви­тера.

Епи­скоп – пре­ем­ник апо­сто­лов, име­ю­щий бла­го­дат­ную власть совер­шать все семь таинств Церкви, при­ем­лю­щий в таин­стве руко­по­ло­же­ния бла­го­дать архи­пас­тыр­ства – бла­го­дать управ­ле­ния Цер­ко­вью. Епи­скоп­ская сте­пень свя­щен­ной иерар­хии Церкви есть высшая сте­пень, от кото­рой зави­сят все прочие сте­пени свя­щен­но­на­ча­лия (пре­сви­тер, диакон) и низ­шего клира.

Посвя­ще­ние во епи­скопа про­ис­хо­дит через хиро­то­нию (Таин­ство Свя­щен­ства, руко­по­ло­же­ние). Епи­скоп изби­ра­ется из мона­ше­ству­ю­щего духо­вен­ства и руко­по­ла­га­ется епи­ско­пами.

Епи­скопы также име­ну­ются архи­ере­ями, то есть стар­шими иере­ями.

Глав­ные пра­ви­тель­ствен­ные сте­пени епи­скопа – пат­ри­арх, мит­ро­по­лит, архи­епи­скоп, экзарх.

Тра­ди­ци­он­ное обра­ще­ние:

  • Вла­дыка, с именем или без (кроме пат­ри­арха);
  • Ваше Прео­свя­щен­ство (к епи­скопу);
  • Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство (к мит­ро­по­литу, архи­епи­скопу);
  • Ваше Свя­тей­ше­ство (к пат­ри­арху).

***

Цер­ковь заклю­ча­ется в епи­скопе, клире и всех сто­я­щих в вере.
сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский

«Так как Цер­ковь должна, по обе­ща­нию Хри­стову, пре­бы­вать до скон­ча­ния века, то и пол­нота пра­ви­тель­ствен­ной власти, даро­ван­ная от Христа Апо­сто­лам, должна была не окон­читься с их смер­тью, а оста­ваться в Церкви вечно. Поэтому, Апо­столы пере­дали избран­ным пре­ем­ни­кам свои пол­но­мо­чия с тем, чтобы они про­дол­жа­лись в Церкви пре­ем­ственно и неиз­менно. Этим лицам, полу­чив­шим назва­ние епи­ско­пов (επίσκοπος-блю­сти­тель), Апо­столы пору­чили высший надзор и управ­ле­ние (архи­пас­тыр­ство) в осно­ван­ных хри­сти­ан­ских общи­нах, – то, что Апо­столы не могли всегда остав­лять за собой лично, будучи обя­зан­ными рас­про­стра­нять хри­сти­ан­ство во всем мире.
Таким обра­зом, высшая в соб­ствен­ном смысле пра­ви­тель­ствен­ная власть в Церкви пору­чена Апо­сто­лами епи­ско­пам – их пре­ем­ни­кам; другие же чины иерар­хии постав­лены быть только помощ­ни­ками епи­скопа в цер­ков­ном управ­ле­нии; а прочие члены клира – слу­жеб­ными лицами».
про­то­и­е­рей Васи­лий Певцов (Лекции по цер­ков­ному праву).

***

1. Исто­рия уста­нов­ле­ния чина

Наиме­но­ва­ние «епи­скоп» встре­ча­ется в Ветхом Завете (2Ездр. 9, 39–40), откуда оно и было заим­ство­вано ново­за­вет­ной Цер­ко­вью. Сам Иисус Хри­стос в Свя­щен­ном Писа­нии назы­ва­ется епи­ско­пом, что озна­чает «блю­сти­тель душ наших» (1Петр. 2:25); назы­ва­ется Он и Архи­ереем (Евр. 4, 14; 7, 26). Апо­столь­ское звание име­ну­ется епи­скоп­ством (Деян. 1:20). От апо­сто­лов звание епи­скопа пре­ем­ственно пере­дано их уче­ни­кам.

Чин избра­ния и посвя­ще­ния во епи­скопа подробно изла­га­ется в древ­них писа­ниях Церкви. Бла­жен­ный Иеро­ним гово­рит о том, что «наре­че­ние» во епи­скопа пред­ше­ствует посвя­ще­нию. Согласно пра­ви­лам святых апо­сто­лов и поста­нов­ле­ниям Пер­вого Все­лен­ского собора руко­по­ло­же­ние во епи­скопа должно совер­шаться двумя или более епи­ско­пами. В Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских ука­зы­ва­ется молитва на посвя­ще­ние во епи­скопа. В сочи­не­ниях Дио­ни­сия Аре­о­па­гита гово­рится о том, что посвя­ще­ние во епи­скопа совер­ша­ется при воз­ло­же­нии Еван­ге­лия на главу коле­но­пре­кло­нен­ного постав­ля­е­мого. Воз­во­ди­мые в сан епи­ско­пов были пред­ва­ри­тельно испы­ты­ва­емы в вере и бла­го­че­стии и про­из­но­сили Символ веры. При посвя­ще­нии на главу став­лен­ника воз­ла­га­емы были Еван­ге­лие и руки при­сут­ству­ю­щих епи­ско­пов. Софро­ний Иеру­са­лим­ский, живший в VII веке, о посвя­ще­нии епи­скопа гово­рит сле­ду­ю­щее: «Есть в святых Церк­вах по всей все­лен­ной древ­нее апо­столь­ское пре­да­ние, по кото­рому те, кои воз­во­дятся на сте­пень свя­щен­но­на­ча­лия, обя­зы­ва­ются ста­рей­шим свя­щен­но­на­чаль­ни­ком откро­венно изло­жить, как они мудр­ствуют и как содер­жат веру. Это пре­да­ние ведет свое начало от пре­муд­рого апо­стола Павла, кото­рый предо­сте­ре­гает, чтобы кто-либо из тако­вых не вотще про­те­кал свое поприще» (Гал. 2:9) (Из собор­ного посла­ния Софро­ния Иеру­са­лим­ского к Сергию, пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому).

Избра­ние и постав­ле­ние епи­ско­пов в тече­ние всего исто­ри­че­ского суще­ство­ва­ния Церкви оста­ется в своих глав­ных момен­тах неиз­мен­ным.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в «Чине постав­ле­ния архи­ерей­ского» при пат­ри­архе Иоакиме было сде­лано допол­не­ние. Согласно ему обла­че­ние ново­по­став­лен­ного архи­ерея в рясу, мантию, клобук, а также вру­че­ние ему четок совер­ша­ется после бла­го­сло­ве­ния пат­ри­арха и с осе­не­нием его руки. Это допол­не­ние было вклю­чено в вышед­ший в 1677 году в исправ­лен­ном виде «Чинов­ник архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния», откуда он и пере­шел в совре­мен­ный чин епи­скоп­ской хиро­то­нии.

2. Схема чина хиро­то­нии во епи­скопа

  • Наре­че­ние кан­ди­дата во епи­скопа. «Бла­го­сло­вен Бог наш». Тро­парь и кондак Пяти­де­сят­ницы. Сугу­бая екте­ния. Отпуст.
  • Указ об избра­нии Речь избран­ного. Мно­го­ле­тие.
  • Испы­та­ние веры ново­из­бран­ного. Бла­го­сло­ве­ние пат­ри­арха. Чтение Сим­вола веры.
  • Чтение дог­мата веры об Ипо­ста­сях Три­еди­ного Бога. Обеты соблю­де­ния кано­нов святых апо­сто­лов, семи Все­лен­ских собо­ров и девяти помест­ных и правил святых отец.
  • Пере­дача текста обе­ща­ния Свя­тей­шему Пат­ри­арху.
  • Бла­го­сло­ве­ние став­лен­ника.
  • Мно­го­ле­тие Пат­ри­арху, архи­ереям и ново­по­став­ля­е­мому.
  • Руко­по­ло­же­ние во епи­скопа в конце пения «Три­свя­того».
  • Пре­кло­не­ние став­лен­ни­ком колен пред святым пре­сто­лом.
  • Воз­ло­же­ние на его голову Еван­ге­лия и рук архи­ереев, тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва «Кирие, эле­и­сон» (Гос­поди, поми­луй).
  • Чтение Пат­ри­ар­хом двух молитв.
  • Чтение первым и вторым мит­ро­по­ли­тами екте­нии.
  • Обла­че­ние в архи­ерей­ские одежды.
  • При­вет­ствие и цело­ва­ние архи­пас­ты­рей
  • Уча­стие в Боже­ствен­ной Литур­гии
  • «Мир всем» перед Апо­сто­лом и после Еван­ге­лия осе­не­ние народа све­чами.
  • При­ня­тие святой чаши от про­то­пре­сви­тера на Вели­ком входе.
  • При­ча­ще­ние пре­сви­те­ров и диа­ко­нов в конце Литур­гии.
  • Бла­го­сло­ве­ние архи­ерей­ской рясы, пана­гии, мантии, кло­бука и четок у Пат­ри­арха и участ­ву­ю­щих в хиро­то­нии епи­ско­пов.
  • Вру­че­ние архи­пас­тыр­ского жезла.
  • Слово пред­сто­я­теля к ново­по­став­лен­ному архи­ерею.
  • Вру­че­ние жезла Архи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние народа.

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий руко­по­ло­же­ния во епи­скопа

По тол­ко­ва­нию свя­того Симеона Солун­ского, «руко­по­ло­же­ние совер­ша­ется после пер­вого входа, потому что так про­ис­хо­дило и вна­чале: ибо, когда Вла­дыка вопло­тился и постра­дал за нас, вос­крес и воз­несся на небеса – что все и озна­ча­ется первым входом, – после того и сошел Дух Святый, кото­рый руко­по­ло­жил пре­ем­ни­ков Спа­си­теля и явил их сопре­столь­ными Ему. Потому и теперь, когда архи­ерей вместе с про­чими войдет во свя­ти­лище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопре­сто­лие, как на пре­не­бес­ный пре­стол, руко­по­ла­га­е­мый при­во­дится и посвя­ща­ется, таким обра­зом соде­лы­ва­ется сопре­столь­ным с ними. Совер­ша­ется руко­по­ло­же­ние сие после Три­свя­той песни, песни ангель­ской, соглас­ного пения горних и доль­них». Откры­тое Еван­ге­лие, воз­ла­га­е­мое пись­ме­нами вниз, есть образ руки Гос­пода, зову­щего посвя­ща­е­мого на про­по­ведь слова Божия.

В первой молитве Пат­ри­арх просит Вла­дыку и Гос­пода «наи­тием бла­го­дати Свя­того Духа» укре­пить посвя­ща­е­мого, как Он укреп­лял апо­сто­лов, про­ро­ков и архи­ереев и сохра­нил его «непо­роч­ным» и укра­сил всяким бла­го­че­стием, явил его святым, дабы он мог молиться о спа­се­нии людей и был услы­шан Гос­по­дом.

Во второй молитве он просит Гос­пода сотво­рить руко­по­ла­га­е­мого под­ра­жа­те­лем Истин­ного Пас­тыря, «душу Свою поло­жив­шего за овцы», соде­лать путе­во­ди­те­лем слепых, вос­пи­та­те­лем немуд­рых, вра­зу­ми­те­лем непо­кор­ных и дерз­но­вен­ных, учи­те­лем мла­ден­цев в истин­ном веде­нии, све­тиль­ни­ком в мире, право пра­вя­щим вве­рен­ные ему души ко спа­се­нию».

По объ­яс­не­нию свя­того Симеона Солун­ского, мантию епи­скоп полу­чает как учи­тель, поэтому источ­ники, укра­ша­ю­щие ее, озна­чают «бла­го­дать учи­тель­ства, пре­бы­ва­ю­щую в архи­ерее, и вместе раз­но­об­ра­зие при­над­ле­жа­щих ему высших даро­ва­ний, через него на всех изли­ва­е­мых». Жезл, вру­ча­е­мый епи­скопу, как изъ­яс­няет тот же учи­тель Церкви, озна­чает «власть Духа, силу, укреп­ля­ю­щую и руко­во­дя­щую по отно­ше­нию к народу».

Про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов. Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви.

***

См. СВЯ­ЩЕН­НО­НА­ЧА­ЛИЕ, ХИРО­ТО­НИЯ, МИТ­РО­ПО­ЛИТ, ПАТ­РИ­АРХАРХИ­ЕПИ­СКОП, ЭКЗАРХ, ПАС­ТЫР­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки