Благоволение

***

Благоволе́ние — 1) форма про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной воли по отно­ше­нию к добрым делам, дела­те­лям добрых дел; одоб­ре­ние; бла­го­при­ят­ство­ва­ние; 2) доб­ро­же­ла­тель­ное отно­ше­ние кого-либо к кому-либо; бла­го­склон­ность; покро­ви­тель­ство.

***

Если Бог, будучи Все­мо­гу­щим, бла­го­во­лит добру и не бла­го­во­лит злу, то почему мир полон зла?

Как известно, Бог не явля­ется Винов­ни­ком зла. Все его дей­ствия, свя­зан­ные с Тво­ре­нием мира и Про­мыс­лом, были направ­лены и всегда направ­ля­ются исклю­чи­тельно на добро.

Зло же есть про­ти­во­дей­ствие Добру; ущерб, недо­ста­ток добра (в этом отно­ше­нии оно сопо­ста­вимо с болез­нью, кото­рая не пред­став­ляет собой нечто само по себе суще­ству­ю­щее, но явля­ется лишь ущер­бом, недо­стат­ком здо­ро­вья).

Зло могут тво­рить лишь разумно-сво­бод­ные суще­ства, наде­лен­ные нрав­ствен­ным чув­ством и чув­ством ответ­ствен­но­сти: ангелы и люди.

Как это ни странно звучит, но спо­соб­ность ко злу вло­жена в их есте­ства Самим Богом. Именно эта спо­соб­ность (наряду с про­чими) обу­слов­ли­вает воз­мож­ность анге­лов и людей сво­бод­ного, осмыс­лен­ного устрем­ле­ния к добру.

Без этой воз­мож­но­сти ни ангелы, ни люди не смогли бы стать доб­ро­де­тель­ными. Ведь доб­ро­де­тель­ность фор­ми­ру­ется не на основе невоз­мож­но­сти стрем­ле­ния ко злу, а на основе доб­ро­воль­ного опре­де­ле­ния к добру.

Несмотря на то, что Сам Бог нико­гда не совер­шает злых дел, Он, как Благой и Пре­муд­рый Вла­дыка, обра­щает к добрым послед­ствиям злые дела пред­ста­ви­те­лей создан­ного Им мира.

Так, жизнь чело­века в мире, пре­ис­пол­нен­ном злом, даёт ему воз­мож­ность опытно постичь и осо­знать мер­зость греха, ура­зу­меть цен­ность добра, понять неле­пость стрем­ле­ний к жизни вне Бога, без Бога.

Опять же, борясь, при помощи Божьей, с про­яв­ле­ни­ями зла, чело­век зака­ляет свою веру, при­умно­жает духов­ную силу, выра­ба­ты­вает стой­кую наце­лен­ность на добро.

Это, конечно, не значит, что чело­век нуж­да­ется во зле. Но коль скоро зло про­яв­ляет себя, Бог исполь­зует это в Своих благих целях.

Кроме того, обна­ру­жи­вая в отно­ше­нии греш­ни­ков дол­го­тер­пе­ние, Он даёт им воз­мож­ность рас­ка­яться и обра­титься (2Пет.2:9).

Зло будет вер­шиться на земле вплоть до кон­чины види­мого мира, после чего состо­ится все­об­щее вос­кре­се­ние, а затем Страш­ный суд. На Суде нерас­ка­ян­ные злодеи будут окон­ча­тельно отде­лены от пра­вед­ни­ков (Мф.25:33).

Жизнь пра­вед­ни­ков будет испол­нена радо­сти и Бла­жен­ства, тогда как жизнь греш­ни­ков — вечных адовых мук. Греха же уже не будет: ни в Цар­стве святых, ни в аду.

***

“Отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком опре­де­ля­ются тем, насколько чело­век соот­вет­ствует тому, чего хочет от него Гос­подь. Бог не бла­го­во­лит к тем, кто не испол­няет свои обе­ща­ния (см.: Еккл.5:3), к зло­деям и без­за­кон­ни­кам (см.: Пс.5:5). В то же время Гос­подь бла­го­во­лит ко всем боя­щимся Его и упо­ва­ю­щим на милость Его (см.: Пс.146:11). Только тот при­об­ре­тает бла­го­во­ле­ние в очах Бога и людей, у кого на скри­жали сердца напи­саны слова: «Милость и истина» (см.: Притч.3:3–4).
Еван­гель­ское «бла­го­во­ле­ние» – это не просто бла­го­склон­ность одного лица по отно­ше­нию к дру­гому, рас­по­ло­жен­ность началь­ника к под­чи­нен­ному. Бла­го­во­ле­ние Божие – это любовь Отца Небес­ного к зем­ному чело­веку (ср.: Иер.31:3). Когда Дух Святой сходил на Иисуса в момент Кре­ще­ния, голос Бога Отца засви­де­тель­ство­вал: Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние (Мф.3:17). Иисус потому имеет бла­го­во­ле­ние, поскольку Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин.3:35).
Любовь и бла­го­во­ле­ние нераз­рывны. Отец Небес­ный бла­го­во­лил послать на землю Сына, потому что Он первый воз­лю­бил мир, прежде чем люди отве­тили Ему вза­им­но­стью (см.: 1Ин.4:9). Сын принял на Себя грехи всего мира (см.: 1Пет.2:24). По вере в Сына Божия мы, люди, из врагов Божиих ста­но­вимся сынами Его и, как гово­рит апо­стол, полу­чаем право взы­вать к Богу: Авва, Отче! (см.: Гал.4:6)”.
иеро­мо­нах Ириней (Пиков­ский)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки