Рождество Христово — один из главных дней года для всех христиан мира. Но в нашей стране традиции празднования Рождения Спасителя мира и даже память о них в советские годы всеми силами старались уничтожить. Поэтому православным христианам послесоветской России, желающим расставить в своем календаре правильные акценты, приходилось часто создавать эти традиции самостоятельно. О том, как празднуют Рождество и готовятся к нему в их многодетной семье, рассказала нам Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, настоятеля храма святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе Москвы.
«Вот она, Вифлеемская звезда!»
— Рождество – это ночная служба. Мы раньше жили в Лесосибирске, в Красноярском крае. У нас в Сибири рождественская служба начиналась в 4 утра. Батюшка уходил в церковь на пару часов раньше. Позже собирались и мы с детьми, шли зимней ночью в храм.
Рождественскую службу наши дети посещали почти с самого рождения. Тем более, что девать маленьких детей было некуда – кого в коляске тащила, кого на санках, кто сам топал. Храм находился не близко, две автобусные остановки. В дороге мы пели тропарь Рождеству Христову или просто рождественские песни, а дети всегда ночью выискивали Рождественскую Звезду, находили самую яркую и говорили: «Вот она, вот она, Вифлеемская звезда!»
— Как ваши дети выдерживали ночную службу без сна?
— Кто как. Дети, которые пели на клиросе, конечно, держались. Остальным я постилала шубки или пуховички где-нибудь в уголочке, если видела, что они уже валятся. Просыпались когда хотелось, а если не просыпались, то на причастие всех будила немного заранее, чтобы они в себя пришли. И мы все причащались.
Вообще, если ребенок родился и растет в храме, то для него это нормально. Есть в жизни какие-то трудности, испытания – у нас у всех они есть, и мы их переносим, и живем дальше. Так что ночная служба для детей была обычным делом. Есть определенные уставы, их надо соблюдать, ни разу в жизни никто не сказал «я не пойду». Все у нас до сих пор так и движется. Вон внуки уже ездят. Но это теперь не наша ответственность, а их родителей.
Потом, по мере того как они стали подрастать, девочки убегали пораньше на клирос, а мы уже позже шли в храм с малышами. Ночная служба длилась у нас очень долго, и до самого ее конца все были в храме. После службы всегда в трапезной было разговление. И было удивительно, когда дети, даже маленькие, заснувшие во время службы, как только слышали слово «разговление», просыпались и летели первые в трапезную.
Но были и дети прихожан, которые говорили «дайте поспать». Часто это было признаком, соблюдали дети пост или нет. Дети, которые сорок дней постились, считали, что выспаться мы еще успеем, а вот покушать уже пора.
Трапезничали довольно долго – и песни пели, и говорили много хороших речей. А потом уже шли домой, отсыпаться. Но выспаться получалось не всегда, потому что малыши, которые спали в храме, всем остальным спать дома не давали.
— А как дети относились к соблюдению поста в семье? У вас дома был строгий устав поста?
— Поначалу, много лет, мы пост соблюдали по монастырскому, студийскому уставу. Стол без рыбы, еда на растительном масле кроме среды и пятницы. Дети относились по-разному. Кто-то ворчал и до сих пор ворчит, что в детстве недоедал.
Я, как могла, старалась разнообразить питание, поэтому много времени в пост приходилось проводить у плиты, за печкой. Если без поста можно сварить курицу, и все сыты надолго, то в пост дети вставали из-за стола с вопросами, когда будет обед или ужин, голодновато было. Но зато все очень радовались, когда пост кончался.
Гирлянда добрых дел
— Как вы готовились к Рождеству Христову?
— К Рождеству Христову начинали готовиться с началом поста. У нас есть своя традиция: с первых дней поста мы начинали собирать гирлянду добрых дел в подарок Младенцу Иисусу Христу. Все 40 дней – это пост и это сбор Рождественской гирлянды добрых дел: на картонных квадратиках я записывала каждое доброе и полезное дело, сделанное детьми – посуду помыл вне очереди, покормил пса Буша, подмел пол… А под Рождество эти квадратики собирались в гирлянды, которыми украшали дом.
Дети два раза в год ставили спектакль — на Рождество Христово и на Пасху. К рождественскому спектаклю мы довольно рано начинали готовиться. В нем обязательно участвовали все, кроме нас с папой. А спектакль, как вы понимаете – не быстрое дело. В самом начале поста писали сценарий – чаще всего это делала я, но в последнее время уже взрослые дети и даже взрослые зятья присоединились к нам, и я уже перестала писать сценарии.
Итак, я писала сценарий, раздавала детям, назначала кого-то ответственным, кто собирал всех, обеспечивал репетиции. Шились костюмы, разучивались роли, выбиралась музыка, делали декорации, и, конечно, репетиции были часто. По крайней мере, два раза в неделю точно, а уже перед самым Рождеством это было почаще. Иногда даже свет выставлялся.
Не забывали про полезное чтение. Как правило, мы в начале поста выбирали какую-то одну книгу, которую читали всей семьей в Рождественский пост. Книга должна была быть не тоненькая, интересная и соответствующего содержания – что-то вроде «Путешествия души к Рождеству». При этом «на возраст» мы не могли что-то подобрать – у нас всегда был очень большой разброс: когда родилась младшая, старшей было 17 лет, поэтому мы «что-то средненькое» выбирали, точно не знаю про малышей – что они понимали, а что нет, но всегда очень радовались этому чтению и говорили, что понимают.
Старшие иногда «снисходили», как мне кажется, но даже мне было интересно читать такие книги. Стихов к праздникам очень много учили в школе, поэтому специально мы дома разучиванием стихов не занимались. Главное – нам нужно было дочитать нашу общую книгу и дойти к Рождеству вместе с ее героями.
И, конечно, мы разучивали какие-то песни, колядки, но это уже поближе к самому Рождеству Христову. У старших девочек на клиросе было очень много спевок.
Адвент-календарь
— Для подготовки детей к Рождеству Христову у вас использовались адвент-календари, которые сейчас так популярны?
— Да, адвент-календарь появился у довольно рано, когда ни у кого их еще не было. Потому что наш духовник – отец Геннадий и его жена Лидия – немцы, и им такие календари присылали из Германии.
Как-то в самом начале нашего пути к вере (это был 1990 г.) они подарили нам очень красивый календарь, но пустой, без шоколадок. Мы залили его шоколадом (там были формочки для этого), но так как календарь был один, мы не рассчитывали, что нам его надолго хватит – народу много, а шоколадок всего 24. И с Нового года до Рождества Христова, все 6 дней, мы читали акафист – по песне, по кондаку, по икосу, пели там, где надо петь. После акафиста все получали по шоколадке — дети настаивали, чтобы мы с папой тоже ели. Акафист мы выбрали – не знаю, как так получилось – «Слава Богу за все», он любим всеми в семье.
Позже я нашла акафист Рождеству Христову, но дети стали просить: «Мама, верни нам наш акафист». Акафист Рождеству был на церковно-славянском, а «Слава Богу за все» — на русском. Больше я экспериментировать не стала, и его мы читаем до сих пор. И я знаю, что в семьях наших детей, которые уже имеют своих детей, тоже читают этот акафист, у всех есть адвент-календари, шоколадки они покупают или заливают в специальные формочки в календаре и каждый день читают.
В Сочельник, день строгого поста, мы всегда ждали первую звезду, и только после ее появления садились за стол. К этому времени он уже был накрыт. Как только начинало темнеть, ребятишки висели на окне, смотрели в небо, ждали, когда сверкнет первая звездочка. Однажды батюшка пришел из храма и говорит: «Что вы тут висите, давно уже стемнело, давно уже звезды вышли, просто на улице метель и ничего не видно.
Стол накрывался особым образом: сначала клали сено, сверху скатерть, ставили икону Рождества Христова, сочиво, свечи и какие-то постные блюда. Это трапеза уже перед ночной службой. Еще был взвар – очень наваристый компот из чернослива или любых сухофруктов. Наливали вначале каждому по стакану взвара, а потому уже приступали к еде.
Рождество Христово в большой семье
После службы, конечно, самое важное – семейный обед с рождественским гусем, уткой, индейкой. Когда было скудненько, курицу запекали с яблоками или с айвой, с черносливом или другой начинкой, каждый год по-разному.
А еще примерно за месяц до Рождества Христова мы печем дрезденскую рождественскую коврижку, рецепт которой я нашла в советской книге «Кухни народов мира». Этот старый рецепт я использую много лет, и сейчас коврижку пекут мои девочки у себя в семьях. Теперь, когда мы собираемся на Рождество, каждая привозит свою коврижку, и мы сравниваем их вкус – они сделаны по одному и тому же рецепту, но на вкус разные. Мы все их пробуем, и это очень интересно.
И еще раз в год я пеку «Наполеон» по старинному бабушкиному рецепту. В этом году собиралась пропустить – сил нет. Но после вопроса сына «как жить без «Наполеона» в Рождество Христово» — все же решилась. Дети обещали помогать, а мне предложили руководить процессом. «Наполеон» тоже, кстати, привозят девочки из своих семей.
За столом никогда не было меньше 9 человек: мы с мужем и наши семеро детей. Сейчас в нашей семье уже 29 человек – папа, мама, наши дети и их семьи – зятья, невестка и внуки. Собраться все вместе мы все равно не можем. Все живут в разных местах, далеко ехать.
Две семьи наших старших дочерей – это семьи священников. Одна здесь рядышком, можно добраться за 40 минут, а другим приходится ехать по 6 часов к нам и обратно, поэтому они на семейное Рождество уже не приезжают. Это минус шесть человек, но остальные все здесь, все 23 человека.
После обеда играем спектакль, а после — дарим подарки. Подарки всегда были всем ото всех – в общей сложности 81 подарок, представляете? Обмен подаркам занимал не менее двух часов с лишним, но зато очень приятно. Подарки мы чаще всего покупали. А дети делали сами, сейчас внуки делают, но иногда и взрослые дети – бомбочку с эфирными маслами, на стену что-то вышьют, подушку сошьют особенную.
После обмена подарками мы смотрим какой-нибудь новый рождественский фильм, поем песни. А финалом нашего семейного сбора всегда являлась общая молитва.
Святки и колядки
После Рождественской ночи все постепенно возвращалось на круги своя. На Святки мы ездили по гостям, радовались общению и вкусным столам. А дети очень любили колядовать, собирали молодежь и детей всех возрастов, выбирали день, два или три, собирались с утра в нашем доме и шли по всему Лесосибирску. Сначала к знакомым, потом уже заходили куда хотели. Наряжались, конечно: девочки повязывали поверх одежды платки, мальчики иногда надевали шапочки Санта-Клауса. Обязательно брали Рождественскую Звезду, кресты.
Я не ходила на эти колядки, а батюшка пару раз принимал в них участие. В Сибири у нас был страшный мороз в эти дни – под 40 градусов, но наших колядовщиков это не останавливало. Когда собирались у нас в доме, батюшка лично проверял, как кто одет. Если не по погоде, а ходили они до темноты, то он заставлял переодеваться – доставались рейтузы, штаны, все теплое, что было в доме. Дети визжали, что им жарко, особенно девочки, но потом благодарили за заботу.
Когда заканчивалось колядование, все опять приходили к нам домой. У детей были общие сумки – «торбы», куда складывалось все, что давали люди. Они садились на ковер, высыпали все свои конфеты, печенье, апельсины и делили. Что мне очень нравилось – наши дети старались дать побольше приятелям из бедных семей, а иногда просто отказывались взять даже одну шоколадку: «Мама, у нас и так все есть». То есть это было не ради сладостей, а ради радости Рождества Христова.
На Святки мы с батюшкой, уже, конечно, не колядуем, но эту традицию продолжают две семьи наших детей.
Мы росли в такое время, когда о Рождестве Христовом большинство людей боялись даже говорить, не то, что вспоминать и рассказывать. Так что ни одной традиции ни из семьи батюшки, ни из моей мы не знаем – ни от бабушек, ни даже от прабабушек, которые еще были живы.
Но, слава Богу, у наших детей уже есть рождественские традиции из нашей семьи. В их семьях эти традиции продолжаются и развиваются. И адвент-календарь с акафистом, и спектакли, и песни, и колядки и, конечно, молитвы – все это пришло в семьи наших мальчиков и девочек. И я не вижу какого-то сопротивления ни с их стороны, ни со стороны внуков, наоборот, всем все очень нравится.
Беседовала Ирина Чеботарева
Комментировать