«Церковное новолетие», – эти слова с удивлением встречает человек, мало знакомый с традицией, в церковном календаре 14 сентября (1-го по старому стилю). Новый год прочно ассоциируется с боем курантов в ночь с 31 декабря на 1 января. Почему же в Церкви иначе?
На что в первую очередь обращает внимание человек, входящий в храм? Кто-то на иконы, у которых хочет помолиться, кто-то на свечную лавку, а кто-то на столик с записками. Кому и для чего их пишут? И как разобраться в их разнообразии?
Успенский пост – строгий по уставу, но короткий, летний и какой-то особенно тихий. Он готовит нас к Успению Пресвятой Богородицы, к Богородичной Пасхе, как еще называют этот праздник святые отцы.
В Церкви много традиций – в богослужении, в обрядах, в этикете. Есть они и в кулинарии. Вот, к примеру, коливо – традиционное блюдо, которое готовят на протяжении столетий.
Молитвы ко Святому Причащению начинаются с наставления: «Божественную же пия Кровь ко общению первее примирися тя опечалившим, таже дерзая таинственное брашно яждь».
С начала Триоди постной прошло так много насыщенных дней, — и все они нужны были для вызревания этого чуда, для роста души и приобщения к высоте этого праздника.
Странный, казалось бы, вопрос. Празднуем событие, произошедшее на 40-й день после Воскресения Христова, описанное в Евангелиях и в Деяниях святых апостолов...
Уж сколько нам приходилось и приходится слышать упреков: «Вы, православные, такие унылые! Сплошное «молись и кайся», темные мешковатые одежды, никакой радости!»
Скажем кратко об основных темах пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина, обратившись для ясности к русскому истолковательному переводу.
В православных храмах еще продолжают петь пасхальные песнопения (отдание Пасхи будет только на 39-й день, накануне Вознесения Господня), но сама пасхальная ночь уже в прошлом.
Культура барокко была глубоко усвоена Русской Церковью. Сегодня это основной культурный стиль богослужения, этикета и внутренней жизни Церкви.
Великая Суббота. День вселенского покоя: Господь во гробе. «Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен».
Богослужебный день наступает с вечера. И вечером четверга совершается служба Двенадцати Евангелий — последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
И вот она наступила, Страстная седмица. Все дни теперь — Великие. Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда…
Как под влиянием времени видоизменялось привычное для нас сегодня Правило ко Святому Причащению, откуда берет оно свое начало — разбираемся вместе с нашим автором Анной Самсоновой.
Это поворотный праздник перед Страстями Христовыми, неотрывный от Входа Господня в Иерусалим (у них даже общий тропарь).
«Открылся стадион!» — с доброй иронией написал в своем блоге в Прощеное воскресенье один священник.
Мы начинаем пятую седмицу Великого поста, преполовив его экватор. Уже много дней пройдено, многое пережито.
В пятницу четвертой седмицы (и в среду) на утрене полагаются не только обычные для великопостного времени трипеснцы, но и полный канон.
Четвертая седмица, иначе именуемая средней, – это как перевал на трудном пути. И на вершине, от воскресной всенощной до пятницы, посреди храма нас встречает Крест.