Как хочу, так и верю?

cвя­щен­ник Иаков Короб­ков

«Я верю в Бога, но по-своему. Услуги Церкви мне не нужны, отстаньте от меня со своими фор­маль­но­стями, у меня своя вера!»

Как часто мы слышим подоб­ные выска­зы­ва­ния в ответ на про­по­ведь о необ­хо­ди­мо­сти цер­ков­ной жизни для каж­дого веру­ю­щего чело­века. Странно, что гово­ря­щие это не заме­чают оче­вид­ной про­ти­во­ре­чи­во­сти и абсурд­но­сти своих слов, ведь это все равно, что утвер­ждать: «В Бога-то я, так уж и быть, верю, но вот Богу — не верю!». Иными сло­вами, Божие суще­ство­ва­ние я допус­каю, но знать не желаю, что этот Бог гово­рит и к чему при­зы­вает, и живу так, как мне нра­вится!

При обще­нии с такими «веру­ю­щими» ста­но­вится ясно, что их знания о Боге надер­ганы из раз­роз­нен­ных и довольно смут­ных источ­ни­ков («сара­фан­ное радио», чьи-то неве­же­ствен­ные рас­сказы, газеты, а то и сек­тант­ские бро­шюрки) и так и оста­ются тео­рией, нисколько не меняя их жизни.

Видимо, Бог пред­став­ля­ется им немым, ничего не гово­ря­щим, а Его бытие — не име­ю­щим ника­кого отно­ше­ния к чело­ве­че­ской жизни. Ну, живет Он там где-то на небе, и ладно. Я в Него верю, и этого мне доста­точно; к чему мне всякие молитвы, бого­слу­же­ния, Таин­ства?!

Однако, такое миро­воз­зре­ние — это не вера. Это — насто­я­щий атеизм, поскольку вера в Божие бытие при одно­вре­мен­ном игно­ри­ро­ва­нии Его жела­ний ничем не лучше пол­ного отри­ца­ния Бога. Ведь если я при­знаю, что Бог есть, то неиз­бежно должен при­слу­ши­ваться к Его словам, общаться с Ним и стро­ить соб­ствен­ную жизнь согласно с Его волей.

Наш Бог — Бог гово­ря­щий, Кото­рому не без­раз­лично, как мы себя ведем и как с Ним обща­емся. На про­тя­же­нии всей чело­ве­че­ской исто­рии Он обра­щался к людям, откры­вал Свою волю и при­зы­вал всех сле­до­вать ей. Нако­нец, 20 веков назад Бог сам пришел на землю, стал Чело­ве­ком и оста­вил нам еван­гель­ский закон любви и Свою Цер­ковь — этот чудес­ный мост, при­во­дя­щий нас к небес­ной Родине, к любя­щему Богу-Отцу. Хри­стос, говоря о Себе: Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6), тем самым недву­смыс­ленно отвер­гал любые иные пути Бого­по­зна­ния. Бог откры­вает каж­дому из нас путь, на кото­ром мы можем с Ним встре­титься. Путь этот, по соб­ствен­ным словам Христа, про­ле­гает через Его Цер­ковь, и нет пути иного.

«Вот еще! У каж­дого своя правда: как хочу, так и верю!» — воз­ра­зят неко­то­рые. Согла­сен, что-то в этом есть: дей­стви­тельно, у каж­дого из нас свои пред­став­ле­ния о том, «что такое хорошо и что такое плохо», свои убеж­де­ния, своя система цен­но­стей. Дей­стви­тельно, правд может быть много, но вот истина – лишь одна!

Обра­тимся к исто­рии Древ­ней Руси. Было время, когда у каж­дого купца, у каж­дого тор­говца была своя, отлич­ная от других, мера (длины, объема, веса) — такая, какая ему больше нра­ви­лась, была удоб­нее, выгод­нее. Отсюда и выра­же­ние: «мерить на свой аршин». Изму­чив­шись от такого раз­но­об­ра­зия, устав от плю­ра­лизма, русичи осо­знали, нако­нец, что должен быть некий общий для всех эталон, мерило, обра­зец, на кото­рый всем нужно ори­ен­ти­ро­ваться и с кото­рым нужно све­рять свою мерку.

Можно допу­стить, что у каж­дого своя правда, но все же сле­дует при­знать, что истина — одна. Выра­жа­ясь фило­соф­ским языком, истине неотъ­ем­лемо присущ атри­бут уни­каль­но­сти, един­ствен­но­сти. И если даже пред­по­ло­жить, что истин может быть несколько, то либо они совер­шенно оди­на­ковы, иден­тичны (и тогда их можно слить в одну), либо они чем-то раз­ли­ча­ются. В таком случае к ним при­ме­нимы методы сопо­став­ле­ния, срав­не­ния, ана­лиза, в резуль­тате кото­рых мы можем выбрать пре­вос­ход­ней­шую, лучшую — ту, кото­рая и явля­ется исти­ной в полном смысле слова. Все осталь­ное тогда — под­делки!

Мы можем при­нять для себя откро­ве­ние Божие как истину, как руко­вод­ство к дей­ствию и жить всей радост­ной пол­но­той цер­ков­ной жизни. А можем и отверг­нуть Божий зов — для того нам и дана сво­бод­ная воля. Но мы не имеем права дик­то­вать Богу свои усло­вия встречи с Ним, это даже более дерзко и глупо, чем несмыш­ле­ному мла­денцу ука­зы­вать роди­те­лям, как им себя вести и как его вос­пи­ты­вать!

Не имеем мы права сочи­нять себе свою, удоб­ную, необре­ме­ни­тель­ную веру, выду­мы­вать подо­гнан­ного под соб­ствен­ные стан­дарты бога. А уж если сочи­нили и выду­мали, то, право же, нелепо выстав­лять напо­каз плоды своей фан­та­зии как истину и при этом пре­зри­тельно усме­хаться при виде назна­чен­ного Самим Богом (не людьми — Самим Богом!) места встречи Неба и земли, Отца и детей — пра­во­слав­ного храма!

Вы не согласны? Про­те­сту­ете? Тогда возь­мите в руки книгу, без зна­ком­ства с кото­рой ни один чело­век не вправе назвать себя обра­зо­ван­ным — Еван­ге­лие, и, помо­лив­шись о том, чтобы Бог открыл Вам истину, непред­взято, без предубеж­де­ний про­чтите. Вы уви­дите, что Гос­подь в Своем Откро­ве­нии одно­значно гово­рит о неза­ме­ни­мо­сти цер­ков­ной жизни, цен­тром кото­рой явля­ются не одно лишь при­зна­ние Бога, свечи и записки, а обще­ние с Ним (молитва и бого­слу­же­ния), Таин­ства, и глав­ное — чудо Евха­ри­стии! Без всего этого «просто вера» не имеет ника­кого смысла!

А если Вам что-то будет непо­нятно, будет вызы­вать сомне­ния, жела­ние поспо­рить или опро­верг­нуть, запи­шите на листок и при­хо­дите в храм, задайте эти вопросы свя­щен­нику и, как гово­рил Хри­стос апо­столу Фоме (ср.: Ин. 20:27), не будьте неве­ру­ю­щими, но веру­ю­щими.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки