Собрание в Церковь

про­то­и­е­рей В. Дмит­риев

Когда вы соби­ра­е­тесь в цер­ковь (1Кор.11:18)

Тайна сия велика; я говорю по отно­ше­нию
ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:32)

Что такое Цер­ковь? Рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция, учре­жде­ние, цер­ков­ная иерар­хия, личное бла­го­че­стие, система обря­дов, музейно-тури­сти­че­ский ком­плекс, архи­тек­тур­ное соору­же­ние, храм?..

Рус­ское слово Цер­ковь про­ис­хо­дит от гре­че­ского κuriakόn. Смысл слова Кири­а­кон — дом Гос­по­день, дом Божий — мно­го­зна­чен. Во-первых, домом Божиим в Свя­щен­ном Писа­нии назы­ва­ется всё Божие тво­ре­ние: ибо всякий дом устро­я­ется кем-либо; а устро­ив­ший все есть Бог (Евр.3:4); во-вторых, чело­век: Хри­стос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерз­но­ве­ние и упо­ва­ние, кото­рым хва­лимся, твердо сохра­ним до конца (Евр.3:6); в‑третьих, домом Божиим назы­вают храмы — “здания, кото­рые воз­дви­гает чело­ве­че­ская вера чело­ве­че­скими руками и где Бог у Себя дома. Храм — дом убе­жища для Гос­пода Все­дер­жи­теля <…> Эти храмы могут быть скромны или вели­че­ственны, — они всё равно содер­жат всю пол­ноту Боже­ствен­ного при­сут­ствия”1.

Слова апо­стола Павла дом же Его — мы гово­рят не только о том, что каждый отдель­ный веру­ю­щий во Христа чело­век должен стать храмом, “местом все­ле­ния и Свя­того Духа, и Гос­пода в Таин­ствах”2, но — “мы” — Святое таин­ствен­ное собра­ние в Его тело под Его главою. “Разу­мею же истин­ный храм Божий — все­свя­тое тело Его, как Сам Он назвал его,раз­рушьте, говоря, храм сей (Ин.2:19)”3.

Дом Божий, как и всякий дом, “устро­я­ется” из раз­лич­ных по отно­ше­нию друг к другу частей, собран­ных в опре­де­лён­ном порядке. Но сам он не явля­ется окон­ча­тельно закон­чен­ным резуль­та­том твор­че­ского про­цесса его сози­да­ния, а нахо­дится в посто­ян­ной дина­мике и ста­нов­ле­нии; это и есть его жизнь — непре­рыв­ное соби­ра­ние раз­ного в единое.

Слово эккле­сия озна­чает народ­ное собра­ние; вообще собра­ние, сходку; Ново­за­вет­ное собра­ние хри­стиан, цер­ковь. Эккле­сия — второе слово, кото­рое с древ­них времён упо­треб­ля­лось по отно­ше­нию к Церкви. Цер­ковь пред­став­ляет особое обще­ство, собран­ное Самим Богом во Христе. По опре­де­ле­нию Мит­ро­по­лита Анто­ния Сурож­ского, “Цер­ковь — это обще­ство избран­ни­ков, обще­ство людей, услы­шав­ших зов Божий, кото­рых Бог послал и посы­лает в мир быть сви­де­те­лями истины Божией, жизни Боже­ствен­ной. И эти сви­де­тели — мы все по при­зва­нию…”4.

Собраться в дом Божий значит — собраться в Цер­ковь как в Его Тело, где Бог Гос­пода нашего Иисуса Христа поста­вил <…> выше всего, главою Церкви, кото­рая есть Тело Его, пол­нота Напол­ня­ю­щего все во всем (Еф.1:22–23). Гос­подь, как в дом, соби­рает верных Ему, соби­рает в Самого Себя. Каждый веру­ю­щий при­зы­ва­ется Им, в Нём и в Него. Каждый, кто при­го­то­вит себя, как дом, очи­стив от забот века сего, чтобы стать для Него жили­щем, чтобы Ему было, где главу при­к­ло­нить, чтобы Он жил в каждом и каждый жил в Нём.

Апо­стол Иоанн увидел святой город Иеру­са­лим — скинию Бога с чело­ве­ками — и сви­де­тель­ство­вал, что в городе, при­го­тов­лен­ном как неве­ста Агнца, он не увидел храма: Храма же я не видел в нем, ибо Гос­подь Бог Все­дер­жи­тель — храм его, и Агнец (Откр.21:22).

Цер­ковь — собра­ние в дом Божий. Но в чём прин­ци­пи­аль­ные осо­бен­но­сти этого собра­ния, отли­ча­ю­щие его от всех других собра­ний людей, собра­ний в “дом” чело­ве­че­ский? Где искать ответы? В Свя­щен­ном Писа­нии? У Отцов Церкви? У духов­ника? В самом себе?..

1. Если кто-то зашёл в храм, значит ли это, что он вошёл в Цер­ковь?

2. Гово­рят: кре­щё­ному чело­веку, если он забыл надеть кре­стик, нельзя вхо­дить в храм. А если он не помнит о Христе — можно?

3. Когда мы, соби­ра­ю­щи­еся в Цер­ковь, даже на мгно­ве­ние забу­дем о Том, Кто при­зы­вает и соби­рает нас, соби­ра­емся ли мы в Цер­ковь? Когда нам кажется, что мы “сами” соби­ра­емся, а не Гос­подь соби­рает нас на Свою Тра­пезу в Своём Цар­ствии? Сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние <…> да ядите и пиете за тра­пе­зою Моею в Цар­стве Моем… (Лк.22:19,30).

4. Может ли соби­раться в Цер­ковь — “малое стадо” — тот, кто не слышит голоса Пас­тыря? Овцы Мои слу­ша­ются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин.10:27).

5. Соби­ра­емся ли мы в Цер­ковь, не зная о том, что сама воз­мож­ность собраться во Христе для нас есть спа­си­тель­ный дар Божий?

Если нет бла­го­дар­но­сти к При­зы­ва­ю­щему нас как Свой народ под Свою бла­го­дать, в Своё тело? Так мы, многие, состав­ляем одно тело во Христе (Рим.12:5), потому что мы члены тела Его (Еф.5:30).

6. Когда каждый из собрав­шихся в храме пришёл со “своим”, чтобы решить “свои про­блемы”, а не все на одно и тоже — на Тра­пезу Гос­подню, Боже­ствен­ную Евха­ри­стию — Литур­гию, явля­ется ли это собра­ние Цер­ко­вью?

7. Если во время совер­ше­ния Свя­щен­ной Тра­пезы кто-то зашёл в храм, поста­вил свечку, подал записку, поло­жил что-то на “принос” и ушёл — был ли он в “Церкви Божией — во Христе”?

8. Был ли в таин­ствен­ном собра­нии Церкви тот, кто при­сут­ство­вал в храме во время совер­ше­ния Боже­ствен­ной Литур­гии, ожидая её окон­ча­ния, чтобы участ­во­вать в молебне или пани­хиде?

9. Чтобы собраться в Цер­ковь, доста­точно ли при­сут­ство­вать на Евха­ри­стии, а не участ­во­вать в ней? Могут ли еди­но­душно молиться при­сут­ству­ю­щие с участ­ву­ю­щими? В любви и еди­но­мыс­лиии еди­ными усты и единым серд­цем бла­го­да­рить Бога за бла­го­дать? Воз­но­сить жертву хва­ле­ния, Твоя от Твоих? Общаться в Духе Святом, как при­част­ники Святых Хри­сто­вых Тайн в Цар­стве Святой Троицы?

Они вышли от нас, но не были наши… (1Ин.2:19).

10. Можно ли счи­тать собран­ным в Цер­ковь того, кто три дня постился, про­чи­тал пра­вило к при­ча­стию, был на все­нощ­ной службе, пришёл к началу Литур­гии, испо­ве­дался, молился вместе со всеми и при­ча­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, но не при­ло­жил всех сил своей немощи, чтобы, отло­жив “всякое земное попе­че­ние”, очи­стить себя телесно и духовно и при­не­сти дух сокру­шен; чтобы чистым серд­цем воз­бла­го­да­рить Гос­пода и при­нять при­ча­стие Свя­того Духа, соеди­ниться со Хри­стом?

Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Гос­подню недо­стойно, вино­вен будет против Тела и Крови Гос­под­ней (1Кор.11:27).

11. Собе­рёмся ли мы в таин­ствен­ное Евха­ри­сти­че­ское собра­ние, если мы про­дол­жаем бороться и “побеж­дать” других, а не себя, свои стра­сти?

Побеж­да­ю­щего сделаю стол­пом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон… (Откр.3:12).

12. Сможем ли мы войти в Цер­ковь, если не войдём в Слово Божие — “единое на потребу”? Доста­точно ли для этого пере­сту­пить порог храма? Явля­ется ли необ­хо­ди­мым усло­вием оста­вить за поро­гом земное, бес­сло­вес­ное слово и бес­сло­вес­ные мысли, чтобы быть откры­тым для Слова и еди­но­мыс­лия?

Итак, наблю­дайте, как вы слу­ша­ете… (Лк.8:18).

Умоляю вас, братия, именем Гос­пода нашего Иисуса Христа, чтобы все вы гово­рили одно, и не было между вами раз­де­ле­ний, но чтобы вы соеди­нены были в одном духе и в одних мыслях (1Кор.1:10).

13. Собраться ли в Цер­ковь тем, кто лице­ме­рен, само­лю­бив, а не хри­сто­под­ра­жа­те­лен; для кого мате­ри­аль­ное богат­ство имеет боль­шее зна­че­ние, чем богат­ство веры?

Ибо, если в собра­ние ваше войдет чело­век с золо­тым перст­нем, в бога­той одежде, войдет же и бедный в скуд­ной одежде, и вы, смотря на оде­того в бога­тую одежду, ска­жете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бед­ному ска­жете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пере­су­жи­ва­ете ли вы в себе и не ста­но­ви­тесь ли судьями с худыми мыс­лями? Послу­шайте, братия мои воз­люб­лен­ные: не бедных ли мира избрал Бог быть бога­тыми верою и наслед­ни­ками Цар­ствия, кото­рое Он обещал любя­щим Его? (Иак.2:2–5).

14. Будет ли являться Цер­ко­вью наше собра­ние, если мы не соби­ра­емся, как воз­рож­ден­ные не от тлен­ного семени, но от нетлен­ного, от слова Божия, живаго и пре­бы­ва­ю­щего вовек (1Пет 1:23); как живые камни, устро­я­ю­щие из себядом духов­ный, свя­щен­ство святое, чтобы при­но­сить духов­ные жертвы, бла­го­при­ят­ные Богу Иису­сом Хри­стом (1Пет 2:5)? Если будем забы­вать о своём при­зва­нии: мы род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего нас из тьмы в чудный Свой свет; неко­гда не народ, а ныне народ Божий; неко­гда непо­ми­ло­ван­ные, а ныне поми­ло­ваны (1.Пет 2:9–10).

15. Можно ли назвать собра­ние Цер­ко­вью, если собрав­ши­еся собра­лись не как члены друг друга, не как сослу­жа­щие друг другу, каждый — “по мере дара Хри­стова”? А ведь Сам Хри­стос сказал: А Я посреди вас, как слу­жа­щий (Лк.22:27)?

И Он поста­вил одних Апо­сто­лами, других про­ро­ками, иных Еван­ге­ли­стами, иных пас­ты­рями и учи­те­лями, к совер­ше­нию святых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния Тела Хри­стова, доколе все придем в един­ство веры и позна­ния Сына Божия, в мужа совер­шен­ного, в меру пол­ного воз­раста Хри­стова (Еф.4:11–13).

16. Когда мы соби­ра­емся в Цер­ковь, помним ли мы, что соби­ра­емся вместе с теми, кто уже собран — всеми свя­тыми Его? Кто побе­дил кле­вет­ника братий наших <…> кровию Агнца и словом сви­де­тель­ства своего (Откр.12:10–11)? Кто ради Града Божи­его — Церкви — вышел из града зем­ного?

“Хри­стос есть глава, а все от начала до послед­него дня святые — члены Его, и все они в сово­куп­но­сти состав­ляют единое тело и как бы, так ска­зать, одного чело­века”. “Таким-то обра­зом стройно состав­ля­ется Тело Церкви Хри­сто­вой из всех от века святых Его…”.

“И все веру­ю­щие, то есть Царица — Его Цер­ковь, и девы, после­ду­ю­щие вслед её, то есть души верных, будут храмом и миром Царя и Бога”5.

17. Как легко войти в храм, он открыт для всех, но как войти в “сам Храм, в кото­ром нахо­дится вся пол­нота бла­го­дат­ных даров”6 — в Цер­ковь? Как при­сту­пить к Его Тра­пезе — “тому пре­делу жизни, достиг­шие кото­рого ни в чём уже не имеют нужды для жела­е­мого бла­го­по­лу­чия”? “Ибо есть Он и в каждом Таин­стве, и Им Самим мы пома­зу­емся, и омы­ва­емся, и Он же есть и наша вечеря”7.

18. Не к каж­дому ли из нас, соби­ра­ю­щихся на Тра­пезу Гос­подню, может быть обра­щён вопрос Христа: Чего ты хочешь от Меня? И если ответ будет подо­бен ответу сле­пого нищего: Гос­поди! чтобы мне про­зреть (Лк.18:41–43), то будут ли наши даль­ней­шие дей­ствия, если допу­стить, что мы полу­чим исце­ле­ние, подобны дей­ствиям про­зрев­шего сле­пого — пойдём ли мы за Хри­стом? Для чего мы хотим “про­зреть”? Чтобы созер­цать Его Свет? Чтобы идти за Ним, славя Его? Ходить во Свете, соби­ра­ясь вместе с дру­гими про­зрев­шими, спа­са­ю­щи­мися от гре­хов­ной тьмы, не в собра­ние сата­нин­ское на тра­пезу бесов­скую, а в святое Собра­ние на Тра­пезу Гос­подню?

19. Будет ли наше собра­ние Цер­ко­вью, когда мы соби­ра­емся не как на послед­нее Таин­ство, не туда, где “всякой чело­ве­че­ской рев­но­сти послед­ний предел”?

“Потому оно и послед­нее Таин­ство, что нельзя и про­сти­раться далее, нельзя и при­ло­жить боль­шего”. “После же Евха­ри­стии нет уже ничего такого, к чему бы нам стре­миться, но оста­но­вив­шись здесь, должны ста­раться узнать, как до конца сохра­нить сокро­вище”8.

“Евха­ри­стия, совер­ша­е­мая уче­ни­ками до тех пор, пока Он при­и­дет, есть про­дол­жа­ю­ща­яся послед­няя Тра­пеза Христа. Как и Тайная вечеря, она свя­зана с Его смер­тью и Его вос­кре­се­нием”9.

20. Собе­рёмся ли мы в Цер­ковь, если для нас жизнь во Христе не есть жизнь в Церкви? Если для нас не явля­ется желан­ной целью, обла­чив­шись в Новую Одежду, собраться в Новое Жилище — все на одно и то же — на Новую Тра­пезу? Если не явля­ется для нас спа­се­нием — самим стать жили­щем Христа?

“…посред­ством Тра­пезы живём одною с Ним жизнью, и в буду­щем мы боги через Бога и наслед­ники одного и того же с Ним, цар­ству­ю­щие в одном с Ним Цар­стве, если только доб­ро­вольно сами не осле­пим себя в этой жизни и не раз­де­рём цар­ского хитона”10.

21. Когда мы соби­ра­емся в Таин­ство Церкви — Цар­ство Святой Троицы, помним ли мы слова Христа: всякий уси­лием входит в него (Лк.16:16). Гос­подь пришёл, чтобы и рас­се­ян­ных чад Божиих собрать воедино (Ин.11:52), собрать в Себе Самом, в Свои Боже­ствен­ные узы, Своим Боже­ствен­ным при­нуж­де­нием. “При­нуж­де­нием неко­то­рым уди­ви­тель­ным и наси­лием чело­ве­ко­лю­би­вым при­вле­кая к Себе одному и соеди­няя с Собою одним. Таково <…> при­нуж­де­ние, кото­рым при­ну­дил Он войти в дом и на пир­ше­ство тех, кого звал, говоря рабу: убеди придти, чтобы напол­нился дом мой (Лк.14:23)”11.

22. Собе­рёмся ли мы в Святое Собра­ние, когда мы, при­зы­ва­ю­щие: Ей, гряди, Гос­поди Иисусе! забу­дем, что суд Божий с нас и нач­нётся?

Ибо время начаться суду с дома Божия (1Пет.4:17).

23. Если мы пре­не­бре­жём ответ­ствен­но­стью, кото­рая лежит на верных Слову, собе­рёмся ли мы в Цер­ковь Божию — в Слове? Если на Литур­гию верных могут собраться только верные — те, кому вве­рены дары Слова?

“Верным назы­ва­ется хри­сти­а­нин не потому одному, что он верует во Христа, но и потому, что ему вве­рены от Бога таин­ства, кото­рых даже Ангелы не ведали прежде нас”12.

24. Совер­шится ли наше собра­ние на Свя­щен­ную Тра­пезу, если оно не будет неиз­ре­чён­ным “еди­не­нием Его с воз­люб­лен­ными”, кото­рое лучше всего — но далеко не абсо­лютно — упо­доб­ля­ется в Писа­нии браку?

“Брак не так соеди­няет, чтобы соеди­нён­ные пре­бы­вали и жили друг в друге, что слу­чи­лось со Хри­стом и Цер­ко­вью. Почему боже­ствен­ный Апо­стол, сказав о браке: тайна сия велика, при­ба­вил: я говорю по отно­ше­нию ко Христу и к Церкви (Еф.5:32), пока­зы­вая, что удив­ля­ется не сему, а оному браку”13.

25. Когда мы соби­ра­емся на брач­ный пир, можем ли мы забыть то, что запо­ве­дал Хри­стос: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не слу­чился кто из званых им почет­нее тебя <…> ибо всякий воз­вы­ша­ю­щий сам себя унижен будет, а уни­жа­ю­щий себя воз­вы­сится (Лк.14:8,11); могут ли печа­литься сыны чер­тога брач­ного, пока с ними жених? (Мф.9:15).

26. Сможем ли собраться в Цер­ковь, если не вме­стим, что соби­ра­емся участ­во­вать в Небес­ном браке Христа и Церкви?

Вели­кое и тайное про­ро­че­ство Моисея: Потому оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:24), изре­чён­ное в самом начале Домо­стро­и­тель­ства бла­го­дати Божией, сбы­ва­ется в пол­ноте, явля­ясь во всём своём неиз­ре­чён­ном вели­чии. Когда фари­сеи, оза­бо­чен­ные земным браком, иску­шая Христа, спра­ши­вали: по какой при­чине поз­во­ли­тельно раз­во­диться мужу с женой, Он отве­тил: В начале же созда­ния, Бог муж­чину и жен­щину сотво­рил их. Посему оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут два одною плотью… (Мк.10:6–8). Это было ска­зано Им о Своём браке с Цер­ко­вью. Про­ни­ка­ю­щим взгля­дом про­ро­че­ства Моисей увидел в законе брака про­об­раз брака Небес­ного. Он “узрел Христа, ста­но­вя­ще­гося Одним со Своей Цер­ко­вью в таин­стве вод. Он увидел Христа, выхо­дя­щего из утробы Девы, и Цер­ковь, под­ни­ма­ю­щу­юся из вод кре­ще­ния и вле­ку­щую Его к себе. Жених и Неве­ста духовно стали совер­шенно одно; потому Моисей и сказал о про­об­разе их, что двое станут одной плотью. Рас­суди же теперь, что не равно это вели­кое таин­ство тому, как муж и жена ста­но­вятся одной плотью <…> Ибо не столь близки жёны к своим мужьям, как Цер­ковь близка с Сыном Божиим. Как Жених — Гос­подь Наш ради Неве­сты Своей уми­рает, так и Неве­ста стре­мится к Ряс­пя­тому, чтобы Он стал Мужем Её. Как пред­веч­ный дар Он изли­вает кровь Свою и кре­стом стра­да­ний Своих скреп­ляет их брач­ный союз. Неве­ста видит Его поло­жен­ным во гроб­нице и обни­мает Его, и уте­шает Его вос­кре­се­нием, кото­рое стало Её тор­же­ством. В хлеб пре­вра­ти­лось тело Жениха, чтобы затем его раз­де­ляли для при­хо­дя­щих. Жёны чело­ве­ков смер­тью раз­де­лены с супру­гами своими, но эта Неве­ста смер­тью соеди­ни­лась с Воз­люб­лен­ным Своим”14.

27. Будет ли святое Собра­ние дей­стви­тельно тако­вым — Неве­стой Хри­сто­вой — без под­чи­не­ния всех собрав­шихся Жениху, Его Слову, Ему как Главе еди­ного Тела?

Жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, как Гос­поду, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­си­тель тела. Но как Цер­ковь пови­ну­ется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф.5:22–24).

“Как союз Христа и Церкви свят, так же свято еди­не­ние мужа и жены. Но как не всякое ере­ти­че­ское сбо­рище может назваться Цер­ко­вью Христа и иметь своим главою Христа, так и не всякий брач­ный союз может пра­вильно име­но­ваться супру­же­ством, если в нём нет под­чи­не­ния жены мужу по запо­ве­дям Хри­сто­вым; это скорее пре­лю­бо­де­я­ние”15.

В чело­веке душа — глава телу. Она при­звана, подобно мужу, гос­под­ство­вать над телом, как над женою. Но в цер­ков­ном собра­нии душа вер­ного Христу в един­стве с душами других верных ста­но­вится Неве­стой Агнца.

Свя­щен­но­слу­жи­тель перед совер­ше­нием Боже­ствен­ной Евха­ри­стии, обла­ча­ясь в сти­харь, бла­го­слов­ляет его и про­из­но­сит молитву: “Воз­ра­ду­ется душа моя о Гос­поде, облече бо мя в ризу спа­се­ния, и одеж­дою весе­лия одея мя, яко жениху воз­ложи мне венец, и яко неве­сту украси мя кра­со­тою”.

Под­чи­не­ние необ­хо­димо ради любви и мира.

“Где есть равен­ство, там не может быть мира, будет ли это наро­до­вла­стие или одно­вре­мен­ное прав­ле­ние всех вождей. Необ­хо­димо, чтобы суще­ство­вало еди­но­на­ча­лие”16.

28. Собе­рёмся ли мы в Цер­ковь, если не желаем воз­ро­диться как “дети Божии” от брака духов­ного — Христа и Церкви?

“И как от Адама и жены его рож­да­ется весь род чело­ве­че­ский, так от Христа и Церкви про­изо­шло всё обще­ство веру­ю­щих”17.

29. Собе­рёмся ли мы на таин­ствен­ную Тра­пезу в брач­ном чер­тоге Хри­сто­вом, если для нас это не един­ствен­ный путь к спа­се­нию, если мы не убеж­дены в том, что нам больше не к кому идти?

Когда многие из уче­ни­ков стали отхо­дить от Христа, Иисус сказал две­на­дцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отве­чал Ему: Гос­поди! к кому нам идти? Ты имеешь гла­голы вечной жизни… (Ин.6:67–68).

30. Могут ли собраться в Цер­ковь неуве­рен­ные, огля­ды­ва­ю­щи­еся назад, жале­ю­щие свою душу?

летите, соби­рай­тесь на вели­кою вечерю Божию (Откр.19:17). Для “летя­щих” на Тайную вечерю Хри­стос “Сам будет кры­лами”.

“Потому и орлами име­нует сооб­ща­ю­щихся к трупу; ибо, где будет труп, там собе­рутся орлы (Мф.24:28) <…> Ибо руки Его с язвами, и ноги Его имеют следы гвоз­дей, и рёбра носят ещё знак копья.

К этому трупу ведёт оная Вечеря; без неё невоз­можно полу­чить его, как с исторг­ну­тыми гла­зами нельзя видеть свет. Поскольку не вку­ша­ю­щие Вечери не имеют жизни в себе самих, то как Бес­смерт­ный может быть главой мёрт­вых членов?

Одна сила Тра­пезы, и Один пред­ла­гает её в том и другом мире, и одно есть брач­ный чертог, другое при­го­тов­ле­ние к брач­ному чер­тогу и иное есть сам Жених”18. А те, кто не “летит” на Вечерю, кто не вку­шает Тра­пезы, тот может услы­шать то, что услы­шал Иеру­са­лим: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица соби­рает птен­цов своих под крылья, и вы не захо­тели!

Се, остав­ля­ется вам дом ваш пуст (Мф.23:37–38).

Встану же я, пойду по городу, по улицам и пло­ща­дям, и буду искать того, кото­рого любит душа моя… (Песн.3:2).

Есть шесть­де­сят цариц и восемь­де­сят налож­ниц и девиц без числа, но един­ствен­ная — она, голу­бица моя, чистая моя; един­ствен­ная она у матери своей, отли­чен­ная у роди­тель­ницы своей. Уви­дели ее девицы, и — пре­воз­несли ее, царицы и налож­ницы, и — вос­хва­лили ее (Песн.6:8–9).

В книге Песни Песней Соло­мона “воз­люб­лен­ный” и “воз­люб­лен­ная” — про­об­разы Христа и Церкви: и вот, здесь больше Соло­мона (Мф.12:42).

31. Будет ли собра­ние в Цер­ковь дей­стви­тельно Цер­ко­вью, если оно не про­дол­же­ние Тайной Вечери, не Таин­ство таинств, не таин­ство Церкви?

“Так совер­шенно это таин­ство, высшее вся­кого Таин­ства, и при­во­дит к самой вер­шине благ; потому и всякой чело­ве­че­ской рев­но­сти послед­ний предел здесь же. В нём мы сооб­ща­емся с Самим Богом, и Бог соеди­ня­ется с нами совер­шен­ней­шим еди­не­нием. Сде­латься единым духом с Богом — какое лучшее может быть еди­не­ние?

Другим Таин­ствам быть совер­шен­ными дарует только одно из Таинств — Евха­ри­стия, и помо­гает им в самом совер­ше­нии, так как без неё они не могут совер­шать <…> А Боже­ствен­ный Дио­ни­сий гово­рит, что и свя­щен­ные Таин­ства не совер­шали бы, и сами не имели бы силы, если бы не была пред­ло­жена Свя­щен­ная Тра­пеза <…> Тако­вую силу и бла­го­дать имеет Вечеря для при­об­ща­ю­щихся, если при­сту­пим к ней чистыми от вся­кого зла и впо­след­ствии не при­вне­сём ничего лука­вого; ибо когда мы таковы и так при­го­тов­лены, ничто не пре­пят­ствует Христу пре­ис­кренно соеди­ниться с нами. Тайна сия велика (Еф.5:32) — гово­рит бла­жен­ный Павел, вос­хва­ляя это еди­не­ние. Ибо это и есть тот зна­ме­ни­тый брак, на кото­рый Все­свя­тый Жених, как деву, при­во­дит неве­сту свою — Цер­ковь”19.

Цер­ковь, осно­ван­ная Хри­стом на Тайной Вечери — таин­ствен­ное собра­ние на Тра­пезу Гос­подню, куда “вход и дверь” — таин­ство Купели и таин­ство Миро­по­ма­за­ния. Верить во Христа — рабо­тать Святым Хри­сто­вым Тайнам.

32. Если наше евха­ри­сти­че­ское собра­ние теряет свою таин­ствен­ность, не исче­зает ли вместе с этим и сама его сущ­ность? Если для нас воз­глас перед Литур­гией верных: “Двери, двери!” озна­чает “изоб­ра­зи­тельно” “двери души” и т. п., а не реаль­ные двери храма, кото­рые в ран­не­хри­сти­ан­ское время дей­стви­тельно закры­ва­лись, чтобы реально хра­нить таин­ство Вечери, то не будет ли и вер­ность наша “изоб­ра­зи­тель­ной”? Когда мы попы­та­емся в “миру” попасть на какое-нибудь “закры­тое собра­ние”, то вряд ли нам это удастся. Там — в отли­чие от Церкви — нет опа­се­ний, что “закры­тость” повли­яет на попу­ляр­ность идей обще­ства, в кото­ром соби­ра­ются за закры­тыми две­рями, но совер­шенно наобо­рот. “Мир” пре­красно знает: борьба за власть есть борьба за тайну. Захва­тить власть, при­дер­жи­вать её, “отпус­кая” по своему усмот­ре­нию — значит быть “яко богом”. Не слу­чайно пер­во­свя­щен­ники и книж­ники со ста­рей­ши­нами пыта­лися выяс­нить у Христа: скажи нам, какою вла­стью Ты это дела­ешь, или кто дал Тебе власть сию (Лк.20:2). Иисус и распят был за то, что “при­своил” Себе Боже­ствен­ную власть, сделал Себя Сыном Божиим (Ин.19:7). По словам Пилата,пер­во­свя­щен­ники пре­дали Его из зави­сти (Мк.15:10). Сам Пилат был уверен в своей власти — пре­дать Христа смерти или отпу­стить Его. Иисус сказал ему: ты не имел бы надо Мною ника­кой власти, если бы не было дано тебе свыше… (Ин.19:10–11).

Цер­ковь, где твоя тайна?

Хри­стос запо­ве­дал нам тайну Церкви, осно­ван­ную на Тайной вечери. Он Сам — “Жертва Тайная”. В Нём сокрыты все сокро­вища пре­муд­ро­сти и веде­ния (Кол.2:3), в Нём всё — при­кро­венно и тайно.

Вся хри­сти­ан­ская жизнь — тайна. …Жизнь ваша, — пишет апо­стол Павел к Колос­ся­нам, — сокрыта со Хри­стом в Боге (Кол.3:3). Евха­ри­сти­че­ское собра­ние — Цер­ковь Божия во Христе — есть домо­стро­и­тель­ство тайны, сокры­вав­шейся от веч­но­сти в Боге, создав­шем все Иису­сом Хри­стом (Еф.3:9). Тайна сия велика… (Еф.5:32).

33. “Не бо врагом Твоим тайну повем…” — молится каждый, при­сту­пая к Святым Хри­сто­вым Тайнам. Не потому ли посы­лает Гос­подь испы­та­ние Церкви, что собра­ние в Цер­ковь утра­чи­вает свою таин­ствен­ность: обмир­ща­ется, усту­пает в неко­то­рых отно­ше­ниях “миру сему”, кото­рый хорошо знает: где тайна — там власть, где тайна — там про­стор для все­воз­мож­ных спе­ку­ля­ций?

34. Собе­рёмся ли мы в Цер­ковь, если не будем спе­шить туда, где “Хри­стос раж­да­ется”, подобно волх­вам? На встречу с Ним, туда, где Его При­сут­ствие?

“Вели­кий Совет Бога и Отца есть окру­жён­ное мол­ча­нием и неве­до­мое таин­ство Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства, Еди­но­род­ный Сын открыл и испол­нил этот Совет через Своё Вопло­ще­ние, став Вест­ни­ком Вели­кого и Пред­веч­ного Совета Бога Отца. И всякий познав­ший смысл таин­ства Домо­стро­и­тель­ства также ста­но­вится вест­ни­ком Вели­кого Совета Бога настолько, насколько он, словом и делом, бес­ко­нечно вос­хо­дит горé и, пре­одо­ле­вая всё твар­ное, поспе­шает к Тому, Кто сни­зо­шёл к нему”20.

Все, кто состав­ляет Святое собра­ние, “пре­одо­ле­вая всё твар­ное”, нахо­дятся в посто­ян­ном ста­нов­ле­нии и не явля­ются “закон­чен­ными” свя­тыми.

“Церкви нельзя при­над­ле­жать меха­ни­че­ски <…> Это — дина­ми­че­ская ситу­а­ция, это обще­ство одно­вре­менно чело­ве­че­ское и Боже­ствен­ное, в кото­ром чело­ве­че­ство явлено чело­ве­че­ством Христа, и наше чело­ве­че­ство при­вито к тому, что должно стать нашим по при­зва­нию нашему”21.

“Но не только Боже­ство, но и чело­ве­че­ство в Церкви нам откры­ва­ется по-новому. Пол­нота и совер­шен­ство чело­ве­че­ства — во Христе, чело­ве­че­ство в ста­нов­ле­нии — в каждом из нас. Цер­ковь — таин­ствен­ное Бого-чело­ве­че­ское обще­ство, кото­рое посте­пенно вырас­тает в меру своего при­зва­ния, в кото­ром зажи­га­ются огни, до того вре­мени, когда вся Цер­ковь станет купи­ной неопа­ли­мой22.

35. Собе­рёмся ли мы в Цер­ковь, если все — и пас­тырь и пасо­мые — не будут раз­де­лять общую ответ­ствен­ность перед Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ком и друг перед другом?

Пас­ты­рей ваших умоляю я, сопас­тырь и сви­де­тель стра­да­ний Хри­сто­вых и соучаст­ник в славе, кото­рая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, над­зи­рая за ним не при­нуж­ден но, но охотно и бого­угодно, не для гнус­ной коры­сти, но из усер­дия, и не гос­под­ствуя над насле­дием Божиим, но пода­вая пример стаду <…> Также и млад­шие, пови­нуй­тесь пас­ты­рям; все же, под­чи­ня­ясь друг другу, обле­ки­тесь сми­рен­но­муд­рием, потому что Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать (1Пет.5:1–5).

В Святом Собра­нии пре­одо­ле­ва­ется древ­ней­шая рев­ность: 1. Почему Бог кого-то воз­лю­бил больше чем меня? 2. Почему этот чело­век кого-то воз­лю­бил больше чем меня?

Слу­жите друг другу, каждый тем даром, какой полу­чил, как добрые домо­стро­и­тели мно­го­раз­лич­ной бла­го­дати Божией. Гово­рит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем про­слав­лялся Бог через Иисуса Христа, Кото­рому слава и дер­жава во веки веков. Аминь (1Пет.4:10–11).

36. Спешим ли мы на “разум­ное слу­же­ние” Богу?

И как они не забо­ти­лись иметь Бога в разуме, то предал их Бог пре­врат­ному уму — делать непо­треб­ства… (Рим.1:28).

Кто стре­мится стя­жать “ум Хри­стов”, пре­по­я­сав “чресла ума своего”, тот сможет понять, что значит: пра­вед­ник едва спа­са­ется (1Пет.4:18).

37. Бог все­ляет еди­но­мыс­лен­ныя в дом (Пс.67:7).

Но помним ли мы, что Судия стоит у дверей (Иак.5:9)?

38. Когда мы соби­ра­емся в Цер­ковь, не забы­ваем ли мы о том, что мы при­званы во святое Собра­ние? Что мы, при­сту­па­ю­щие к Нему, при­званы как “цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой”?

Как послуш­ные дети, не сооб­ра­зуй­тесь с преж­ними похо­тями, быв­шими в неве­де­нии вашем, но, по при­меру при­звав­шего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступ­ках. Ибо напи­сано: будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1:14–16).

39. Если мы не любим Бога, собе­рёмся ли мы в Цер­ковь? Если, соби­ра­ясь в Цер­ковь, мы при этом гово­рим: “мы ничего не знаем, ничего не пони­маем”, — не сви­де­тель­ствуем ли тем самым, что не любим Гос­пода? Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор 8:3).

40. Тайна Церкви — Вели­кая Тайна Бого-чело­ве­че­ской встречи в Его любви — не откры­ва­ется тем, кто вне Церкви, а тем, кто пре­бы­вает в Ней.

“Цер­ковь — при­сут­ствие Пре­свя­той Троицы среди нас и в нас, это дей­ствие Живо­тво­ря­щей Троицы в Её тварях”23.

“…Цер­ковь, в конеч­ном итоге, — кос­ми­че­ское явле­ние, кото­рое охва­ты­вает собой и Бога, и чело­века, и всё веще­ство…”24.

«Цер­ковь можно опре­де­лить только извне, изнутри она — сама тайна внут­рен­ней жизни и углуб­ле­ния в Боге, она — тайна встречи, при­сут­ствия и при­об­щён­но­сти. Она далеко пре­вос­хо­дит чело­ве­че­ское обще­ство, обра­щён­ное к Богу, послуш­ное Ему, собран­ное вокруг Него, она — живое тело, одно­вре­менно Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское. У неё есть эмпи­ри­че­ский аспект — мы, есть и вечный аспект — Бог, Бог в нас и мы в Нём. С одной сто­роны, по опре­де­ле­нию свя­того Ефрема Сирина, Цер­ковь — не собра­ние пра­вед­ных, а толпа каю­щихся греш­ни­ков; она в тоске взы­вает к Богу, она сама нуж­да­ется в спа­се­нии. С другой сто­роны, она не только in via, в пути, — она уже достигла и цели: Бог здесь, она нашла покой в Нём. Её бого­че­ло­ве­че­ская при­рода сложна, такова же и её чело­ве­че­ская сто­рона. Она откры­ва­ется как в греш­нике, кото­рый нуж­да­ется в спа­се­нии, так и в вопло­щён­ном Слове, истин­ном Боге и истин­ном чело­веке. Только Он являет под­лин­ную меру чело­ве­че­ства как места при­сут­ствия Свя­того Духа, Того Духа, Кото­рый сози­дает из нас тело Хри­стово, все­це­лого Христа (по сме­лому слову одного из отцов Церкви, мы когда-то станем Им, “еди­но­род­ным сыном в Еди­но­род­ном Сыне”), Духа Божия, науча­ю­щего нас обра­щаться к Отцу Слова как к своему Отцу»25.


При­ме­ча­ния:

1 Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Цер­ковь. Киев, 2005. С. 148.
2 Там же.
3 Святой пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила. О жизни во Христе. Изд. Сре­тен­ского мона­стыря, 2006. С. 100.
4 Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Цер­ковь. С. 150.
5 Святой пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слово 45, 6–7.
6 Святой пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила. О жизни во Христе. С. 63.
7 Там же.
8 Там же.
9 Про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев. Тра­пеза Гос­подня. Киев, 2003. С. 21–22.
10 Святой пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила. О жизни во Христе. С. 23–24.
11 Там же. С. 11.
12 Святой пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слово 40, 1.
13 Святой пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила. О жизни во Христе. С. 9.
14 Иаков епи­скоп Саруг­ский. Цит. по: Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров IVIII веков. Еван­ге­лие от Марка. М., 2001. С. 159.
15 Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский. Цит. по: Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров IVIII веков. Новый Завет. Т. VIII. Посла­ния апо­стола Павла к Гала­там, Ефе­ся­нам, Филип­пий­цам. М., 2005.С. 220.
16 Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Гомилии на Посла­ние к Ефе­ся­нам 20. Цит. по: Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров IVIII веков. Новый Завет. Т. VIII. С. 226.
17 Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский // Указ. соч. С. 224.
18 Святой пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила. О жизни во Христе. С. 91–92.
19 Там же. С. 65, 69, 71.
20 Пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник. Избран­ные тво­ре­ния. “Биб­лио­тека отцов и учи­те­лей Церкви”. Т. XIV. М., 2004. С. 319.
21 Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Цер­ковь. С. 142.
22 Там же. С. 154.
23 Там же. С. 19.
24 Там же. С. 78.
25 Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Труды. М., 2002. С. 897–898.

Опуб­ли­ко­вано в аль­ма­нахе “Альфа и Омега”, № 57, 2010

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки