Вознесение Господне

Вознесение Господне

Иером. Евтихий (Очкивский)
(3 голоса5.0 из 5)

Трапеза уже закончилась. Господь Иисус возлежал вместе с учениками. Они беседовали. Апостолы не знали, что это последнее явление их воскресшего Учителя. Им не было открыто, что после Пятидесятницы они разойдутся по всему миру на проповедь о воскресшем Учителе. Между тем Спаситель говорил:

— Так написано в Писаниях, и так надлежало пострадать Христу, умереть и воскреснуть в третий день, и быть проповедану во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели этому. (Лк 24:46)

Апостолы внимательно слушали. Уже прошли растерянность, смешанная с унынием и отчаянием, поднявших голову после распятия. Недоумение при первом явлении Воскресшего сменилось робкой радостью. Почитание и любовь к Господу стали еще сильнее… Теперь, когда чувства успокоились, стали возникать вопросы: что же будет дальше? После чуда торжества воскресения Учитель наконец явится народу и все поймут, как и они теперь, что это и есть обещанный Богом Христос — Мессия! Он взойдёт на принадлежащий Ему по праву трон царя и восстановит былое величие Израиля? Как Он это сделает? Каким чудом? Только чудо может избавить израильский народ от власти всемогущих римлян…

Такие мысли терзали апостолов. Но они не решались спросить Иисуса. Ведь Он сейчас говорил о проповеди учения Христова всем народам. Значит ещё не пришло время. А когда?

Спаситель же продолжал:

— Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всем народам. Кто будет веровать и креститься, будет спасён; а кто не будет веровать, будет осуждён. Уверовавших же будут сопровождать такие чудесные знаки: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что? смертоносное выпьют, не повредит им; будут полагать руки на больных, и они выздоровеют. (Мк 16:15-18)

После этих слов Господь дал знак ученикам и они вышли на улицы города. Путь их был на восток, в сторону Вифании. Это была та самая дорога, которой Спаситель шествовал на Свои страдания, сев на молодого необъезженного ослика. Теперь путь их был не вниз, но вверх на гору Елеонскую. Так она называлась, потому что на склонах её росло множество масличных садов. Слово «елей» с греческого переводится, как масло, основной продукт, получаемый из маслин. Господь с апостолами шёл по этим садам. Была весна, время цветов и звонкого пения птиц. Вся природа бодрила и радовала дух, вселяла надежды.

Спаситель остановился на самом верху горы. Отсюда открывался прекрасный вид на древний город. Именно здесь Иисус сказал перед Своим восхождением в Иерусалим пророчество, которое и сбылось спустя несколько десятилетий: «О, если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, и вот придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:42-44). Теперь на этом месте начало происходить другое чудесное событие.

Спаситель сказал:

— Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Иоанн крестил водою, а вы, несколько дней спустя, будете крещены Духом Святым. Оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не будете облечены силою свыше. (Деян. 1:4-5)

Апостолы же встрепенулись, предчувствие чего то необычного объяло их, и они наконец задали волнующий их вопрос:

— Не в это ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилю? (Деян. 1:6)

— Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, — ответил Спаситель, — но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до конца земли.(Деян. 1:7-8)

После этих слов Господь отошёл от задумавшихся апостолов. Они смотрели на Него немного издали и ждали, что Он им скажет ещё. Но Спаситель вдруг начал подниматься над горой. Он не шёл по воздуху, но как будто какая-то сила начала поднимать Его вверх. Одежда Его свободно развевалась на ветру, а Он поднимался всё выше и выше. Апостолы удивлённо смотрели вверх, пока облако не скрыло Его от них где-то в недосягаемой высоте.

Ученики были поражены необычностью происшедшего. До сих пор Иисус являлся им неожиданно, даже сквозь закрытые двери, но уходил как обычный человек. Теперь же Он покинул их таким чудным способом и они не знали, что думать и были в замешательстве. Потому ученики не заметили двух человек в ослепительно белых одеждах. Они сказали апостолам:

— Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:11)

Апостолы переглянулись. Необъяснимая радость наполнила их сердца при этих словах. Когда же они опять обернулись к сказавшим это, то уже не увидели их. Апостолы поняли, что Ангелы Небесные только что говорили с ними.

В неизъяснимой радости ученики возвратились в Иерусалим, где, по слову Господа, и остались до Пятидесятницы.

— Вот так происходило Вознесение Спасителя нашего Иисуса Христа на Небо, — закончил свой рассказ учитель Закона Божия.

В классе воскресной школы повисла тишина. И пожилой, известный в городе врач, и студентка, и женщина, недавно похоронившая мужа, и все пришедшие сюда как будто побывали там, в Иерусалиме, рядом с Иисусом. Преподаватель рассказывал увлекательно и выразительно. Помолчав немного, он сказал:

— Будут ли вопросы?

Вопросы были. Девушка спросила:

— А почему Господь Иисус не остался на Земле, и почему Он являлся только Своим ученикам после Воскресения? До этого же Господь Иисус разговаривал со всеми.

— Спаситель в Рождестве воспринял на Себя обычное человеческое тело и тем прикрыл Своё Божество и потому мог разговаривать со всеми. По Воскресении тело Его преобразилось и уже не было обычным. Оно стало духовным. Спаситель проходил через закрытые двери, неожиданно появлялся и исчезал, Он не требовал обычной пищи и ел только в удостоверение Своего воскресения. Когда Спаситель преобразился на горе Фавор, апостолы от страха упали на колени. В житиях святых есть свидетельства о том, что на не совсем подготовленных явления Господа производили такое устрашающе-ошеломляющее действие. Грешников же свет, просвещающий святых, обжигает и мучит. Они не могут видеть Спасителя в Его духовном теле без страданий, причиняемых им грехом изнутри. Мы говорим, что недостойны видеть Бога. Именно греховность людей и повлекла за собой невозможность Спасителя пребывать с ними на земле в воскресшем теле. Апостолы же должны были разойтись на проповедь и руководил ими уже Святой Дух.

— А раньше? До этого они разве не подчинялись Святому Духу? Ведь и они могли творить чудеса, — спросил пожилой мужчина.

— Святой Дух не мог сойти на апостолов и их последователей прежде Крестной Жертвы Спасителя. Только после этого величайшего события мир очистился от грехов. Именно об этом говорил Господь Своим ученикам прежде Страданий: если Он не покинет их, Дух Святой, Утешитель не придёт к ним. Эти слова могут значить также, что после сошествия Святого Духа в виде голубя во время крещения Спасителя Он как бы почивал на Иисусе. И теперь требовалось Вознесение Господа на Небо к Богу Отцу, чтобы стало возможным сошествие Святого Духа и на апостолов, а затем и на каждого христианина во время крещения. Для их духовного руководства ко спасению. Такой смысл этого события.

— Почему в Деяниях апостолов сказано, что гора Елеон находилась на расстоянии субботнего пути? Мы же празднуем Вознесение всегда в четверг. При чём тут субботний путь? — спросил молодой человек.

— В ранней Церкви Вознесение и Пятидесятница праздновались вместе. Причём Пятидесятница длилась не один день. Этот обычай пришёл к нам со времён Ветхозаветной Церкви. Ведь Пятидесятницу праздновали иудеи, в воспоминание об установлении через пророка Моисея синайского законодательства. Зная, что к этому празднику в Иерусалим соберутся все ученики и народ, Господь и сотворил чудо схождения Святого Духа именно в этот день. Таким образом, день образования Ветхозаветной Церкви совпал с днём образования Новозаветной, чем Бог и показал их преемственность. Вознесение же произошло накануне. Некоторые святые считают, что это была суббота, именно потому и упоминается расстояние субботнего пути. Когда в Церкви разделили празднование Вознесения и Пятидесятницы, было решено отнести праздник Вознесения на сороковой день по Пасхе. Связано это с тем, что точного указания о дне этого события в Священном Писании нет. С конца IV века Церковь так празднует Вознесение.

— А почему на некоторых иконах Вознесения изображён апостол Павел? Разве он был в это время с апостолами?

— Нет, апостол Павел до чудного явления ему Господа на пути был гонителем христиан. Вот тоже одно из свидетельств действия явления Спасителя грешным людям — будущий апостол при этом ослеп и исцелился только, принеся покаяние Анании, апостолу от семидесяти. Изображение же апостола Павла на иконе Вознесения носит символический характер. Есть такой приём в иконографии — изображать не буквально историческое событие, но как бы духовный его смысл. Есть ещё один пример: мы видим на иконах Покрова Божией Матери святых, которые не могли присутствовать тогда в храме. И апостол Павел, хоть и не присутствовал во время Вознесения телом, но Богом уже тогда было приготовлено ему место среди апостолов.

— Ещё вопросы есть?.. Нет вопросов! Хорошо. Тогда давайте помолимся.

Люди встали, взяли листки с тропарем Вознесения, заботливо разложенные преподавателем заранее, и в классе зазвучала молитва.

Тропарь, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ радость сотворивый учеником,/ обетованием Святаго Духа,/ извещенным им бывшим благословением,// яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Комментировать