Как воспитать в детях любовь и смирение? Рассказывает Дмитрий Бежевец, автор УПК «Доброе слово»

Как воспитать в детях любовь и смирение? Рассказывает Дмитрий Бежевец, автор УПК «Доброе слово»

Виктория Платонова
(3 голоса3.7 из 5)

«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Кандидат педагогических наук, выпускник богословской программы «Теология» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников. Создатель авторской Воскресной школы. Педагог православной культуры Дмитрий Бежевец поделился своим опытом.

— Дмитрий, какие христианские качества, на Ваш взгляд, можно активно внедрять в повседневную жизнь детей для укрепления их нравственных основ?

К сожалению, немодными сейчас оказались православные качества, которые нужно воспитывать у детей. Конечно, это любовь даже к врагу и полное всепрощение, это деликатная скромность и благодатное смирение, это дивная кротость и утешающее терпение, это светлое целомудрие и радостное милосердие.

Вместо этого мы видим, что система школьного образования направлена на взращивание «многознающего» человека, который хорошо решает задания ЕГЭ, имеет «пятёрки» по всем предметам и хочет везде быть первым. Скромность для него – сродни забитости и запуганности. Терпеливый человек для него – повод для насмешки и убогий «терпила».

Ну а целомудрие и смирение – вообще непонятные слова из XIX века. Мало внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию детей в школе. Думается, что это для современного Отечества – самая основная проблема. С одной стороны, мы видим, что Церковь и школа стали активно сотрудничать. С другой стороны, духовные ценности упираются в стену непонимания светской системы образования, которая так и стоит на атеистических устоях времён СССР.

— А как же введение предмета «Основы православной культуры»?

Это не решает проблемы. Предмет есть только в 4 классе и только по выбору родителей. Один раз в неделю некоторым детям расскажут о православной культуре, а с 5 класса – ничего. Есть попытки вести курс духовно-нравственной культуры (ОДНКНР), но программа курса построена на светской этике, всё православное там выхолощено.

Вся система образования должна быть буквально пропитана традиционными духовно-нравственными ценностями, а не только воспитанием патриотизма, как это делается сейчас. Человек, не знающий своей уникальной духовной культуры, не может назвать себя настоящим патриотом России. Это не значит, что он должен быть непременно представителем той или иной религии, но знать родную культуру он просто обязан.

Невозможно понять произведения Ф.М. Достоевского, слушать музыку П.И. Чайковского, не зная православной культуры.

— Как сделать так, чтобы у ребёнка как можно раньше произошла духовная встреча со Христом?

Конечно, в светской системе образования мы не можем ставить такую задачу. А вот в семье или воскресной школе православные учителя и родители непрестанно должны думать об этом. Православное дитя укрепит благодать Духа Святого, которую он может почувствовать в храме во время чтения Евангелия, при совершении доброго поступка, во время молитвы.

Конечно, всё духовное воспитание, которое мы даём православным детям, должно быть сосредоточено на этой важнейшей задаче. Учитель Воскресной школы помогает детям почувствовать благодать, предлагая поучаствовать в Таинствах, в поездках по святым местам, в совершении добрых дел. Если во время этой деятельности произойдет благодатная встреча с Богом, то ребёнку будет радостно на богослужении, в воскресной школе, во время исповеди и Причащения.

Дмитрий Бежевец с учениками
Дмитрий Бежевец с воспитанниками

Он не откажется от веры, от Церкви. Жить в присутствии Божьей благодати, в общении с Творцом, в чистоте от греха дитя сможет тогда, когда почувствовало в этом тихую радость. Ребенок ни на что её не променяет, даже в период подросткового бунта и протеста.

— Расскажите, как возникла идея создать духовно-нравственную методику воспитания школьников?

В 2008 году я оканчивал педагогический университет по специальности «учитель географии». Уже тогда я работал в школе, но очень хотелось пойти в аспирантуру на кафедру географии. Но там не было бюджетных мест. Расстроившись, я пошел на госэкзамен по педагогике, во время которого моя преподавательница пригласила меня в аспирантуру на кафедру педагогики. Это и было началом моей научно-методической деятельности в области педагогики.

В раздумьях о теме диссертационного исследования, я начал общаться с библиотекарем нашего университета, глубоко верующей женщиной. Она и посоветовала мне, человеку пока ещё далёкому от православия, заняться проблемой духовно-нравственного воспитания детей.

Целых 8 лет прошли в теоретических и практических исследованиях, конференциях, семинарах, работе в школе. В 2016 году диссертация была защищена. Потом было более глубокое воцерковление, учёба в ПСТГУ на богословском факультете, выпуск учебных пособий для детей. Вот так уже почти 17 лет я занимаюсь тем, что когда-то казалось мне недостижимым и непонятным.

— Что лежит в основе Вашей методики?

Методика обучения детей православной культуре основана на комплексном подходе к духовно-нравственному воспитанию. Это авторская разработка, эффективность которой теоретически и практически доказана. Считаю, что необходимо гармонично развивать навыки осмысленной духовной жизни и нравственного поведения, связывая пройденный материал с повседневной жизнью. Ведь подчас материал, который даётся на уроках православия, не связан с личной жизнью ребёнка.

Странички пособия «Доброе слово»

Что проку от того, что дитя знает наизусть все иконы и церковные праздники, а ведёт себя безнравственно? Невольно вспоминаются слова игумена Никона (Воробьёва) о Законе Божием до революции. Оно велось настолько мёртво, схоластично, что уроки превращались во времена «острот и кощунств». Христианство изучали как один из обычных светских предметов, но не как путь ко Христу и этим совершенно убивали благоговейный дух в учащихся. Во всём преподавании не чувствовалось жизни.

Ещё одна проблема: отсутствие сочетания знаний, полученных на занятиях по православной культуре, и знаний, полученных на светских предметах в школе. Порождаемое таким образом двойственное мышление нередко приводит к развитию двуличности. Поэтому необходимо показать связь науки и религии, культуры и искусства, применяя для этого комплекс различных методов, средств и форм.

Ещё один компонент комплексного подхода – это связь в нашем едином комплексном курсе православной культуры знаний из Ветхого и Нового Заветов, церковнославянского языка и литургики, церковного искусства и святоотеческого наследия. Учебники и тетради «Доброе слово», созданные по авторской методике, надеюсь, отвечают всем этим требованиям.

Какие педагогические результаты вы получили на сегодняшний день?

Наверное, главным результатом является востребованность данной методики. Вначале я не надеялся, что получу столько благодарных отзывов от учителей православной культуры, педагогов воскресных школ и родителей. Практически каждый день кто-то пишет теплые слова о «Добром слове»! Это очень вдохновляет, помогает создавать новые пособия.

Сейчас изданы три полноценных курса на три года обучения для школьников: «Вдохновение», «Ожидание» и «Воплощение». Задуманы ещё два комплекта, но пока они находятся в стадии разработки и апробации. В прошлом году вместе с супругой Марией Константиновной, которая тоже является выпускницей ПСТГУ, мы создали учебные пособия для дошкольников.

Работа была начата по давней просьбе учителей воскресных школ и воспитателей детских садов. Это особенный комплект, он выделяется среди других необычным подходом к воспитанию духовно-нравственных ценностей у самых юных ребят. Сейчас мы работаем над созданием продолжения серии для малышей.

— Какова цель создания авторской Воскресной школы «Доброе слово»?

На базе нашей Воскресной школы мы вместе с женой апробируем пособия, проводим научно-педагогическое исследование. Дело в том, что невозможно создать хорошую методику, не изучив её действие на практике. Путём проб и ошибок мы выпускаем то, что опробовано в работе с живыми детьми, нашими учениками. Мы можем рекомендовать лишь то, что нравится нам самим.

Конечно, наша Воскресная школа является и общим местом встречи с учениками, любимым уютным домом. Мы делали её самостоятельно, с благословения духовенства. Слава Богу, в 2017 году глава района бесплатно выделил помещение для этого проекта. Теперь у нас есть кабинет для занятий, трапезная, домовая часовня.

Радостно, когда дети не хотят уходить после занятия, проводят здесь свой досуг. Кстати, дети к нам приходят исключительно по желанию, ни в коем случае не заставляем посещать занятия, призывая к этой позиции и родителей учеников.

Кроме занятий, мы проводим и множество других мероприятий: посещаем дом престарелых, раздаём прохожим Евангелие и просветительские газеты, ухаживаем за одним сельским храмом, ездим в паломнические поездки и др.

— В чем уникальность Вашей авторской школы?

Любая авторская школа – это научно-педагогический эксперимент, это воплощение своих мечтаний, добрых затей. Поэтому она всегда уникальна. Например, как мы узнали позже, в студенческие годы мы с супругой оба вдохновлялись авторской школой С.А. Рачинского, которую он еще в XIX веке создал для крестьянских детей в с. Татево.

Помню, в университете меня попросили подготовить доклад об этой школе, и я с воодушевлением рассказывал однокурсникам о С.А. Рачинском, который оставил Москву и переехал в Татево, чтобы посвятить свою жизнь детям. А моя супруга написала большую работу, посвящённую анализу деятельности школы С.А. Рачинского, которая рассматривалась через призму современных образовательных реалий.

По его методике, которая в девятнадцатом столетии такого названия ещё не имела, стали работать другие школы, основанные учениками С.А. Рачинского и его последователями. Меня очень радует, что и моя методика помогает кому-то в педагогическом служении в Воскресной школе.

— Расскажите об авторском курсе повышения квалификации учителей и родителей?

— Курсы для учителей я веду с 2014 года. Сначала они были очными, и на них обучались педагоги нашего округа. А теперь они стали дистанционными, так как УМК «Доброе слово» используют в самых разных городах России, Беларуси, зарубежья. Коллеги просили выйти на этот формат, чтобы они имели возможность поучаствовать в обучении.

За всё это время на курсе обучилось более 1000 человек, точно не считал. На занятиях рассказываю о задачах и проблемах духовно-нравственного воспитания, о роли учителя, как взрастить в ребятах добродетели, о семейных ценностях и возрастных психолого-педагогических особенностях детей. Курс проводится за посильное пожертвование.

— Требуется ли вам какая-то помощь в Вашем благом деле?

Научно-методический проект существует только на мои личные средства и на пожертвования тех, кто приобретает наши пособия, и просто добрых людей, наших с супругой друзей. Очень благодарен всем, кто поддерживает нас!

Есть ещё очень интересная просветительская идея, на которую нам нужны большие средства, которых у нас нет. Но на всё воля Божья!

Всем добрым людям, неравнодушным к православному воспитанию детей, готовым поддержать нашу деятельность, могу оставить свой номер телефона + 7 905 733 37 05. Карта к нему привязана. А также ссылки на наш сайт и странички в социальных сетях:

https://dslovo.pravorg.ru

https://vk.com/dslovo

https://t.me/dslovo

Комментировать