Как отмечать праздник, который выпадает на пост?

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов

Ответ на вопрос, кото­рый мне был задан: «Как сов­ме­стить пост и празд­но­ва­ние Нового года?», с духов­ной точки зрения очень прост. Все уже давно и очень четко ска­зано в Цер­ков­ном Уставе. То есть празд­ник может быть празд­ни­ком, а пост — постом.

Рож­де­ствен­ский пост — самый легкий вы знаете, в опре­де­лен­ные дни раз­ре­ша­ется и рыба, и овощ­ная пища с маслом, и вино. И это часть празд­ника, «уте­ше­ние братии велие». И совсем не обя­за­тельно празд­ник — это значит нужно ходить на голо­вах и есть до отвала, что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не празд­ник.

Я вспо­ми­наю свои моло­дые годы, когда справ­ляли так назы­ва­е­мые граж­дан­ские празд­ники. Все соби­ра­лись, гото­вили, потом мужики быстро напи­ва­лись как свиньи, и их рас­тас­ки­вали. И это празд­ник?! Про­ползли, а не про­вели празд­ник. Ну, про­вели кого-то, кого могли вести, а осталь­ные пол­зали. Поэтому, — о вели­кий могу­чий рус­ский язык, — одних про­вели, других про­та­щили.

Святые уже нашего вре­мени, испо­вед­ники, для нашей немощи пре­по­дали совет. Напри­мер, 1 января по новому стилю празд­ну­ется память Ильи Муромца. Это — наш пре­по­доб­ный, а не только исто­ри­че­ская лич­ность, воин. Можно ему про­петь вели­ча­ние, и тогда вку­шать рыбу — если не среда и не пят­ница.

А, напри­мер, Вели­кий пост — подвиж­ный. И если на эти дни при­хо­дятся чьи-то име­нины или день рож­де­ния, ну что ж — не повезло в этом году, при­шлось постом. Но, кстати, и на это Цер­ков­ный Устав дает совет. Памяти святых пере­но­сятся если сов­па­дают с каким-то важным собы­тием. На первой неделе Вели­кого поста службы сугубо пост­ные, осо­бого содер­жа­ния. И когда на них выпа­дает память святых — свя­ти­тель Алек­сий или Ивер­ская,- празд­ники пере­дви­га­ются на вос­крес­ные дни. То есть если даже памяти святых пере­но­сятся, то можно и засто­лье пере­не­сти на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг чело­век поехал в коман­ди­ровку? Что же, пропал празд­ник в этом году? Почему? Его можно пере­не­сти.

Кстати, вла­дыка Афа­на­сий (Саха­ров), тот самый, кото­рый шут­ливо сове­то­вал — пропой вели­ча­ние свя­тому, а потом вкушай рыбу, гово­рил: «Име­нин­ник в чести недель до шести». С какой любо­вью даны все эти советы…

А если чело­век просто забо­лел? Что ж, ему полз­ком соби­рать какое-то тор­же­ство? Можно же пере­дви­нуть. Вот вам и ответ, как справ­лять.

Что каса­ется празд­ни­ков и того, как их справ­лять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдер­жанно, конечно, что-то отме­тить. Но осо­бенно весе­литься? Мы не знаем, что в буду­щем году еще пред­стоит.

У нас, правда, часто зара­нее весе­лятся на сва­дьбах, но что-то немного я вижу счаст­ли­вых про­дол­же­ний. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а весе­лятся-то все. Так не рано ли иногда весе­литься? Нет, можно весе­литься, но, может быть, более сдер­жанно? Это каса­ется всех празд­ни­ков, какие бы они ни были — лич­ного харак­тера или обще­ствен­ного.

Но это не значит, что вера пра­во­слав­ная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в пра­во­слав­ной жизни, кроме празд­ни­ков, есть посты. Вот пост-то и делает празд­ник празд­ни­ком.  Насто­я­щий отдых — это когда чело­век потру­дился как сле­дует и потом бла­жен­ствует. Я вспо­ми­наю свою моло­дость, когда в 56–57 годах был на целине. Рабо­та­ешь, рабо­та­ешь, потом, если машина подъ­ез­жает откуда-то, ложишься на пло­щадку ком­байна, голову на педаль метал­ли­че­скую, и засы­па­ешь тут же. Такой бла­жен­ный отдых. Ника­ких таб­ле­ток не нужно сно­твор­ных гло­тать, ника­ких пере­жи­ва­ний — когда умо­та­ешься, ни до чего. Вы знаете это выра­же­ние умных людей, что отдых — это смена заня­тий. Когда физи­че­ски чело­век устал — можно почи­тать что-то, поси­деть так. Ну, конечно, если и это делать не в состо­я­нии, можешь и спать.

Но теперь поня­тие отдыха как-то рас­тво­ри­лось. Гово­рят — рас­сла­биться. Вот рас­слаб­ле­ние как раз — это не отдых. Рас­слаб­лен­ный — это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осто­рожно отно­ситься, они довольно кон­кретно отра­жают сущ­ность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глу­бину, кото­рая только со вре­ме­нем откры­ва­ется.

Что каса­ется духов­ных вещей, их сов­ме­ще­ния с нашей повсе­днев­ной жизнью, то боль­шая часть недо­уме­ний воз­ни­кает из-за того, что духов­ную область почти никто не знает. Так же как и цер­ков­ных уста­вов, правил, всех этих тон­ко­стей — пере­не­се­ния памяти, сов­ме­ще­ния празд­ни­ков и постов.

Если памяти святых пере­но­сятся, значит, и нам юбилей можно пере­не­сти. Если сов­па­дают празд­ник и пост, то почему обя­за­тельно нужно есть ско­ром­ное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начи­нают рас­суж­дать о посте, гово­рят — какая раз­ница, что есть, не все ли равно? Так если все равно — ешь пост­ное. Если это неважно, что ты на этом пре­ты­ка­ешься? Празд­нуй без мяса и молока. Можешь празд­но­вать — можно празд­но­вать.

Празд­ник — это все-таки состо­я­ние души, Не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое глав­ное. Больше того, как сказал свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский о князе Лазаре (см. книгу «Царев завет». — Прим. ред.): «Его измож­ден­ное, изму­чен­ное тело дер­жа­лось силой совер­шенно живой души. Ибо, как обычно бывает, тело наи­бо­лее служит душе тогда, когда душа о нем не помыш­ляет».

А здесь полу­ча­ется, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только празд­ник? Наелся, напился и спать зава­лился. Ну и что?

Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каж­дого месяца освя­щали молит­вой. У нас в Уставе в этом смысле оста­лось только 1 авгу­ста, а раньше всегда моли­лись, когда что-то отсчи­ты­вали. Мы же свои же года счи­таем, празд­нуем. Почему же и начало года не отме­тить?

Воз­вра­ща­ясь к теме празд­ни­ков, можно ска­зать одно: свет­ский празд­ник — это какое-то собы­тие зем­ного харак­тера, а цер­ков­ная жизнь — это как бы состо­я­ние пра­во­слав­ного чело­века…

декабрь 2011 года

из беседы в мос­ков­ском Дон­ском мона­стыре со слу­ша­те­лями Высших Бого­слов­ских курсов при МДА.

***

Если день рож­де­ния выпа­дает на пост­ный день. Сбор­ник сове­тов.

  1. Можно пере­не­сти засто­лье на время после поста или вос­крес­ный день, когда пост послаб­ля­ется.
  2. На работу вместо торта можно при­не­сти фрукты.
  3. Можно уго­щать гостей пост­ной пищей, в наше время рацион пост­ных про­дук­тов доста­точно раз­но­об­ра­зен.
  4.  Если вас при­гла­сили на день рож­де­ния в пост­ный день, то в первую оче­редь оце­ните насколько вы смо­жете там сохра­нить внут­рен­ний мир. Сейчас прак­ти­че­ски на любом столе можно найти пост­ную пищу, глав­ное — ста­рай­тесь не при­вле­кать вни­ма­ние к тому, что вы пости­тесь.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки