Трезвение

***

Трезве́ние – 1) духов­ное бодр­ство­ва­ние; 2) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, заклю­ча­ю­ща­яся во вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к духов­ной жизни, дис­ци­плине ума, то есть в хра­не­нии себя от греха при непре­стан­ном обра­ще­нии к Богу.

Трез­ве­ние есть про­яв­ле­ние неустан­ного духов­ного бодр­ство­ва­ния на пути спа­се­ния. С одной сто­роны, трез­ве­ние есть вни­ма­ние к спа­се­нию души среди скор­бей и иску­ше­ний пре­хо­дя­щего мира, про­ти­во­сто­я­щее рас­се­ян­но­сти и лено­сти. С другой сто­роны, трез­ве­ние – это пра­виль­ная (здра­вая) оценка своих сил и своего духов­ного состо­я­ния, осно­ван­ная на позна­нии своей немощи и упо­ва­нии на Боже­ствен­ную бла­го­дать, про­ти­во­сто­я­щая гор­дост­ному само­об­ману пре­ле­сти.

У святых отцов есть опи­са­ния спо­со­бов трез­ве­ния на основе при­об­ре­тен­ного духов­ного опыта. Вот как их опи­сы­вает св. Исихий Иеру­са­лим­ский: «Один способ трез­ве­ния есть – смот­реть неот­ступно за меч­та­нием, или за при­ло­гом, ибо без меч­та­ния сатана не может устра­и­вать помыслы и пред­став­лять их уму к его пре­льще­нию обма­ном. Другой – иметь сердце глу­боко всегда мол­ча­щим и от вся­кого помысла без­молв­ству­ю­щим, и молиться. Иной – непре­станно в сми­ре­нии при­зы­вать на помощь Гос­пода Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непре­стан­ное памя­то­ва­ние о смерти».

Трез­ве­ние, пони­ма­е­мое во всей сово­куп­но­сти своих аске­ти­че­ских при­е­мов и средств, обес­пе­чи­вает при­об­ре­те­ние и сохра­не­ние «чистоты сердца». В этом важ­ность подвига «трез­ве­ния». Хра­не­ние сердца – глав­ный подвиг аскета. Подвиг «трез­ве­ния» в аске­ти­че­ской пись­мен­но­сти назы­ва­ется как «подвиг и труд ума», «собра­ние себя в одно место», «само­со­бра­ние», «собра­ние внутрь», «внут­рен­нее дела­ние», «серд­це­вое дела­ние», «сокро­вен­ное дела­ние», «духов­ное дела­ние» [Зарин].

***

«Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить».
1‑е посла­ние Петра, 5:8

«Гос­подь запо­ве­дал нам непре­стан­ную молит­вен­ную бди­тель­ность над собой, назы­ва­е­мую трез­ве­нием. Трез­ве­ние есть истин­ное сми­ре­ние, сосре­до­то­чив­шее надежду свою в Боге, отрек­ше­еся от всякой само­на­де­ян­но­сти и от надежды на людей.
Стяжи посто­ян­ное Трез­ве­ние, посто­ян­ное бодр­ство­ва­ние над собой. Без стро­гой бди­тель­но­сти невоз­можно пре­успеть ни в одной доб­ро­де­тели».
епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Как блага, при­ятна, светла, сла­достна и пре­красна доб­ро­де­тель трез­ве­ния, Тобою, Христе Боже, направ­ля­е­мая и чело­ве­че­ским умом про­хо­ди­мая в вели­ком сми­ре­нии. Ибо она до моря и глу­бины созер­ца­ний про­сти­рает свои ветви и до рек слад­ких Боже­ствен­ных Тайн – отрасли свои (Пс. 79:12), напо­яет (оро­шает, осве­жает) ум, с дав­него вре­мени пали­мый нече­стием лука­вых бесов­ских помыс­лов и неисто­вого мудр­ство­ва­ния плоти, кото­рые несут смерть. Трез­ве­ние подобно лествице Иакова, на верху кото­рой вос­се­дает Бог и по кото­рой ходят Ангелы. Оно истор­гает из нас всякое зло, отсе­кает мно­го­сло­вие, зло­сло­вие, окле­ве­та­ние и весь список чув­ствен­ных стра­стей, не желая и на корот­кое время лишиться соб­ствен­ной сла­до­сти.
Как без пищи и питья невоз­можно жить на земле, так без хра­не­ния ума и чистоты сердца – что назы­ва­ется трез­ве­нием – невоз­можно душе достичь чего-либо духов­ного и угод­ного Богу или изба­виться от мыс­лен­ного греха, даже если бы кто-нибудь стра­хом мук при­ну­ди­тельно удер­жи­вал себя от согре­ше­ния делом».
св. Исихий Иеру­са­лим­ский

В одном цер­ков­ном тро­паре гово­рится о трез­ве­нии. Он чита­ется каждый день за полу­нощ­ни­цей, осо­бенно в мона­сты­рях: «Се Жених грядет в полу­нощи и блажен раб, его обря­щет бдяще, недо­стоин же паки, его же обря­щет…»] Блажен, гово­рится в нём, чело­век, кото­рого Жених, придя, найдёт бодр­ству­ю­щим, недо­стой­ный же тот, кото­рого заста­нет уны­ва­ю­щим и нера­дя­щим.
Чело­век удер­жи­ва­ется в трез­ве­нии бодр­ство­ва­нием. Кто избе­гает травм? Тот, кто бодр­ствует, трез­вится, кто вни­ма­те­лен, кто следит за собой и за доро­гой, потому он реже падает. Кто полу­чает травмы? Тот, кто невни­ма­те­лен в пути, и потому легко падает. И часто при­чи­ной этого явля­ется нера­де­ние. Нера­де­ние при испол­не­нии нами своих обя­зан­но­стей ведёт к опас­ным послед­ствиям. Нера­де­ние наво­дит то, что усер­дие на время ото­дви­нуло от нас. Один из подвиж­ни­ков гово­рит, что молитвы, чётки, поклоны, посты и т. д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если чело­век не при­ни­мает назна­чен­ные ему врачом лекар­ства, то тем он вновь откры­вает доступ к себе болезни, но уже в более тяжё­лой форме. Не радея об испол­не­нии духов­ных обя­зан­но­стей, мы откры­ваем доступ в нашу жизнь бесам, доз­во­ляем им при­чи­нять нам боль, нано­сить раны и ввер­гать в опас­но­сти. Потому нам обя­за­тельно нужно усер­дие ко спа­се­нию: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секун­дой вре­мени. Все неустой­чиво, непо­сто­янно: наша жизнь, жизнь наших роди­те­лей, детей, род­ствен­ни­ков, здо­ро­вье, финансы — всё, что у нас есть, это всё нена­дёжно, и всего в любой момент можно лишиться.
архи­манд­рит Ефрем (Мора­и­тис)

***

См. ХРА­НЕ­НИЕ УМА И СЕРДЦА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки