Главная » Алфавитный раздел » Ветхий Завет » Как воспринимать жестокость Ветхого Завета?
Распечатать Система Orphus

Как воспринимать жестокость Ветхого Завета?

(7 голосов: 5 из 5)

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
В ряде случаев прекращение земной жизни бывает инициировано или благословлено Богом в благих промыслительных целях (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры). Но часто слово «убийство» употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни.

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»«убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует мудро и из побуждений Добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению. Что касается, человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, и жители одной из комнат ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помочь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактически, но стратегически действий Творца всегда направлены ко благу. Например, можно видеть лишь как один человек безжалостно режет тело другого, а можно заметить, что он делает операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему были уничтожены именно эти племена?

Считать уничтоженные племена невинными – поверхностный взгляд и незнание исторических реалий. Целью Священного Писания не является описание мерзостей языческих народов, того, насколько они расчеловечились и вели животный образ жизни. Если бы это было подробно описано, сомнений в том, что эти люди погрязли во зле и были уже неисправимы – ни у кого бы не было.

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей.
Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами? Среда влияет на воспитание человека.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Промысел Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человеческого рода к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует: нравственное чувство людей обострилось; мир стал другим. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru