На выходные — к Казанской иконе! Моя паломническая поездка

На выходные — к Казанской иконе! Моя паломническая поездка

Марина Шмелева
(2 голоса5.0 из 5)

Порой, чтобы прикоснуться к православным святыням, к истории, вовсе не нужно ехать за тридевять земель. И в родном краю есть святыни, встреча с которыми духовно укрепляет на жизненном пути.

Мы говорим «паломничество» и сразу представляем долгий путь, длительные переезды, незнакомые места. Но порой, чтобы прикоснуться к православным святыням, к истории, вовсе не нужно ехать за тридевять земель. И в родном краю есть святыни, о которых всегда узнаешь что-то новое, встреча с которыми укрепляет на жизненном пути. Нужно только посмотреть и увидеть.

Молитва в Казанских пещерах

Конец августа и начало сентября – прекрасное время для паломнической поездки: уже не жарко и еще не холодно. Ласково пригревают солнышко, а приближающиеся холода помогают острее ощутить его тепло. Отправляюсь на выходные дни в Казань – город богатый очень разными архитектурными памятниками и традициями, с которым не познакомишься вот так сразу, с первой встречи. Найти что-то новое и повнимательнее вглядеться в уже известное – вот, пожалуй, моя цель.

Казанский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря – с него начинается встреча с городом, чье имя так широко известно благодаря образу Божьей Матери. Я бывала здесь уже не раз, но впервые – на Литургии в пещерном храме. Ее совершают по воскресным дням в 6.00, несмотря на ранний час, желающих помолиться здесь немало. Свечницы единодушно советуют мне пойти именно на раннюю, ведь пещерный храм открывают только по воскресным дня и редко по праздникам.

Алтарь храма Рождества Богородицы в Казанском соборе

В храме иконы соседствуют с витринами музея – ведь история его необычна и очень интересна. В 1910 году великая княгиня Елизавета Федоровна предложила устроить в подвале сень и иконостас на месте обретения чудотворной иконы, а также подземный храм в честь Рождества Богородицы. Разработкой проекта занимался архитектор Алексей Щусев – известный соработник великой княгини. Высоту подвала увеличили на один метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и своды. С тех пор подвальное помещение называют пещерным храмом, а иногда – Казанскими пещерами.

Сень над местом явления Казанской иконы Божьей Матери в пещерном храме

К сожалению, пещерный храм разделил судьбу всего собора – долгое время находился в забвении и запустении. И к счастью, был воссоздан практически в первозданном виде, о котором узнали из исторических документов и воспоминаний. Рядом с храмом в пещерах находится музей истории собора: установлены стенды, напольное и настенное музейное стекло на участках для экспозиции. А на полу – под стеклом и с подсветкой – посетители могут увидеть фрагменты старинного фундамента собора.

Не только стенды, но и прекрасные иконы, а также мощевики с частицами мощей разных святых наполняют храмовое пространство. В том числе и преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

Теперь великая княгиня Елизавета всегда незримо присутствует духом в храме, основанном ее заботами.

Очень тихое воскресное утро. Прекрасно и молитвенно поет небольшой хор, благоговейно служит батюшка, а молящиеся очень сосредоточены. Ловлю себя на мысли, что больше никогда не увижу этих людей, а если и увижу – не узнаю.

Но это не важно, главное, что нас объединяет любовь и уважение к этому святому месту, где очень давно девочка Матрона обрела чудотворный образ Царицы Небесной.

Казанская икона Божией Матери на месте явления чудотворного образа в пещерном храме

Старинные образы и мультимедийное оборудование

Про музей Казанской иконы я слышала с первого своего приезда в город, но все как-то не удавалось его посетить. Теперь я решила исправить эту досадную оплошность и не пожалела. Музей, действительно, посетить стоит, тем более расположен он буквально в шаговой доступности от входа в монастырь.

Даже само здание на Большой Красной улице – уже экспонат. Это воссозданный по чертежам 1840-х годов дом казанского городского головы начала ХIХ века. История дома заслуживает внимания – вас познакомят с ней в одном из залов. Там не только собраны предметы мебели, но и демонстрируют небольшой и очень наглядный фильм. Если вы знакомитесь с музеем самостоятельно, есть шанс послушать повествование несколько раз – его хорошо слышно в соседних залах.

Музей Казанской иконы

Надо отметить, что сочетание современного музейного и мультимедийного оборудования и старинных образов – особенность этого музея. Знакомство с ним посетители начинают с просмотра пятиминутного фильма в уютном зале. В нем и рассказ об обретении чудотворного образа, и представление иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря. Когда-то слава о мастерской шла по все России, здесь заказывали образы, которые дарили и жертвовали в самые разные губернии, в том числе и в обе столицы.

Далее переходим в зал, где представлены иконы, написанные в «меру и подобие с явленной иконы Пресвятой Богородицы Казанской».

Именно так монахини подписывали иконы своей работы, прообразом которых служила главная казанская святыня. Потому и сегодня мы можем представить, как в конце ХIХ века выглядела обретенная на пожарище в 1579 году и утраченная в начале ХХ века икона. И полюбоваться тихим свечением образов – они все очень разные, но каждый отражает любовь иконописца к Матери Божьей.

В музее также можно увидеть списки с различных чудотворных и чтимых в Казанской епархии икон. Каждая из них связана с каким-то реальным эпизодом из истории этого обширного края: чудесное спасение от чумы или избавление от лихого воинства Стеньки Разина. Много в коллекции икон, связанных с известными событиями или персонами, которые заказывали и дарили по поводу памятных дат.

Особый интерес у взрослых и детей вызовет зал, в котором воссоздана обстановка иконописной мастерской.

Мы словно становимся свидетелями кропотливого труда монахинь. Лучше понять процесс создания образа по старинным канонам поможет мультимедийное оборудование и небольшой познавательный фильм. Просто и доступно читателю расскажут обо всех этапах работы, а на другом планшете он сможет приблизить, рассмотреть и узнать побольше о тех предметах, что лежат на столе иконописцев.

Открывает и завершает экспозицию макет обители и ее окрестностей. А рядом стоит перископ дополненной реальности. Наведя фокус на ту или иную точку, вы оказываетесь на мощеной улице, видите жителей, батюшек, можете рассмотреть храмы и дома и сравнить с тем, что видите сегодня. Благодаря усилиям многих людей, потрудившихся над возрождением монастыря, отличия невелики. Но все равно это погружение в историю столетней давности вызывает интерес и детскую радость. Встреча с музеем завершается, но остаются яркие воспоминания и благодарность людям, которые в наши дни создают такие живые музеи.

Макет Казанско-Богородицкой обители

С высоты птичьего полета

Перископ опускает нас на старинные улицы, а вот огромная колокольня Богоявленского собора приглашает полюбоваться на Казань с высоты птичьего полета. Или становится ориентиром для потерявшихся гостей города – ведь это самая высокая башня, расположенная в самом начале пешеходной улицы Баумана. Отсюда недалеко и до Кремля, и до Казанского собора. А снизу кажется, что и до облаков.

Этот символ города построен в 1894-1897 годах на средства, завещанные купцом 2-й гильдии, потомственным почетным гражданином Иваном Семеновичем Кривоносовым, умершим за два года до начала строительства. На возведение колокольни высотой 74 метров и 12 колоколами ушло 50 тысяч рублей и около 2 миллионов. кирпичей.

Это грандиозное сооружение представляет собой нечто большее, чем просто колокольня. На втором этаже находился довольно большой храм в честь Обретения честной главы Иоанна Предтечи. Огромная высота, удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.

Колокольня Богоявленского собора

Ясно, что столь яркое свидетельство о Казани православной захотели уничтожить в 30-годы ХХ столетия. Но, рассчитав, поняли, что при взрыве колокольня должна будет упасть как столб, раздавив соседние дома. Поэтому решение отменили, колокольня была спасена.

21 декабря 2013 года был подписан документ о совместном использовании Богоявленской колокольни Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан и Казанской епархией. С этого момента в храме в здании колокольни стали совершать воскресные и праздничные богослужения. А в остальные дни помещения открыты для выставок и экспозиций и для тех, кто хочет подняться ближе к облакам.

Это лишь небольшая часть того, что может увидеть паломник, посетивший Казань. И помните: в городе множество монастырей и старинных храмов, святынь и достопримечательностей, которые ждут нас!

Комментировать