иерей Георгий Максимов
Как отучиться врать и почему это необходимо сделать

Деструк­тив­ное вли­я­ние лжи на чело­века было выяв­лено в резуль­тате иссле­до­ва­ния группы ученых из Уни­вер­си­тета Орландо в 2012 году. В част­но­сти, обна­ру­жи­лось, что те, кто ста­рался не лгать, меньше жало­вался на голов­ные боли, напря­жен­ность, тре­вогу, по срав­не­нию с теми, кто врал регу­лярно. Также участ­ники, кото­рые не врали, сооб­щили, что их личные отно­ше­ния улуч­ши­лись и более гладко про­хо­дило соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие. Многие иссле­до­ва­тели также рас­смат­ри­вают пато­ло­ги­че­скую лжи­вость как неотъ­ем­ле­мый атри­бут тяжё­лых пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний.

Но если ученые заня­лись этой темой срав­ни­тельно недавно, то веру­ю­щие люди уже давно знают о том, что лгать грешно, — это запре­щено еще в десяти запо­ве­дях.

Однако, несмотря на то, что все мы это хорошо знаем, к сожа­ле­нию, даже воцер­ко­в­лен­ные хри­сти­ане, бывает, поз­во­ляют себе солгать в том или ином.

Этому спо­соб­ствует заблуж­де­ние, согласно кото­рому ложь мно­гими счи­та­ется мелким грехом. Мол, нехо­рошо, конечно, но ведь никто не умер из-за того, что я соврал?

Однако грех этот отнюдь не мелкий. И это легко уви­деть, если обра­титься к словам Свя­щен­ного Писа­ния.

Слово Божие о лжецах

В Книге Притч ска­зано: «мер­зость пред Гос­по­дом – уста лживые» (Прит.12:22). Чело­век, кото­рый лжет, делает себя мер­зо­стью пред Гос­по­дом – весьма силь­ные слова. Еще более силь­ные слова есть в Книге про­рока Мала­хии о том, что про­клят чело­век лживый (Мал.1:14), то есть ложь навле­кает на чело­века про­кля­тие.

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос в Еван­ге­лии сказал: «Ваш отец дьявол… Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). И напро­тив, Гос­подь Иисус Хри­стос о Себе Самом сказал: «Я есмь истина» (Ин.14:6). И поскольку мы, хри­сти­ане, назы­ва­ясь уче­ни­ками Гос­пода Иисуса Христа, желаем соеди­ниться с Ним, с Исти­ной, разу­ме­ется, отно­ситься спо­койно к тому, что мы поз­во­ляем себе про­из­но­сить ложь, никак не можем. Про­из­нося ложь, мы отчуж­да­емся от нашего Гос­пода Иисуса Христа и делаем своим отцом дья­вола.

Ложь не может быть путем к истине, ложь не может поз­во­лить нам соеди­ниться с исти­ной до тех пор, пока мы в своем сердце, в своих устах, в своей жизни даем место лжи.

В той же Книге Притч ска­зано: «тот, кто гово­рит ложь, не спа­сется» (Притч.19:5). Также в Псал­тири гово­рится: «Ты погу­бишь гово­ря­щих ложь» (Пс.5:7). Ну и нако­нец апо­стол Иоанн Бого­слов, как оче­ви­дец уже гово­рит: «Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь в озере, горя­щем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). При­ме­ча­тельно, что именно в отно­ше­нии лжецов апо­стол Иоанн под­черк­нул: всех лжецов, без исклю­че­ния, не раз­де­ляя на круп­ных или мелких лжецов – участь всех лжецов в озере огнен­ном, то есть, в аду.

Итак, Гос­подь ясно нам открыл то, что с нами этот грех делает уже здесь и сейчас, и куда он нас при­ве­дет после смерти. Учи­ты­вая это, не уди­ви­тельно, что в Свя­щен­ном Писа­нии Гос­подь при­зы­вает: «Отвергни от себя лжи­вость уст, и лукав­ство языка удали от себя» (Притч.4:24), «Нена­вижу ложь и гну­ша­юсь ею; закон же Твой люблю» (Пс.118:163). Именно такое настро­е­ние должно быть у хри­сти­а­нина, и «нена­вижу ложь» – это не значит чью-то чужую ложь, прежде всего свою соб­ствен­ную ложь.

У нас же бывает, что хри­сти­ане врут просто так, по всякой мелочи, без осо­бого даже смысла, в силу какой-то при­вычки дурной и с таким отно­ше­нием, что ну да, нехо­рошо, конечно, ну что поде­лать, не страшно, мол…

На самом деле страшно.

Три вида лжи

При­веду несколько поуче­ний из книги аввы Доро­фея. Он гово­рит: «В Писа­нии ска­зано, что “ложь от лука­ваго”, а истина есть Бог… Видите посему, от Кого мы отлу­чаем себя и с кем соеди­ня­емся ложью: оче­видно с лука­вым. Итак, если мы поис­тине хотим спа­стись, то должны всею силою и со всем усер­дием любить истину и охра­нять себя от всякой лжи, чтобы она не отлу­чила нас от Истины и Жизни. Есть три раз­лич­ных вида лжи: один лжёт мыслью, другой лжёт словом, а иной лжёт самой жизнью своею».

И далее авва Доро­фей про­дол­жает, подроб­нее опи­сы­вая каждый из этих видов лжи: «Мыслью лжёт тот, кто при­ни­мает за истину свои пред­по­ло­же­ния, т. е. пустые подо­зре­ния на ближ­него; такой, когда видит, что кто-нибудь бесе­дует с братом своим, делает свои догадки и гово­рит: он обо мне бесе­дует… Вообще в каждом деле он посто­янно таким обра­зом заме­чает за ближ­ним… Тако­вой лжёт мыслью, ибо он ничего истин­ного не гово­рит, но всё по одному подо­зре­нию…

Словом лжёт тот, кто, напри­мер, от уныния поле­нив­шись встать на бдение, не гово­рит: “Прости меня, что я поле­нился встать”; но гово­рит: “У меня был жар, я до край­но­сти уто­мился рабо­тою, не в силах был встать, был нездо­ров”, и гово­рит десять лживых слов для того, чтобы не сде­лать одного поклона и не сми­риться. И если он в подоб­ном случае не укорит себя, то бес­пре­станно изме­няет слова свои и спорит, чтобы не поне­сти уко­ризны….

Жизнью своею лжёт тот, кто, будучи блуд­ни­ком, при­тво­ря­ется воз­дер­жан­ным; или, будучи коры­сто­лю­бив, гово­рит о мило­стыни и хвалит мило­сер­дие… И не потому удив­ля­ется доб­ро­де­тели, что желает похва­лить её… и не с той целью хвалит доб­ро­де­тель чтобы не соблаз­нять своей жизни дру­гого, ибо в этих слу­чаях он сперва со сми­ре­нием сознался бы в своей немощи, но лжец для того похи­щает имя доб­ро­де­тели чтобы скрыть свой стыд и гово­рит о ней так как будто он и сам совер­шенно таков или же для того чтобы повре­дить кому-нибудь и обо­льстить его».

Как изба­виться от при­вычки лгать?

Очень важно избав­ляться от дурной при­вычки оправ­ды­ваться. Именно через нее очень часто мы совер­шаем отпа­де­ние в ложь, как об этом писал авва Доро­фей. Я бы еще со своей сто­роны доба­вил, что людям на самом деле, кото­рые отме­чают, что мы что-то не то сде­лали, не важны наши оправ­да­ния. Для них важно уви­деть, что мы поняли, что то, что мы сде­лали – это непра­вильно, это плохо, мы это осо­знали, при­знали, и больше не будем повто­рять: вот что для чело­века важно, а не услы­шать наше оправ­да­ние, о том, почему я опоз­дал, или сделал что-то не так. Просто скажи: «да, прости, вино­ват, исправ­люсь», — и вопрос закрыт. Мало кому инте­ресно узна­вать какие-то оправ­да­ния.

Многие также согре­шают ложью когда у них зна­ко­мые или род­ствен­ники спра­ши­вают о чем-то, о чем те не хотят правду гово­рить, и вот они гово­рят неправду. На самом деле лучше в этом случае вообще не отве­чать, у нас нет обя­зан­но­сти отве­чать абсо­лютно на любой вопрос. И если нам что-то кто-то задал вопрос о нашей личной жизни, о личной жизни нашего близ­кого чело­века, мы не обя­заны на это отве­чать, можем прямо ска­зать: «знаешь, об этом я не хочу гово­рить»; или – «знаешь, это личное», – вот и все.

Еще хотел бы ска­зать для тех людей, кото­рые при­выкли лгать. Чело­век пони­мает, что это плохо, но врет посто­янно, даже по мело­чам, даже тогда, когда ему это не нужно. Конечно, и тогда, когда нужно, нельзя лгать, но если чело­век лжет даже когда не нужно, – это пока­за­тель того, насколько сильно он ока­зался пора­бо­щен­ным этой стра­стью.

Поде­люсь одним сове­том, может быть, кому-то он при­го­дится. Если ты поймал себя на том, что кому-то сказал неправду, не надо думать: а, ладно, про­ехали, пойду на испо­ведь, пока­юсь, и больше не буду так делать. Нет, вер­нись к этому чело­веку и скажи: прости, я на самом деле сказал тебе неправду, на самом деле всего так-то и так-то. Стыдно будет – да, ужасно стыдно. И в сле­ду­ю­щий раз это чув­ство стыда помо­жет тебе усле­дить за своим языком, помо­жет тебе убе­речься.

Кроме того, также в раз­го­воры пустые вхо­дить не сле­дует, лучше их сокра­щать.

И если чело­век ока­зался в ситу­а­ции, что если он скажет правду, то ему грозит за это постра­дать – а если солжет, то ничего страш­ного не будет, – тем более нужно понуж­дать себя гово­рить правду и лучше постра­дать за нее, и так при­учать себя гово­рить правду ради Христа, Кото­рый есть Истина.

Чтобы мы тоже были в истине и мыс­лями, и сло­вами, и нашей жизнью.

Про «ложь во спа­се­ние»

Второе рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние — это о допу­сти­мо­сти “лжи во спа­се­ние”, пони­мая под этим ложь, кото­рая про­из­но­сится “с доб­рыми наме­ре­ни­ями”. Как будто бы в этом случае ложь допу­стима и как бы не грех.

Про­ци­ти­рую слова свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого: «Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полез­ное? Сего не доз­во­ляет ска­зан­ное Гос­по­дом, Кото­рый реши­тельно гово­рит, что ложь от диа­вола (см.: Ин.8:44), не пока­зы­вая ника­кого раз­ли­чия во лжи».
Бывают исклю­чи­тель­ные случаи, и святые отцы их опи­сы­вали. Напри­мер, убийцы ищут жертву, ты знаешь, где этот чело­век, убийца тебя спра­ши­вает, и конечно, не нужно в этом случае гово­рить, где этот чело­век, не нужно выда­вать его на смерть.

Или пре­по­доб­ный Феодор Студит опи­сы­вает случай, что девица пря­чется от насиль­ника и тебе известно, где, а насиль­ник спра­ши­вает тебя, знаешь ли ты, где она – нужно отве­чать «нет», и пре­по­доб­ный Феодор даже гово­рит, что отве­чая «нет», ты в данном случае не столь соб­ственно на его вопрос отве­ча­ешь, ты гово­ришь «нет» его злому жела­нию.

Что стоит ска­зать по поводу таких слу­чаев?

Во-первых, они бывают крайне редко. Я, напри­мер, не знаю среди моих зна­ко­мых или зна­ко­мых их зна­ко­мых, чтобы у кого-то в жизни такое дей­стви­тельно было.

Во-вторых, в этих и подоб­ных слу­чаях чело­век гово­рит неправду ради того, чтобы избе­жать боль­шего греха. Но при этом то, что он сказал неправду, не пере­стает быть грехом, и об этом пре­по­доб­ный авва Доро­фей как раз гово­рит, что «если от ска­зан­ной тобой правды может выйти боль­шее зло, то допус­ка­ется умол­чать, отве­тить уклон­чиво или даже изме­нить слова, но при этом тот, кто это делает, все равно должен осо­зна­вать, что он совер­шает грех, в кото­ром ему нужно каяться». И пре­по­доб­ный aвва Доро­фей добав­ляет, что и в таком случае чело­век «не должен оста­ваться бес­пе­чаль­ным, а каяться и пла­кать перед Богом и счи­тать такой случай иску­ше­нием, и на такое укло­не­ние решаться не часто, а разве что один раз», чтобы не пре­вра­титься в того, о ком пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник гово­рит: «Спле­та­тель лжи изви­ня­ется благим наме­ре­нием; и что, в самом деле, есть поги­бель души, то он почи­тает за пра­вед­ное дело».

Ну, и в‑третьих, во всех слу­чаях, когда святые отцы гово­рят о упо­мя­ну­тых исклю­чи­тель­ных при­ме­рах, речь идет о том, чтобы пойти на такой шаг ради спа­се­ния дру­гого. Однако же совер­шенно недо­пу­стимо ради соб­ствен­ной выгоды лгать, даже ради спа­се­ния своей жизни. И муче­ники как раз остав­ляют нам пример, что хри­сти­а­нин должен быть готов скорее пожерт­во­вать своей жизнью, чем ради своей жизни нару­шать какую-либо из запо­ве­дей Хри­сто­вых.

Под­черкну, что даже в тех исклю­чи­тель­ных слу­чаях, о кото­рых шла речь, ложь оста­ется грехом, ложь не ста­но­вится чем-то нор­маль­ным и хоро­шим, даже в этом случае хри­сти­а­нин должен каяться и скор­беть о том, что в слу­чив­шейся ситу­а­ции он не смог найти такой выход, кото­рый бы поз­во­лил избе­жать любого греха.

https://zen.yandex.ru

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки