В преддверии Рождества Христова: объяснение песнопений Недели св. отец и предпразднства

В преддверии Рождества Христова: объяснение песнопений Недели св. отец и предпразднства

Елена Тростникова
(22 голоса4.6 из 5)

Церковь стала готовиться к Рождеству Христову, начав еще до наступления зимы сорокадневный пост. Вскоре зазвучали, настраивая нас на восприятие праздника, ирмосы Рождества Христова — о них мы рассказывали здесь и здесь. А теперь мы уже совсем приближаемся к празднику, и богослужение Церкви всё сильнее устремлено к осмыслению полноты этого события — рождения Христа Спасителя.

Неделя Святых праотцев и Неделя Святых отцов

Два последние воскресенья перед праздником — с особым посвящением. За два воскресенья до Рождества Христова — Неделя (т.е. воскресенье) святых праотец (или праотцев), и воскресенье перед самим праздником — Неделя святых отец (или святых отцев).

В эти дни вспоминаются праведники Ветхого Завета — как предки Господа Иисуса Христа, так и пророки, ожидавшие Его явления в мир и предсказывавшие это явление.

На иконе «Древо Иессеево», о которой мы говорили в связи с ирмосом 4-й песни Рождественского канона «Жезл из корене Иессеова…», изображены не только потомки рода Давидова, из которого произошел Иисус, но и пророки и праведники, жившие ожиданием Его пришествия в мир. Это хорошо видно на фреске из сербского монастыря Высокие Дечаны (1340-е годы). Она огромная и не помещается целиком в кадр. На приведенном фрагменте мы видим на вертикальном стволе — непосредственных предков Иисуса, а на ветвях и цветах древа — множество пророков, предрекавших Его явление, и даже изображения эпизодов, связанных с этими пророчествами. Все эти пророки упоминаются в службах Недели праотцев и Недели отцев.

Фрагмент фрески «Древо Иессеево» монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.
Фрагмент фрески «Древо Иессеево» монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.

В богослужебных текстах обоих дней одни и те же святые могут именоваться и отцами, и праотцами.

Сначала святым предкам Христа и провозвестникам Рождества Его было посвящено лишь одно воскресенье — Неделя святых отцев непосредственно перед Рождеством Христовым. Но туда «уместились» только избранные святые Ветхого Завета —Авраам, Исаак и Иаков, а также пророк Даниил и три Вавилонских отрока. А нужно было почтить и воспеть от души всех, чьи чаяния, надежды и провидения увенчались Воплощением Сына Божия! И было учреждено второе празднование, на неделю раньше. Изначально его греческое название было: «неделя перед святыми отцами», но впоследствии «перед» (греч. προ-) перескочило к слову «отцы» и образовало слово «праотцы». Так что не стоит думать, будто «праотцы» непременно старше «отцов».

Праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Фрагмент фрески «Страшный суд» Успенского собора г. Владимира работы мастерской преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. На лоне Авраама — души праведных.
Праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Фрагмент фрески «Страшный суд» Успенского собора г. Владимира работы мастерской преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. На лоне Авраама — души праведных.

Исключительное место в службах Недели праотцев и недели отцев уделено пророку Даниилу и трем отрокам в печи Вавилонской. Да еще и их память празднуется как раз в эти же дни — 17/30 декабря! (в этом году — сразу после Недели святых праотцев). Им же посвящены 7-й и 8-й ирмосы канона, говорящие о чуде Рождества Христова.

Пророк Даниил со львами. Византийская мозаика XI в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).
Пророк Даниил со львами. Византийская мозаика XI в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).

Тропарь (главное краткое песнопение) Недели святых отцев посвящен именно этим отрокам, а также пророку Даниилу, брошенному в ров со львами и вышедшему оттуда невредимым.

Ве́лия веры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Ве́лия веры исправле́ния — велики веры свершения!

Радовахуся — радовались.

Проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся — пророк Даниил явился как бы пастухом львам, будто овцам.

Пещное действо

История отроков так прочно связана с темой Рождества Христова, что в средние века появилось так называемое «Пещное действо». Главным содержанием этого церковного театрализованного чина было исполнение по ролям библейских песней вавилонских отроков в составе утрени Недели святых праотец — то есть непосредственно на богослужении этого дня!

Отроки в пещи огненной. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.
Отроки в пещи огненной. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.

В центре храма ставилась «пещь», и «халдеи» — специально одетые певцы в ролях слуг Навуходоносора — вводили туда «отроков». «Отроков» изображали три лучших певца, их музыкальные партии были самыми сложными в этом чине. «Халдеи» окружали пещь и начинали имитировать в ней огонь при помощи пиротехнических приспособлений, «раздувая» его декоративными пальмовыми листьями.

В нужный момент из-под потолка храма в «пещь» спускали на веревке фигуру ангела: «Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан.3:49–50). По окончании пения библейского текста «халдеи» выводили «отроков» из пещи.

Этот чин исчез из церковной практики после XVII в.

В Неделю святых отец — родословие Господа Иисуса Христа

В последнее предрождественское воскресенье — Неделю святых отец — за Божественной литургией сначала читается Апостол — послание святого апостола Павла к Евреям (Евр.11:9–10, 17–23, 32–40). Оно говорит о вере праведных предков Спасителя Авраама, Исаака, Иакова и о вере всех праведников, — вере, делающей сонаследниками и «отцами» Христу. «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр.11:32), — восклицает апостол и перечисляет, какие лишения и скорби они и другие праведники Ветхого Завета претерпевали за веру. «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:39–40). — заключает апостол. Обещанное пришло с Рождением Спасителя, в то время, от которого мы отсчитываем всю «нашу эру».

А потом читается первая глава Евангелия от Матфея (Мф.1:1–25) — «Книга родства Иисуса Христа», или же «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Многих, впервые взявших в руки Евангелие, смущает этот длинный перечень незнакомых имен в самом начале книги, в которой они надеялись найти что-то актуальное и интересное для себя. А тут какие-то «…Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию…»

Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в. Евангелист Матфей пишет «Книгу родства Иисуса Христа». Интересны две детали: святой евангелист переписывает текст со свитка в книгу-кодекс, то есть текст на фреске повторен дважды; а еще слово «книгы» там и там — во множественном числе.
Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в. Евангелист Матфей пишет «Книгу родства Иисуса Христа». Интересны две детали: святой евангелист переписывает текст со свитка в книгу-кодекс, то есть текст на фреске повторен дважды; а еще слово «книгы» там и там — во множественном числе.

Зачем это нужно? Святой евангелист Матфей начинает свое повествование с этого родословия, проводя цепочку от Авраама и до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф.1:16).

Да, это родословие — именно «официальное», в нем перечислены предки Иосифа, который не был земным отцом Иисуса Христа (евангелист как раз отмежевывается от утверждения земного отцовства: «…мужа Марии, от Которой родился Иисус»). Но официально Господь Иисус считался сыном Иосифа, и родословие показывает, что Иисус, как и его названный отец Иосиф, как прямой потомок Давида, — законный наследник царской власти в Иудее и Израиле. Само слово «Христос» означает «Помазанник» и указывает на то, что Он — Царь и/или Священник, поскольку помазывали в Ветхом Завете и священников на священство, и царей на царство.

Этот торжественный зачин Евангелия выводит описанные в нем события на сцену истории не только богоизбранного народа, но и всего человечества.

Святые праотцы. Греческая икона.
Святые праотцы. Греческая икона.

Перед нами как бы открывается занавес, за которым выстроились все эти «отцы», единым сонмом, ликом, хором. Все они были необходимы для того, чтобы состоялось великое событие, ожидаемое нами, от которого зависит вся наша жизнь, хотя мы можем этого и не подозревать. Сейчас они растают, как тени, «уйдут за кулисы действия», — но без них оно бы не состоялось.

А дальше прозвучит рассказ о сомнениях праведного Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Пресвятой Девы Марии, и о явлении Ангела, разрешившего эти сомнения. Евангелист ссылается на пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Мф.1:23; Ис.7:14).

На традиционных иконах Рождества Христова, изображающих разновременные эпизоды события в целостной совокупности, Иосиф Обручник всегда представлен в скорбной задумчивости. Часто ему предстоит некий старец, олицетворяющий его сомнения. Лишь на поздних иконах мог появиться благовествующий ангел.
На традиционных иконах Рождества Христова, изображающих разновременные эпизоды события в целостной совокупности, Иосиф Обручник всегда представлен в скорбной задумчивости. Часто ему предстоит некий старец, олицетворяющий его сомнения. Лишь на поздних иконах мог появиться благовествующий ангел.

И завершается евангельское чтение рождением Иисуса.

Предпразднство Рождества Христова

Предпра́зднство Рождества Христова начинается 2 января по новому стилю. С этого момента пост становится совсем строгим — как Великий. До конца XXI столетия, пока разница между стилями составляет 13 дней, православные имеют возможность хоть и скромно, и постно, но все же встретить Новый год какими-то вкусностями, в том числе рыбными блюдами, которые начиная с предпразднства будут запрещены.

Пять дней поста в ожидании праздника — бремя посильное. Кто не пытался еще поститься Рождественским постом — можно попробовать хотя бы на эти дни ограничить себя в пище (а не предаваться всеобщей посленовогодней обжираловке). А кто постился — усилить пост, по уставу. Это, конечно, касается только тех, кто не болеет тяжело и не привязан к собственной строгой диете.

Вселенная как бы замирает — готовится к вочеловечению Создателя.

Многие песнопения этих дней обращены к будущим участникам события, одушевленным и стихийным, с призывом приготовиться к главному, что с ними случится.

Так и в ключевом песнопении, которое будет звучать все четыре дня со 2 по 5 января — тропаре предпразднства.

Если в эти дни зайдете в храм, у вас будут шансы услышать его. А если не получится — можно найти исполнение этого тропаря в интернете. Слушая его, следите за текстом, а мы поможем этот текст осознать.

Гото́вися, Вифлее́ме,

отве́рзися всем, Еде́ме.

Красу́йся, Евфра́фо,

я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы.

Рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,

в не́мже Боже́ственный сад,

от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,

не я́коже Ада́м у́мрем.

Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз!

Вифлееме, Едеме, Евфрафо — всё это звательные падежи, обращения. Мы (всей Церковью) обращаемся к Вифлеему, к Евфрафе — местности вокруг него, но и к раю — Эдему (в церковном написании — Едему). Готовься, Вифлеем! — вот-вот отверзется всем Эдем! — обращаемся мы к месту, где Господь благоволил родиться. Украшайся, радуйся и веселись, Евфрафа, потому что древо Жизни процвело в вертепе от Девы…

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт.2:8–9).

А когда первые люди нарушили простой запрет Бога, обнаружили, что можно поступить не как Бог хочет, а как Я захотел, — произошла катастрофа отпадения от Бога, от Жизни. Пал человек, согрешил против Бога, «а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). И закрыл Господь рай, чтобы человек не вкушал от Древа Жизни и не жил вечно во грехе.

И вот в вертепе, в этой пещерке процвело новое Древо Жизни! Песнописец поясняет: Рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный — ибо Ее, Девы, чрево стало духовным таинственным раем, в не́мже (в котором) Боже́ственный сад.

От него́же (от этого древа Жизни) я́дше, жи́ви бу́демЯ́сти — есть. «Приими́те, яди́те, сие есть Тело Мое» — говорит Господь причащающимся. Именно так мы и вкушаем от Древа Жизни, процветшего от Девы: соединяясь с Богом в Причащении. «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:35) — сказал Христос. «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин.6:40). И мы не я́коже Ада́м у́мрем — не умрем, как умер Адам, потому что Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз — чтобы восставить, восстановить, воскресить падший прежде образ человека, по образу Своему.

Рождество Христово. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.
Рождество Христово. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, середина XIV в.

Об этом тропаре писал приснопамятный протоиерей Сергий Правдолюбов (†24 августа 2024 г.): «Песнопение, которое заставляет нас объять умом всю историю человечества, всю историю нашего спасения, и ощутить радость от того, что пришел Господь на землю, и пришла Пречистая Богородица в Вифлеем и принесла с собой Небесный Хлеб и таинственное Древо Жизни. Как было бы хорошо, чтобы все прихожане во всей полноте понимали и переживали этот прекрасный тропарь, который поётся у нас в предпразднство Рождества Христова!»

О том же, что ожидает нас в храме в Рождественский сочельник и в праздничную ночь Рождества Христова, что происходит со временем астрономическим и богослужебным, когда восходит Звезда и о многом другом мы расскажем чуть позже, в самом преддверии этих служб.

Комментировать

2 комментария

  • Людмила Павловна, 04.01.2025
    Спасибо за детали (о Неделе пра-отцев особенно) и дивные иллюстрации.
    Ответить »
  • Ирина, 05.01.2025
    Спасибо большое! Было очень интересно узнать о некоторых деталях службы, вникнуть в смысл текстов тропарей, насладиться прекрасными мозаикой и росписью из православных храмов
    Ответить »