Ложь

***

Ложь – обман, наме­рен­ное иска­же­ние правды, истины. По объ­яс­не­нию святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью.

Источ­ни­ком лжи явля­ется диавол: «Он был чело­ве­ко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Девя­тая запо­ведь одно­значно запре­щает ложь. Глав­ное сред­ство борьбы с ложью – прав­ди­вость.

На стра­ни­цах Свя­щен­ного Писа­ния также часто встре­ча­ются слож­но­со­став­ные слова, одним из корней кото­рых явля­ется слово «ложь»: лже­сви­де­тели (Мф. 26:59–60), лже­про­роки (Мф. 7:15), лже­учи­тели (2Пет. 2:1–2), лже­бра­тья (2Кор. 11:26), лжеа­по­столы (2Кор. 1:13), лжехри­сты (Мф. 24:24).

***

свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский:
С Богом нас раз­де­ляет ложь, и только ложь. Ска­зать, что с Богом нас раз­де­ляет истина, то же самое, что ска­зать, что с Богом нас раз­де­ляет Бог.
Ложные мысли, ложные слова, ложные чув­ства, ложные жела­ния – вот сово­куп­ность лжи, веду­щая нас к небы­тию, иллю­зиям и бого­от­ре­че­нию. С этой дороги нет воз­врата без тяже­лого жиз­нен­ного потря­се­ния, пока чело­век, ослеп­нув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не под­ни­мет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Ложь, какая бы она ни была, это постройка нере­аль­ного мира; а в нере­аль­ном мире нет Бога, потому что Бог есть абсо­лют­ная реаль­ность.

***

Ложь и правда

архи­манд­рит Еле­азар,
духов­ник Свято-Тро­иц­кой Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры

Ложь – грех, один из самых рас­про­стра­нён­ных недо­стат­ков чело­ве­че­ства. Нет ни народа, ни страны, где бы не лгали. Мно­же­ство неправды про­ис­хо­дит в мире за одну только минуту. Уже в моло­до­сти ложь овла­де­вает чело­ве­ком, хотя никто этому не учит.

Ещё есть люди, кото­рые думают и про­ни­ца­тельно чув­ствуют опас­ность, кото­рую не заме­чают осталь­ные. Конечно, управ­ляя теле­гой, было больше вре­мени для раз­мыш­ле­ний, чем совре­мен­ному води­телю. Поэтому думают все, но часто поверх­ностно и поспешно. Суще­ству­ю­щие опас­но­сти оста­ются неза­ме­чен­ными. Нередко при­хо­дится много оправ­ды­ваться, защи­щаться от упрё­ков в невни­ма­тель­но­сти, необя­за­тель­но­сти. И здесь на первое место высту­пает ложь. Это быст­рый и легкий путь при­вле­че­ния к себе вни­ма­ния, повы­сить себе цену, чтобы ска­зали: «мой доро­гой».

Лгут, чтобы раз­бо­га­теть, чтобы сде­лать карьеру, чтобы защи­тить репу­та­цию, уйти от нака­за­ния. В своё время запы­лал Рим, и импе­ра­тор Нерон обви­нил в под­жоге хри­стиан, нача­лось первое кро­ва­вое гоне­ние на веру­ю­щих. Тысячи погибли на аренах цирка и сго­рели живыми факе­лами. Метод при­тес­не­ния уко­ре­нился и живёт.

 Вспо­ми­на­ются слова из попу­ляр­ной когда-то песенки: «это мы не про­хо­дили, это нам не зада­вали». Люди настолько глу­боко про­ник­нуты ложью, что даже хоро­шие дела совер­шают, при­бе­гая ко лжи и обману. Очень некра­сиво, когда лжёт жен­щина; когда лжёт теле­ви­де­ние, и в заслугу ста­вится «умелая» неправда и изво­рот­ли­вость. Зри­тели, не жалея вре­мени, часами насла­жда­ются при­ме­рами лжи среди супру­гов, поли­ти­че­ских дея­те­лей, детей. Это нра­вится, это при­вет­ству­ется, это рас­кру­чи­ва­ется и этому учатся, под­ра­жают, не заду­мы­ва­ясь, что ложь при­но­сит мно­же­ство несча­стий.

Ложь чернит, раз­ру­шает и уби­вает людей. Много невинно стра­да­ю­щих из-за того, что кто-то наго­во­рил на них. Лжец заметно раз­ла­га­ется и сам, при­вы­кая видеть всё непра­вильно. О людях он судит по мере своей испор­чен­но­сти.

Неко­то­рые делают выводы по взгляду и наго­во­рам, по тону голоса, по дви­же­нию и улыбке. Лжец легко пред­по­ла­гает плохое в жизни, в дей­ствиях и поступ­ках других.

Ложь – такой недо­ста­ток и грех, что вопло­ще­нию зла в Свя­щен­ном Писа­нии дано имя: «лжец и отец лжи». Вос­при­я­тие неправды как досто­ин­ства сви­де­тель­ствует об огром­ных пере­ме­нах в образе мыш­ле­ния. Невер­ное не всегда неверно для совре­мен­ного чело­века. Поэтому полу­ча­ется, что лгать не всегда плохо, а гово­рить правду не всегда хорошо.

Марк Твен гово­рил, что когда чело­век не знает, что ска­зать, пусть гово­рит правду, кото­рая пора­зит врагов и друзей. Бывает трудно ска­зать правду, и остаться так­тич­ным чело­ве­ком. Известна «ложь во спа­се­ние». Часто неверно пере­во­дятся слова псалма: «ложь – конь во спа­се­ние». Думать, что конь всегда может выве­сти из опас­но­сти неверно, ложно.

Люди почему-то лгут с осо­бен­ной готов­но­стью. Воз­можно потому, что ложь явля­ется быст­рым и легким путём про­яв­ле­ния к себе вни­ма­ния и повы­ше­ния себе цены, сде­лать в глазах окру­жа­ю­щих карьеру, защи­тить репу­та­цию, избе­жать нака­за­ния.

Лжи всегда сопут­ствуют неуве­рен­ность, сомне­ние, отступ­ни­че­ство, него­до­ва­ние, гнев. Когда истина под­ме­ня­ется ложью, воз­ни­кают её спут­ники. Бла­жен­ный Авгу­стин гово­рил, что когда дви­же­ние к истине исчезло или хотя бы немного ослабло, ни в чём уже не может быть уве­рен­но­сти.

Фальшь вкра­ды­ва­ется в отно­ше­ния людей и раз­ла­гает их. Рас­па­да­ются семьи, сооб­ще­ства, пра­ви­тель­ства, появ­ля­ется недо­ве­рие к сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции, – словом, ника­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния не выдер­жи­вают испы­та­ния ложью.

Неправда стала рас­про­стра­нён­ным при­ё­мом интриги, само­за­щиты, про­дви­же­ния в жизни. Греш­ники мас­ки­руют ложью свои дела, чтобы скрыть истин­ное лицо. Это заметно в тор­говле, науке, рели­гии, поли­тике, прессе. Ложь ста­но­вится ничем не при­кры­тым рас­про­стра­не­нием неправды.

Ещё в Ветхом Завете гово­рится, что диавол обо­льстил Еву, заста­вив усо­мниться. Он солгал, сказав, что «нет, не умрёте». В наши дни сатана при­ме­няет стра­те­гию лжи, застав­ляя пове­рить, что грех не остав­ляет следов. Всю циви­ли­за­цию можно пре­вра­тить в духов­ных вре­ди­те­лей, без­от­вет­ственно рас­про­стра­ня­ю­щих ложные данные, за кото­рыми сле­дуют раз­ру­ше­ния жизней, разо­рван­ные отно­ше­ния.

Страшно хоть на минуту пред­ста­вить мир, ока­зав­шийся в подоб­ной обста­новке. Поэтому пра­во­слав­ный должен молиться, чтобы гово­рить мудро, научиться отыс­ки­вать истину в любой ситу­а­ции. Прав­ди­вость не должна пере­хо­дить в гру­бость, истину надо гово­рить с любо­вью (Ефес. 4:15). Правде должны сопут­ство­вать мило­сер­дие, доб­рота, пони­ма­ние.

Тонкой формой лжи и обмана явля­ется лесть. Словам льстеца нельзя дове­рять, гор­тань его – откры­тый гроб (Пс. 5:10). Льстец губит того, кому льстит, рас­став­ляя ловушку с помо­щью соблазна и гор­дыни. Людям свой­ственно дра­ма­ти­зи­ро­вать собы­тия. Гнев застав­ляет про­из­но­сить пре­уве­ли­чен­ные угрозы.

Пре­уве­ли­че­ние под­ры­вает основы добрых отно­ше­ний, дове­рие и надеж­ность. Нередко моло­дой чело­век гово­рит, что попал в руки иску­си­теля за неиме­нием опыта жизни. Это – ложь. Любое паде­ние совер­ша­ется по отсут­ствию дове­рия к пра­виль­ному пути. После нашего реше­ния начи­на­ется дей­ствие Божие. «Посему, отверг­нувши ложь, гово­рите истину каждый ближ­нему своему, потому что мы все члены друг другу» (Ефес. 4:25)

Лжец – враг души. Он при­хо­дит, как обман­щик на базаре, с фаль­ши­вым счётом на ваше имя. Неко­то­рым можно верить только до тех пор, пока вы их видите, новая ком­па­ния меняет их. Подобно воде, они кипят или замер­зают в зави­си­мо­сти от окру­жа­ю­щей тем­пе­ра­туры. Многие посту­пают так вслед­ствие отсут­ствия прин­ци­пов. Они подобны флю­геру, вра­ща­ются по ветру.

Узнать их насто­я­щее лицо также трудно, как снять мерку с луны. Они верят в то, что выгод­нее. Они плывут всегда по ветру, откуда бы он ни дул… Им очень хочется стать хоро­шими това­ри­щами, поэтому они при­вет­ливы, всту­пают в обще­ние со всеми. Опыт­ные люди сове­туют беречься тех, чьё оте­че­ство в цар­стве лжи. Они подобны греб­цам, кото­рые смот­рят в одну сто­рону, а едут в другую.

Диавол заста­вил пове­рить, что богат­ство и соб­ствен­ность делают чело­века счаст­ли­выми, что успех опре­де­ля­ется маши­нами и домами, что сво­бода – это воз­мож­ность делать жела­е­мое.

Делать, что хочешь! Это навя­зы­ва­ется. Рас­пут­ство, жизнь без пут, без огра­ни­че­ний, без ком­плек­сов. Всё это – повто­ре­ние про­шлого. Исто­рия знает такое пове­де­ние и послед­ствия. Апо­стол Павел опи­сы­вает нрав­ствен­ную жизнь, не закры­вая её кар­ти­нами лесов и афри­кан­ских джун­глей. Он гово­рит о дей­стви­тель­ной жизни куль­тур­ных цен­тров того вре­мени, нрав­ствен­ном облике циви­ли­зо­ван­ных людей.

Задолго до апо­стола Павла около Ефеса появи­лись первые фило­софы, стали думать, что про­бу­дился разум, и откры­лась страна неогра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей. Но цветок опал, плод созрел, содер­жа­ние ока­за­лось горь­ким.

Какой была могу­чая Рим­ская импе­рия, кото­рая, заво­е­вав Грецию, обе­щала закон, поря­док, зажи­точ­ность. Пали и Рим, и Греция, сне­да­е­мые неправ­дой, мораль­ным раз­ло­же­нием.

«Мер­зость пред Гос­по­дом уста лживые» (Притч. 12:22). Тот, кто близок к Богу, ходит непо­рочно, делает правду, гово­рит истину в сердце своем, кто не кле­ве­щет языком, не делает искрен­нему своему зла, не при­ни­мает поно­ше­ний на людей (Пс. 15:2).

Любое ложное пока­за­ние, нано­ся­щее вред невин­ным назы­ва­ется «лже­сви­де­тель­ством». Упраж­ня­ю­щийся в этом, не оста­нется нена­ка­зан­ным, «кто гово­рит ложь, не спа­сется» (Притч. 13:5). Этим сред­ством Диавол хочет обра­тить чело­века в оружие, нано­ся­щее ущерб славе Божией. Некто сказал, что у греха много инстру­мен­тов, но ложь- это рычаг, при­во­дя­щий их в дей­ствие.

Это надо чаще при­во­дить на память, потому что чело­век посто­янно нахо­дится в обста­новке ложных выво­дов и заклю­че­ний. Обма­ны­вать – значит заблуж­даться и вво­дить в заблуж­де­ние. Сеется недо­ве­рие, сомне­ние и непо­пра­ви­мый вред репу­та­ции. Во всех слу­чаях надо учиться воз­дер­жи­ваться от преж­де­вре­мен­ных заклю­че­ний до появ­ле­ния окон­ча­тель­ной инфор­ма­ции.

Мно­же­ство стра­да­ний понесли люди от поспеш­ных реше­ний и обе­ща­ний. Ещё живы те, кто помнят, когда идео­логи ком­му­низма вну­шали, что Сталин был одно­вре­менно вели­ким поли­ти­ком, самым боль­шим стра­те­гом, вели­чай­шим линг­ви­стом, учёным и фило­со­фом. Люди верили, что про­стой чело­век, в про­шлом сидев­ший в тюрьме за грабёж, был «непо­гре­шим». После его смерти тем же людям ска­зали, что Сталин был вели­чай­шим мас­со­вым убий­цей в исто­рии.

Эта ложь пошла дальше. В 1959 году партия без парт­нё­ров заявила, что через пять лет СССР дого­нит и пере­го­нит высо­кий мате­ри­аль­ный стан­дарт США. Генсек Хрущёв заявил, что «нынеш­нее поко­ле­ние совет­ских людей будет жить при ком­му­низме». Он обещал по теле­ви­зору пока­зать «послед­него попа» в стране. Обман­ным путем обе­ща­лось созда­ние ком­му­ни­стами брат­ства среди наро­дов.

Гово­рить правду – лучшая поли­тика. Чело­век может быть интел­лек­ту­ально раз­ви­тым, куль­тур­ным, пони­ма­ю­щим искус­ство, живо­пись, музыку, но иметь при­глу­шён­ную совесть и быть слепым. Куль­тура не осво­бож­дает от грехов. Первое тре­бо­ва­ние, кото­рое апо­стол Павел пред­ла­гает – отверг­нуть ложь. Обя­зан­ность пра­во­слав­ного – гово­рить истину. Ложь сле­дует пре­одо­леть, помня, что софизм, изво­рот­ли­вость не при­но­сят пользы. Хри­стос – Побе­ди­тель лжи. Он иску­пил чело­ве­че­ство от греха и нам нужно под­ви­заться в умно­же­нии правды.

Несмотря на недо­статки мира, в людях оста­лось стрем­ле­ние к добру. Ещё никому не уда­лось вос­пре­пят­ство­вать про­ник­но­ве­нию в мир добрых боже­ствен­ных мыслей. Отчуж­де­ние про­ис­хо­дит по при­чине неве­же­ства и оже­сто­че­ния. Неве­же­ство надо лечить не с головы, а с сердца. Неве­же­ство и оже­сто­че­ние идут вместе.

С гре­че­ского языка оже­сто­че­ние озна­чает: «затвер­дев­шая кожа». Сердце, много гре­шив­шее, ста­но­вится чёрст­вым, нечув­ствен­ным.

Известны случаи, когда люди лгут с нена­сыт­но­стью и не заме­чают этого, делая грех рев­ностно и с инте­ре­сом, часто ссы­ла­ясь на пуш­кин­ского Гер­мана, что «наша жизнь – игра», чело­век ищет воз­мож­но­сти солгать. Для этого он увле­кает других, соблаз­няя и, если нужно, угро­жая.

К сожа­ле­нию, при­хо­дится наблю­дать, что неко­то­рые интел­лек­ту­алы помра­чены в разуме. Жизнь, счи­тав­ших себя про­све­щён­ными, бывает бес­со­дер­жа­тель­ной, с неудо­вле­тво­рён­ными поис­ками. Ста­но­вится понят­ным необ­хо­ди­мость молитв в утрен­ние часы. Пока ум не занят неправ­дами жизни, надо обра­титься к Богу за помо­щью, ясно понять вечные боже­ствен­ные планы. Тогда будет меньше ссор из-за мело­чей, пре­ткно­ве­ний, паде­ний. Когда чело­век не читает утрен­них молитв, он как бы гово­рит: «Гос­поди, сего­дня днём я обой­дусь без Тебя», и здесь скво­зит ложь. Невоз­можно обой­тись без Бога. Молясь утром, чело­век состав­ляет про­грамму на весь день, под­ни­мая взор горе: «Отче наш, иже еси на небе­сех», потом выра­жает свои нужды: «хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь», ста­ра­ется поду­мать о себе и других: «И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим». В конце молитвы просим о нашей защите: «избави нас от лука­ваго».

Да, без молитвы жизнь в опас­но­сти. Молитва вводит в небес­ную сферу, очи­щает мысли, укреп­ляет веру, избав­ляет от лжи. Очень важно закре­пить такое настро­е­ние надолго.

Сатана вну­шает, что само­во­лие должно заме­нить все авто­ри­теты. Гос­под­ство Бога отвер­га­ется, как не соот­вет­ству­ю­щее духу вре­мени. Отсюда при­чины нестро­е­ний. Неко­то­рые отдают жизнь за деньги, за соб­ствен­ность, за мно­же­ство подоб­ных вещей. Неко­то­рые просто изощ­ря­ются , ста­ра­ясь достичь «высоты». Не слу­чайно пёсик из дет­ского мульт­фильма сове­тует: «если у тебя нет хвоста, виляй улыб­кой».

Но в людях всё-таки оста­ётся стрем­ле­ние к добру. Нахо­дятся люди, кото­рые спо­собны видеть, рас­по­зна­вать лукав­ство духов злобы. Враг ста­ра­ется поко­ле­бать взгляды пра­во­слав­ного веру­ю­щего. Одним он гово­рит, что учение слиш­ком огра­ни­ченно, при­ми­тивно; другим – черес­чур строго и непри­ме­нимо в жизни.

Гос­подь помо­гает обна­ру­жи­вать ложь и лукав­ство и защи­щает пра­во­слав­ного в борьбе с невер­ными взгля­дами. Любое пре­да­тель­ство и обман раз­ру­шают дове­рие в людях, рас­па­да­ется семья, рабо­чий кол­лек­тив, пре­кра­ща­ется парт­нер­ство. Неко­то­рые так лгут, что не заме­чают этого, а когда опом­нятся, то новую фразу начи­нают со вставки: «честно говоря», пока­зы­вая, что ска­зан­ное до этого было не совсем прав­диво.

Рас­суж­дая о важной теме – о судьбе вне­зем­ной души, вспом­нился афо­ризм Мон­теня: «Смерти учит, кто учит жить».

Дождь раз­луки из смерти туч
Хлещет в дверь каждой души.
Тот уми­рать людей научит
Кто научит их верно жить.
В день, когда на белом свете
Упадёт на нас смерти тень,
Учит жизни, кто учит смерти,
Утвер­ждает Мишель Мон­тень.
К Богу ближе, будет лучше
От отца уда­лимся лжи.
Только тот уми­рать научит,
Кто научит пра­во­славно жить.
Часто жизнь обры­вает случай,
Потому ко Христу спеши.
Тот людей уми­рать научит,
Кто научит их верой жить!
Жить для Бога, тру­дясь для ближ­них,
Чтоб не стра­шен был гря­ду­щий день,
Смерти учит, кто учит жизни!
Прав мыс­ли­тель Мишель Мон­тень.

Ложь и лукав­ство не имеют цены и цели, кроме одной – про­во­дить сата­нин­ские замыслы в жизнь, отстра­няя любую мысль о веч­но­сти, о Боге, о поря­доч­но­сти вообще.

А люди веру­ю­щие и дума­ю­щие гово­рят о земной жизни и о пере­ходе в веч­ность.

«Вест­ник Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры» № 7–8 (40–41) 2007

***

См. ДИАВОЛ, ЛУКАВ­СТВО, ПРЕ­ЛЕСТЬ, ТЩЕ­СЛА­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки