Посты Православной Церкви

См. раздел ПРА­ВО­СЛАВ­НЫЙ ПОСТ

***

Постаске­ти­че­ская прак­тика, состо­я­щая в воз­дер­жа­нии тела от пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния (также и от пере­на­сы­ще­ния и услаж­де­ния пост­ной пищей) и сла­до­стра­стия, а души от злых помыс­лов, дел и слов; время сугу­бого пока­я­ния и трез­ве­ния. Цель поста состоит в борьбе со стра­стью чре­во­уго­дия, кото­рая лежит в основе 5‑ти из 8‑ми основ­ных стра­стей, поэтому борьбе с ней и уде­ля­ется такое боль­шое вни­ма­ние.

Пост есть также сред­ство выяв­ле­ния стра­стей, и стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей, в первую оче­редь доб­ро­де­тели воз­дер­жа­ния.

Цель поста

Цель постов: под­чи­не­ние тела духу (вос­ста­нов­ле­ние пра­виль­ной иерар­хии духа и тела), умно­же­ние любви, уси­ле­ние вни­ма­ния к своей духов­ной жизни, вос­пи­та­ние воли, кон­цен­тра­ция сил в духов­ной борьбе. По бла­го­сло­ве­нию духов­ника допол­ни­тель­ный пост может соче­таться с молит­вен­ными про­ше­ни­ями и браться для сугу­бого пока­я­ния (Исх.34:28).

Святой, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Поститься хри­сти­а­нину необ­хо­димо для того, чтобы про­яс­нить ум и воз­бу­дить и раз­вить чув­ство, и подвиг­нуть к благой дея­тель­но­сти волю. Эти три спо­соб­но­сти чело­века мы затме­ваем и подав­ляем более всего объ­яде­нием, пиян­ством и забо­тами житей­скими (Лк. 21:34), а чрез то отпа­даем от источ­ника жизни – Бога и нис­па­даем в тление и суету, извра­щая и осквер­няя в себе образ Божий…

Пост хорошо пока­зы­вает или обна­ру­жи­вает все немощи нашей души, все ее сла­бо­сти, недо­статки, грехи и стра­сти, как начи­на­ю­щая очи­щаться мутная, сто­я­чая вода пока­зы­вает, какие водятся в ней гады или какого каче­ства сор.

Пост, как Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние

Пра­во­слав­ный пост имеет в себе глу­бо­кие дог­ма­ти­че­ские корни. Согласно сви­де­тель­ству святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви,  пост был дан как запо­ведь Адаму еще в Раю, где Бог запре­тил ему вку­шать плоды  с дерева позна­ния добра и зла (Быт.2:16–17). И если нару­ше­ние поста в Раю послу­жило при­чи­ной иска­же­ния грехом Бого­по­доб­ной чело­ве­че­ской при­роды, то  воз­дер­жа­ние в посте спо­соб­ствует обрат­ному про­цессу, то есть очи­ще­нию души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Крон­штадт­ского, «без бла­го­дати Божией и усерд­ной молитвы и воз­дер­жа­ния – невоз­можно изме­ниться к луч­шему».

Суть ново­за­вет­ного духа пра­во­слав­ного поста, отли­ча­ю­щего его от ино­слав­ных и других прак­тик воз­дер­жа­ния, состоит в том, что опре­де­лен­ные виды пищи запре­ща­ются не для того, чтобы убе­речься от своего рода осквер­не­ния или нане­се­ния вреда здо­ро­вью, а для осво­бож­де­ния души от раб­ской зави­си­мо­сти чре­во­угод­ному чув­ству. Следуя духу пра­во­слав­ного поста, можно поститься, вкушая даже ско­ром­ное. В то же время можно нару­шать пост, вкушая только пост­ную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обли­чали тех, кто упо­треб­лял во время поста пищу хотя и пост­ную, но изыс­кан­ную. «Есть такие хра­ни­тели Четы­ре­де­сят­ницы, – гово­рит Бла­жен­ный Авгу­стин, – кото­рые более при­хот­ливо, нежели бла­го­че­стиво, про­во­дят ее. Они более изыс­ки­вают новые удо­воль­ствия, нежели обуз­ды­вают ветхую плоть. Бога­тым и доро­гим под­бо­ром разных плодов они хотят пре­взойти раз­но­об­ра­зие самого вкус­ного стола. Сосу­дов, в кото­рых вари­лось мясо, они стра­шатся, а не стра­шатся похоти чрева и гор­тани своей».

Авва Доро­фей пишет: «Есть два вида чре­во­уго­дия. Первый, когда чело­век ищет при­ят­но­сти пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкус­ного… Это назы­ва­ется гор­тан­обе­сие. Иного опять борет мно­го­яде­ние, и он не желает хоро­ших снедей, и не забо­тится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не раз­би­рает, каковы они; он забо­тится только о том, чтобы напол­нить чрево свое: это назы­ва­ется чре­во­бе­сие… И так кто желает очи­ститься от грехов своих, тот должен с боль­шим вни­ма­нием осте­ре­гаться и избе­гать сих (видов чре­во­уго­дия); ибо ими удо­вле­тво­ря­ется не потреб­ность тела, но страсть, и если кто пре­да­ется им, то это вме­ня­ется ему в грех».

«Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно свя­заны между собой, что в Свя­щен­ном Писа­нии часто упо­ми­на­лись вместе, потому что «доброе дело – молитва с постом». Старая про­ро­чица Анна «не отхо­дила от храма, постом и молит­вою служа Богу день и ночь». Подоб­ным обра­зом посту­пал и апо­стол Павел и пер­во­хри­сти­ан­ская община. Этот обычай был столь глу­боко уко­ре­нен в древ­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, что неко­то­рые пере­пис­чики к слову «молитва» непро­из­вольно добав­ляли слово «пост» даже и там, где, по всей веро­ят­но­сти, его не было, как у Мф.17:21, Мк.9:29, в 1Кор.7:5» (Читать далее…). схи­ар­хим. Гав­риил (Бунге).

Сте­пени поста

Суще­ствует шесть сте­пе­ней поста, согласно Уставу (при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

1. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – мас­ле­нице).

2. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино).

3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.

4. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.

5. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.

6. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Этапы при­уче­ния к посту

При­учать себя к посту надо посте­пенно, жела­тельно под руко­вод­ством духов­ника. При этом пост ни в коем случае не должен вре­дить здо­ро­вью. Посте­пен­ность и уме­рен­ность не только предот­вра­щают воз­мож­ные срывы, но и служат  при­зна­ком духов­ной зре­ло­сти и чистоты. Бла­го­сло­ве­ние, посте­пен­ность, рас­су­ди­тель­ность и посто­ян­ство усилия – вот глав­ные усло­вия успеш­ного при­вы­ка­ния к  посту.

В каче­стве пер­вого этапа, при­зван­ного сфор­ми­ро­вать навык душев­ной неза­ви­си­мо­сти от чре­во­угод­ного чув­ства, можно поре­ко­мен­до­вать выпол­не­ние таких обще­при­ня­тых правил здо­ро­вого образа жизни как отказ от пере­еда­ния, слиш­ком жирной и слад­кой пищи,  приема пищи в позд­нее время и т.д. Не про­ти­во­ре­чит духу пра­во­слав­ного поста и соблю­де­ние раз­ного рода оздо­ро­ви­тель­ных диет, если во главу угла ста­вится не  здо­ро­вье и кра­сота внеш­него вида, а фор­ми­ро­ва­ние навыка воз­дер­жа­ния. Без успеш­ного про­хож­де­ния этого под­го­то­ви­тель­ного этапа нельзя наде­яться на полу­че­ние в даль­ней­шем бла­го­дат­ных плодов поста. 

Сфор­ми­ро­вав при­вычку неза­ви­си­мого от чре­во­уго­дия само­кон­троля при выборе пищи, можно начи­нать соблю­дать пост, отка­зы­ва­ясь в пост­ные дни сна­чала от мяса, а потом от яиц и молоч­ной пищи.

Время, необ­хо­ди­мое для при­вы­ка­ния к посту, а также каче­ство и коли­че­ство при­ни­ма­е­мой пищи очень инди­ви­ду­альны. «Днев­ную меру и коли­че­ство пищи – пусть каждый сам для себя уста­но­вит с тем, что если ока­жется излиш­нею и тяжесть про­из­во­дя­щею, то умень­шил бы; а когда усмот­рит, что при­ня­тая им мера недо­ста­точна к под­дер­жа­нию тела, то пусть сде­лает малую добавку; и таким обра­зом, дознав осно­ва­тельно  – опы­тами, назна­чит себе такое коли­че­ство пищи, кото­рое может под­дер­жи­вать силы тела его, служа не сла­сто­лю­бию, а истин­ной нужде… Всем же одну меру уза­ко­нить невоз­можно, потому что тела имеют раз­лич­ные сте­пени в силе и кре­по­сти, подобно меди, железу, воску. Впро­чем, для ново­на­чаль­ных самая лучшая мера та, чтобы оста­вить пищу тогда, пока чув­ству­ешь еще алка­ние. Но ежели и насы­тится, не согре­шит. Пре­сы­тясь же, да укорит себя. Чрез сие он пре­ду­пре­ждает пора­же­ние (от врага своего) и про­ла­гает путь себе к победе над ним» (преп. Нил Сор­ский).

Как вре­мен­ную меру пере­ход­ного харак­тера на началь­ных этапах можно реко­мен­до­вать раз­лич­ные рецепты вкус­ных пост­ных блюд. Однако увле­каться этим, по-види­мому, не стоит, ведь при­го­тов­ле­ние вкус­ной пищи зани­мает много вре­мени, кото­рое при этом по сути дела тра­тится на убла­же­ние не сов­ме­сти­мого с духом поста чре­во­угод­ного чув­ства. Осо­бенно это отно­сится к пост­ным сла­до­стям. Зло­упо­треб­ле­ние ими при­во­дит к абсурд­ному резуль­тату, поскольку за время поста чело­век при­бав­ляет в весе, а пост, как утвер­ждал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае чело­век ста­но­вится гораздо более вос­при­им­чив к бла­го­дати Божией, поскольку,  по словам пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского, «бла­го­дать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного чело­века доста­точно одного фунта хлеба, для тела дру­гого чело­века надо четыре фунта хлеба: мень­шим коли­че­ством хлеба он не насы­тится. Поэтому святой Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что пост­ник не тот, кто потреб­ляет малое коли­че­ство пищи, а тот, кто упо­треб­ляет пищи меньше того, что тре­бу­ется для его орга­низма. В этом-то и заклю­ча­ется воз­дер­жа­ние».

О воз­дер­жа­нии и трех сте­пе­нях сыто­сти пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе при­вы­кать к тому, чтобы поне­многу есть, так, чтобы после обеда еще быть голод­ной. Святые отцы уста­но­вили каса­тельно пищи три сте­пени: воз­дер­жа­ние – чтобы после при­ня­тия пищи быть несколько голод­ным, доволь­ство – чтобы не быть ни сытым, ни голод­ным, и сытость – чтобы есть досыта, не без неко­то­рого отя­го­ще­ния.

Из этих трех сте­пе­ней каждый может изби­рать любую, по своим силам и по своему устро­е­нию, – здо­ро­вый и боль­ной».

Пост и здо­ро­вье

Несмотря на оче­вид­ный для святых отцов оздо­ро­ви­тель­ный эффект поста, они нико­гда не при­зы­вали поститься ради здо­ро­вья. Целью поста всегда оста­ва­лось обуз­да­ние чре­во­уго­дия, а бла­го­твор­ное его вли­я­ние на здо­ро­вье рас­смат­ри­ва­лось как бла­го­дат­ный побоч­ный эффект. Однако, несмотря на вто­ро­сте­пен­ность вопро­сов здо­ро­вья, тем не менее, святые отцы счи­тали их доста­точно важ­ными и заслу­жи­ва­ю­щими опре­де­лен­ного вни­ма­ния.

Так св. Васи­лий Вели­кий утвер­ждал: «Надобно обра­щать вни­ма­ние, чтобы, чрез­мер­но­стью воз­дер­жа­ния осла­бив телес­ную силу, не сде­лать тела лени­вым и неде­я­тель­ным для важ­ней­ших заня­тий. Ибо Бог, творя чело­века, конечно, не желал, чтобы он оста­вался празд­ным и непо­движ­ным, но чтобы он был дея­тель­ным, в чем ему должно… Подвиж­нику надобно быть сво­бод­ным от вся­кого над­ме­ния и, идя путем истинно сред­ним и цар­ским, нимало не укло­ня­ясь ни в ту, ни в другую сто­рону, не любить неги и не при­во­дить тела в бес­си­лие изли­ше­ством воз­дер­жа­ния».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал своей забо­лев­шей сестре: «…Непре­менно вкушай говя­жий бульон и другую нужную по тре­бо­ва­нию твоего тела мясную пищу. Цер­ковь поло­жила в извест­ные вре­мена воз­дер­жа­ние от мясной пищи для того, чтоб непре­станно упо­треб­ля­е­мая мясная пища не раз­го­ря­чала без­мерно тел, чтоб они на рас­ти­тель­ной пище пост­ного вре­мени про­хла­жда­лись и облег­ча­лись, а не потому, чтоб упо­треб­ле­ние мяса заклю­чало в себе соб­ственно какой грех или нечи­стоту. И потому уда­ле­ние от мяса при необ­хо­ди­мо­сти и болезни есть грубый пред­рас­су­док рус­ского чело­века, обре­ме­нив­шего небес­ную рели­гию мно­гими своими наци­о­наль­ными дебе­ло­стями».

Посто­вые иску­ше­ния

Всту­пая в пост нужно быть гото­вым к иску­ше­ниям (испы­та­ниям), напад­кам со сто­роны падших духов. Обычно это выра­жа­ется в воз­ник­но­ве­нии кон­фликт­ных ситу­а­ций, раз­дра­же­нии, унынии, осуж­де­нии, высо­ко­ме­рии. По мет­кому заме­ча­нию свящ. Алек­сандра Ель­ча­ни­нова: «…в посте чело­век про­яв­ляет себя: у одних про­яв­ля­ются высшие спо­соб­но­сти духа, другие же дела­ются только раз­дра­жи­тельны и злы – пост откры­вает истин­ную сущ­ность чело­века».

Иску­ше­ни­ями мир­ской жизни также явля­ются празд­нич­ные собы­тия во время поста. Однако, не сле­дует дра­ма­ти­зи­ро­вать ситу­а­цию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В без­вы­ход­ной же ситу­а­ции запо­ведь госте­при­им­ства отме­няет пра­вила поста.

Пост для путе­ше­ству­ю­щих

При­ня­тые ранее послаб­ле­ния в пост для путе­ше­ству­ю­щих, были свя­заны с тем, что путе­ше­ствен­ники пере­дви­га­лись пешком, или верхом на вьюч­ных живот­ных, а не на ком­фор­та­бель­ных само­лё­тах, поез­дах и паро­мах. В то время путе­ше­ствие было испы­та­нием, свя­зан­ным со зна­чи­тель­ными физи­че­скими нагруз­ками, и про­дол­жа­лось от несколь­ких дней до несколь­ких меся­цев, а иногда и лет.

Сего­дня транс­порт и обслу­жи­ва­ние в нём раз­виты так, что путе­ше­ствие пере­стает быть испы­та­нием. А если путе­ше­ство­вать легко, то и пост во время такого путе­ше­ствия не пред­став­ляет невы­но­си­мой труд­но­сти.

Послаб­ле­ния в посте для боля­щих

Не все одно­значно и в случае послаб­ле­ний во время болез­ней. С одной сто­роны, каноны и свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция в этом случае ясно ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость ослаб­ле­ния поста, но обычно это отно­сится к остро­те­ку­щим или тяжё­лым болез­ням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в оди­на­ко­вой сте­пени тре­бует совета жела­тельно веру­ю­щего врача и духов­ника. Хочется лишь обра­тить вни­ма­ние, что пол­но­цен­ный белок мяса, яиц и молока с успе­хом заме­няет рыба. Поэтому, с точки зрения физио­ло­гии, пере­ход на нее во время поста не пред­став­ляет опас­но­сти для орга­низма.

Если хри­сти­а­нин готов к испы­та­ниям, то он полу­чит и от них добрые плоды: все­це­лое упо­ва­ние на Бога, пока­я­ние, любовь, сми­ре­ние, трез­ве­ние. Пост вообще должен рас­смат­ри­ваться не только как личное воле­вое усилие в воз­дер­жа­нии, но и как уси­лен­ное обра­ще­ние к Богу, ста­ра­ние упо­до­биться Ему.

Пост и супру­же­ские отно­ше­ния

Помимо воз­дер­жа­ния от пищи пост пред­по­ла­гает также воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний, но только по вза­им­ному согла­сию, руко­вод­ству­ясь сло­вами апо­стола:

«Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим…» (1Кор.7:5).

При этом, как и при воз­дер­жа­нии от пищи, еще более важно соблю­дать прин­цип посте­пен­ного пере­хода к новому образу жизни. 

Начи­нать можно с отказа от ини­ци­а­тивы со своей сто­роны в пост, следуя завету апо­стола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не вла­стен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). 

Пост и каж­до­днев­ная уме­рен­ность в пище

И послед­нее. Нельзя думать, что полу­че­ние бла­го­дат­ных плодов поста цели­ком зави­сит от того, как он  про­ве­ден. Очень важно и то, насколько мы при­вер­жены духу воз­дер­жа­ния до и после поста.  Уме­рен­ность и не в пост­ное время изба­вит от многих иску­ше­ний во время поста и, прежде всего, от недо­мо­га­ния, свя­зан­ного с резкой сменой режима пита­ния.

Еще более важно время, сле­ду­ю­щее за окон­ча­нием поста. К сожа­ле­нию, очень многие вос­при­ни­мают его как без­удерж­ное раз­ре­ше­ние на всё и на вся. Осо­бенно это отно­сится к празд­ни­кам, кото­рыми окан­чи­ва­ется каждый пост. Поэтому, по словам свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова): «пост есть посто­ян­ная уме­рен­ность в пище с бла­го­ра­зум­ною раз­бор­чи­во­стью в ней».

Посты Пра­во­слав­ной Церкви

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют посты одно­днев­ные, мно­го­днев­ные и евха­ри­сти­че­ский (литур­ги­че­ский) пост.

Из мно­го­днев­ных постов сле­дует назвать, в первую оче­редь, Вели­кий пост, Святая Четы­ре­де­сят­ница, уста­нов­лен­ный в память соро­ка­днев­ного поста Спа­си­теля в иудей­ской пустыне. К Вели­кому посту при­мы­кает Страст­ная сед­мица (в пере­воде – неделя стра­да­ний), посвя­щен­ная собы­тиям послед­них дней земной жизни Иисуса Христа, Его Рас­пя­тия, Смерти и Погре­бе­ния. Страст­ная сед­мица явля­ется вер­ши­ной хри­сти­ан­ских постов, подобно тому, как Пасха – пре­крас­ней­шим венцом всех празд­ни­ков.

Время Вели­кого поста зави­сит от пере­хо­дя­щего празд­ника Пасхи и поэтому не имеет устой­чи­вых кален­дар­ных дат, но про­дол­жи­тель­ность его вместе со Страст­ной сед­ми­цей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апо­сто­лов Петра и Павла) начи­на­ется через неделю после празд­ника Святой Пяти­де­сят­ницы и про­дол­жа­ется до 12 июля. Этот пост уста­нов­лен в честь про­по­вед­ни­че­ских трудов и муче­ни­че­ской кон­чины апо­сто­лов.

Успен­ский пост – с 14 по 28 авгу­ста – уста­нов­лен в честь Успе­ния Божией Матери.

Рож­де­ствен­ский пост – с 28 ноября по 7 января.

Коли­че­ство пост­ных дней в году – от 178 до 212 в зави­си­мо­сти от дня празд­но­ва­ния Пасхи и соот­вет­ственно более или менее про­дол­жи­тель­ного поста свя­того апо­стола Петра и Павла. Прак­ти­че­ски пост­ными днями в году явля­ется каждый второй день.

Время начала и окон­ча­ния поста

Мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты начи­на­ются в пол­ночь. Одно­днев­ные посты закан­чи­ва­ются в пол­ночь, мно­го­днев­ные – после Литур­гии празд­нич­ного дня.

Цер­ков­ные каноны о постах

64‑е Апо­столь­ское пра­вило о недо­пу­сти­мо­сти поста в суб­боту и вос­кре­се­нье: Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единыя только (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин, да будет отлу­чен.

При­ме­ча­ние монаха Дио­дора (Лари­о­нова): “Пост в суб­боту и вос­кре­се­нье, запре­щен­ный 64 апо­столь­ским пра­ви­лом, озна­чает полное воз­дер­жа­ние от пищи. В кано­ни­че­ских текстах и типи­ко­нах пост озна­чает полное голо­да­ние, либо сухо­яде­ние до 9‑го часа (так это объ­яс­няет прп. Нико­дим в Пида­ли­оне, с. 76–77, изд. 1886 г.). В гре­че­ском языке слово “раз­ре­ше­ние” выра­жа­ется двумя поня­ти­ями, име­ю­щими раз­лич­ное зна­че­ние: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частич­ное раз­ре­ше­ние) озна­чает раз­ре­ше­ние на вку­ше­ние пост­ной пищи до 9‑го часа. Раз­ре­ше­ние на вино и елей (пост­ное масло) также входит в поня­тие частич­ного раз­ре­ше­ния поста. Κατάλυσις же озна­чает полное раз­ре­ше­ние (отмену) поста то есть раз­ре­ше­ние на сыр, молоко и яйца для мона­хов и мясо для мирян. По объ­яс­не­нию преп. Нико­дима, 64‑е Апо­столь­ское пра­вило запре­щает полный пост, но не тре­бует пол­ного раз­ре­ше­ния поста. Иначе пра­во­слав­ные хри­сти­ане согре­шали бы против 64-го пра­вила во все мно­го­днев­ные посты, когда как раз про­ис­хо­дит только частич­ное раз­ре­ше­ние поста (как известно, суб­бот­ние и вос­крес­ные дни не входят в число дней святой четы­ря­де­сят­ницы, т.е. Вели­кого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частич­ное, а не полное раз­ре­ше­ние Поста). В суб­боту дается раз­ре­ше­ние на вино и елей — отсюда сле­дует, что частич­ным раз­ре­ше­нием поста (λύσις) пра­вило не нару­ша­ется, но и пол­ного раз­ре­ше­ния поста (κατάλυσις) также не допус­ка­ется перед при­ча­стием (по образцу суб­бот­них и вос­крес­ных дней Вели­кого Поста)”.

69‑е Апо­столь­ское пра­вило, об обя­за­тель­но­сти поста: «Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, не постится во святую четы­ре­де­сят­ницу пред пасхою, или в среду, или в пяток (см. одно­днев­ные посты), кроме пре­пят­ствия от немощи телес­ныя: да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен».

Кано­ни­че­ское пра­вило свт. Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского, 8‑е: «Пост уста­нов­лен для усми­ре­ния нашего тела. Итак, когда тело нахо­дится в сми­ре­нии и в немощи, то должна она (жена) при­ни­мать пищу и питие, как хочет и поне­сти может».

Его же, 10‑е: «Должно раз­ре­шать боль­ному при­ни­мать пищу и питие смотря по тому, что он может поне­сти».


***

Духов­ный пост

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин)

Многие хри­сти­ане счи­тают, что пост уста­нов­лен только для того, чтобы под­чи­нить тело душе.[…] Однако это лишь одна сто­рона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы назы­вали «духов­ным постом».

Чело­век состоит из души и тела, но в самой душе можно раз­ли­чить две не сли­ва­ю­щи­еся друг с другом силы: первая – обра­щен­ность к веч­но­сти, к тому, что стоит над теку­щим пото­ком зем­ного бытия, – спо­соб­ность души к бого­об­ще­нию святые Отцы назы­вали духом; вторая сила – обра­щен­ность к земле, сово­куп­ность позна­ва­тель­ных сил: рас­судка, вооб­ра­же­ния, памяти, а также чув­ствен­ные вле­че­ния, эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния и, нако­нец, гене­ти­че­ски вло­жен­ные инстинкты, без кото­рых чело­век не мог бы суще­ство­вать ни одного дня.

Глав­ное в чело­веке – дух; в духе – образ и подо­бие Божие, дух отде­ляет чело­века как бы глу­бо­кой про­па­стью от всех осталь­ных оби­та­те­лей земли. В духе вло­жена целе­вая идея чело­века – вечное бого­об­ще­ние. Насколько чело­век живет духовно, настолько он живет достойно своего пред­на­зна­че­ния; это един­ствен­ная воз­мож­ность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море стра­да­ний. У неко­то­рых хри­стиан такой три­мет­ри­че­ский взгляд на при­роду чело­века (дух, душа и тело) вызы­вает пред­став­ле­ние о душе как о чем-то низ­мен­ном и недо­стой­ном в срав­не­нии с духом. Это не так. Без душев­ных спо­соб­но­стей невоз­можна была бы для чело­века земная жизнь и, сле­до­ва­тельно, фор­ми­ро­ва­ние его как нрав­ствен­ной лич­но­сти для вечной жизни.

В самой при­роде чело­века нет ничего сквер­ного и низ­мен­ного; сквер­ное – это извра­ще­ние воли, раз­ру­ше­ние иерар­хии и пра­виль­ной сопод­чи­нен­но­сти спо­соб­но­стей и сил чело­века; низ­мен­ное и недо­стой­ное – это стра­сти и грех. В нашем налич­ном, а вернее, падшем состо­я­нии тело про­яв­ляет себя непо­кор­ным душе, а душа – непо­кор­ной духу.

Поэтому пост – это не только укро­ще­ние тела, но прежде всего – укро­ще­ние душев­ных стра­стей для того, чтобы мог про­бу­диться и дей­ство­вать дух.

Пост телес­ный под­ра­зу­ме­вает:

1) огра­ни­че­ние в пище;

2) упо­треб­ле­ние осо­бого вида пищи;

3) редкий прием пищи.

Душев­ный пост также должен вклю­чать в себя:

1) огра­ни­че­ние внеш­них впе­чат­ле­ний – пищи души, инфор­ма­ции, кото­рую привык полу­чать чело­век еже­дневно в огром­ных объ­е­мах, подоб­ных «пир­ше­ствам Гар­ган­тюа»;

2) кон­троль над инфор­ма­цией, то есть над каче­ством пищи, кото­рую полу­чает душа, исклю­че­ние того, что раз­дра­жает стра­сти;

3) редкий прием пищи, то есть пери­оды уеди­не­ния, мол­ча­ния, без­мол­вия, пре­бы­ва­ния с самим собой, кото­рые дают чело­веку воз­мож­ность познать свои грехи и осу­ще­ствить глав­ную цель поста – пока­я­ние.

С постом несов­ме­стимы все виды раз­вле­че­ний и зрелищ, бес­кон­троль­ное чтение, про­дол­жи­тель­ные раз­го­воры, шут­ли­вый тон, посе­ще­ние тех мест и домов, где царит мир­ской, нецер­ков­ный дух, – все то, что рас­се­и­вает чело­века, отклю­чает ум от молитвы, а сердце от пока­я­ния.

***

За многие века суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства поня­тие пост пре­тер­пело серьез­ную транс­фор­ма­цию. Когда-то в древ­ней Церкви соот­вет­ству­ю­щим словом обо­зна­чали полный отказ от пищи в тече­ние дня, до вечера, а вече­ром – вку­ше­ние как можно мень­шего ее коли­че­ства (ради чего и появи­лось, напри­мер, пра­вило о том, что еда в дни стро­гого поста пода­ется холод­ной, то есть менее при­вле­ка­тель­ной). Неупо­треб­ле­ние же ско­ром­ных про­дук­тов счи­та­лось про­стым «воз­дер­жа­нием». Как еще писал пре­по­доб­ный Никон Чер­но­го­рец, «Ино есть пост и ино – воз­дер­жа­ние. И пост убо есть еже не кос­ну­тися отнюдь ни коей снеди весь день… Воз­дер­жа­ние же … подо­бает всегда хотя­щим спа­стися» (Так­ти­кон, Слово 10‑е).

Как мы уви­дели, с раз­ви­тием мона­стыр­ских уста­вов пери­оды воз­дер­жа­ния, в смысле диеты без ско­ром­ных блюд, ста­но­ви­лись длин­нее. Но одно­вре­менно из-за уве­ли­че­ния числа празд­ни­ков ста­но­ви­лось все меньше по-насто­я­щему пост­ных дней, когда пищу на про­тя­же­нии целого дня вообще не вку­шали. К насто­я­щему вре­мени таких дней даже по букве устава оста­лось совсем немного, а на прак­тике под «постом» давно пони­ма­ется только изме­не­ние состава блюд, но не их коли­че­ства. Такое воз­дер­жа­ние – в свете мягких, как было пока­зано, пред­пи­са­ний Типи­кона о Рож­де­ствен­ском посте – без особых слож­но­стей может быть соблю­дено кем угодно (разу­ме­ется, за исклю­че­нием тех, кто имеет объ­ек­тив­ные меди­цин­ские про­ти­во­по­ка­за­ния), осо­бенно с учетом ска­зан­ного о нем пре­по­доб­ным Нико­ном Чер­но­гор­цем. Но сле­дует пом­нить, что пост пред­по­ла­гает нечто боль­шее.
свя­щен­ник Михаил Желтов

***

«Когда я сидел у одного Аввы, пришла неко­то­рая дева и ска­зала старцу: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и еже­дневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Старец отве­чал ей: сде­ла­лась ли для тебя ску­дость все равно что изоби­лие? Она ска­зала: нет. – Бес­че­стие как похвала? Ска­зала: нет, Авва. – Враги как друзья? Отве­чала: нет. Тогда гово­рит ей мудрый тот старец: иди тру­дись, ты ничего не имеешь».
преп. Анто­ний Вели­кий

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки