Молитва по согла­ше­нию: малень­кий текст, кото­рый учит боль­шому сча­стью…

Денис Тар­гон­ский

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

МОЛИТВА ПО СОГЛА­ШЕ­НИЮ

«Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то чего бы ни попро­сили, будет вам от Отца Моего Небес­ного».

С глу­бо­кой верой в непре­лож­ность слов Твоих и с надеж­дой на без­мер­ное Твое к нам мило­сер­дие сми­ренно просим Тебя услы­шать рабов Твоих (имена) согла­сив­шихся сов­местно про­сить Тебя: Гос­поди, да будет Твоя Святая воля. Вра­зуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Гос­поди. Cпо­доби нас, Гос­поди Боже Спа­си­телю наш, идти за Тобою, помо­гая и ближ­ним нашим идти по пути спа­се­ния, совер­шая дела веры, чтобы с Твоей помо­щью и по Твоей мило­сти наши усилия слу­жили уве­ли­че­нию добра и умень­ше­нию зла в делах, словах и мыслях. Аминь».

Эта статья — об очень коро­тень­кой «Молитве по согла­ше­нию».

В тексте этой молитвы цен­траль­ными явля­ются еван­гель­ские слова: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного; ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19–20). Сам текст под­ска­зы­вает, что это молитва про­си­тель­ная — сов­мест­ная, соглас­ная просьба: «Сего ради молим Тя, даруй нам, рабам Твоим (имена) согла­сив­шимся про­сить Тя (просьба) испол­не­ния нашего про­ше­ния…».

Ну вот, кажется, текст про­граммы задан, оста­лось загру­зить данные и ждать полу­че­ния необ­хо­ди­мого для дел плоти и насущ­ного для дел души.

Но не мешало бы разо­браться, что, для чего и почему мы просим, и о чём нужно про­сить Гос­пода — исходя из Его соб­ствен­ных слов.

Просим о незна­чи­тель­ном, но ради более суще­ствен­ного^

«Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь…» Это просьба о том, что затра­ги­вает само суще­ство чело­века, напол­няет смыс­лом его жизнь. Просьба о чём-то, может быть, незна­чи­тель­ном, но обя­за­тельно ради чего-то более суще­ствен­ного. «Всё вре­мен­ное не может быть само­це­лью, немыс­лимо как нечто само­до­вле­ю­щее, либо оно нужно для чего-то дру­гого и имеет смысл как сред­ство, либо оно бес­смыс­ленно», — пишет зна­ме­ни­тый рус­ский фило­соф С. Франк.

Вопрос стоит не в том, что мы просим, а для чего. «Кто делает добро из каких-либо видов, — пишет св. Гри­го­рий Бого­слов, — тот не твёрд в доб­ро­де­тели, ибо цель мину­ется, и он оста­вит доброе дело, но кто творит добро ради добра, тот любит нечто посто­ян­ное, ощущая в себе нечто свой­ствен­ное Богу».

Сера­фим Саров­ский гово­рил об этом не менее глу­боко: что глав­ная цель жизни хри­сти­а­нина – это стя­жа­ние Духа Свя­того, а каким обра­зом доб­ро­де­тели это дела­ется – уже вто­ро­сте­пен­ное. От каж­дого, как гово­рится, по спо­соб­но­стям, каж­дому по уму.

«Духовно» ли это — молиться о мело­чах^

Но это отнюдь не значит, что мы не должны «раз­бра­сы­ваться по мело­чам»: про­сить себе под­хо­дя­щую работу или новый теле­ви­зор с DVD. Если, к при­меру, смот­реть телек без DVD, то можно легко «тра­ва­нуться» лег­ко­усво­я­е­мым син­те­зи­ро­ван­ным греш­ком, ведь так трудно вовремя оста­но­виться после про­смотра ново­стей. А с DVD есть воз­мож­ность самому фор­ми­ро­вать духов­ный рацион себе и своим близ­ким.

Поэтому каждая мелочь очень важна, и о ней обя­за­тельно нужно молиться, потому что «Бог настолько велик, что для Него нет мело­чей» (мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский).

Мелочи всегда будут, и их будет много, и они, без­условно, «канут в лету», но при­вычка молиться, всегда быть где-то рядом и в согла­сии с бла­го­да­тью, обя­за­тельно оста­нется. «Пере­ла­гай все житей­ские дела свои, — гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, — частыми молит­вами как бы свя­зями брёвен и таким обра­зом со всех сторон огради свою жизнь».

Кроме того, в мело­чах про­яв­ля­ется вели­кое, про­яв­ля­ется чело­век, его внут­рен­нее содер­жа­ние, тот путь, по кото­рому он идёт, тот выбор, кото­рый он делает.

Когда мелочи имеют абсо­лют­ное зна­че­ние^

В жизни пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского был инте­рес­ный случай, в кото­ром он сделал выбор в пользу мелочи.

Как-то он бесе­до­вал с людьми о духов­ной жизни. И вдруг посреди беседы, когда они гово­рили, каза­лось бы, о самом святом, он пре­рвал раз­го­вор, выудил из толпы какую-то старую кре­стьянку и долго гово­рил с ней о том, как надо кор­мить индю­шек. После раз­го­вора его ого­ро­шили разо­ча­ро­ван­ными вопро­сами, мол, как он мог пре­рвать беседу о Боге, о духов­ной жизни, о спа­се­нии души, чтобы пого­во­рить с про­стой ста­руш­кой из сосед­ней деревни о пустя­ках, о мело­чах.

И он сказал заме­ча­тель­ную вещь: «Беседа, кото­рую мы вели с вами, была рос­ко­шью, вы и без меня много знаете, на том, что вы знаете, можете про­жить и в Цар­ство Божие войти. Но для этой ста­рушки её индюшки — вопрос жизни и смерти, она нанята их пасти и ничего дру­гого в жизни не умеет делать. Если индюшки умрут, её выго­нят, и она будет нищей».

«Старец Амвро­сий, — раз­мыш­ляет мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский об этом случае, — своим про­зор­ли­вым умом и про­свет­лён­ным серд­цем сделал выбор: гово­рить о самом про­стом, но име­ю­щем абсо­лют­ное зна­че­ние для чело­века, вместо того, чтобы гово­рить гром­кие слова о том, что может подо­ждать – не потому, что Бог вто­ро­сте­пе­нен, а потому, что Бог есть любовь». И в этой, на первый взгляд, мелочи весь чело­век нахо­дится, поэтому Амвро­сий не за удач­ный исход пред­при­я­тия, а за чело­века молился Богу вместе со ста­руш­кой. Он своей молит­вой вос­пол­нял её молитву, исце­лял её душу, кото­рая в этих индюш­ках стра­дает. А ведь это и есть молитва по согла­ше­нию, когда два сердца болят одной болью.

Почему наша молитва — радость для Бога?^

Чело­век вос­при­ни­мает молитву как сред­ство для дости­же­ния какой-то цели и с этим зача­стую пере­сту­пает порог храма. И то, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев, когда все иные сред­ства уже исчер­паны, экс­тра­сенсы и «иже с ними» уже позади.

Но всё же, если для чело­века молитва – сред­ство, то для Бога – цель и радость. Радость, что чело­век начи­нает чув­ство­вать в Нём нужду.

Когда одна­жды Гос­подь про­хо­дил через Иери­хон, к Нему обра­ти­лись, нару­шая обще­ствен­ный поря­док своим криком, два слепца. «Чего вы хотите от Меня? — Гос­поди, чтобы откры­лись глаза наши. Иисус же, уми­ло­сер­див­шись, при­кос­нулся к глазам их. И тотчас про­зрели глаза их, и они после­до­вали за Ним» (Мф. 20:33–34).

Но глав­ное — не то, что про­изо­шло, когда рука Христа при­кос­ну­лась к их глазам по просьбе их уст, а то, что про­изо­шло с душами слеп­цов, когда бла­го­дать при­кос­ну­лась к их душам по просьбе сокру­шён­ных под бре­ме­нем скор­бей их сердец. Слепые пошли за Ним. И они не только зрение полу­чили. Они полу­чили новое виде­ние мира, иные цен­но­сти, иную жизнь — со Хри­стом.

Молитва жениха о неве­сте: так­тика и стра­те­гия^

Для при­мера еще рас­скажу о своем очень хоро­шем друге, кото­рый изве­стен как «жених-легенда».

Лет так десять назад он начал уси­ленно молиться и про­сить Бога о нис­по­сла­нии ему бла­го­че­сти­вой жены. Но он совсем не пере­би­рает неве­стами, как может пока­заться на первый взгляд. При обсуж­де­нии оче­ред­ной кан­ди­датки раз­го­вор нико­гда не опус­ка­ется до «ножек», но всегда задер­жи­ва­ется в сердце чело­века, ведь мой друг ищет сердца, кото­рое тоже согласно с ним молиться Богу о том, с кем лучше про­жить жизнь.

И я понял, что ему важно не вымо­лить неве­сту, а просто молиться, а неве­ста – это тема текста для его внут­рен­ней сокро­вен­ной молитвы сердца и он именно в этом счаст­лив. Как заме­тил Ф.М. Досто­ев­ский в своем днев­нике: «Сча­стье не в том, чтобы достиг­нуть цели, а в самом про­цессе дости­же­ния».

Так­ти­че­ская цель молитвы-про­ше­ния – неве­ста, а стра­те­ги­че­ская – просто быть счаст­ли­вым в своём при­зва­нии и в про­цессе дости­же­ния цели лучше постиг­нуть, в чём же оно состоит.

Сча­стье — в самом про­цессе молитвы. Резуль­тат — это уже «бонус»^

Совре­мен­ный цер­ков­ный писа­тель и пси­хо­лог Марина Крав­цова, обра­ща­ясь к нынеш­ним неве­стам в своей книге «О жен­ском оди­но­че­стве», просто вопиет «охот­ни­цам за жени­хами» (впро­чем, это отно­сится и к охот­ни­кам за неве­стами тоже), что ника­кой, даже самый убой­ный заряд бла­го­дати от про­чи­тан­ных по опре­де­лён­ной тех­но­ло­гии молитв и постов не про­ши­бёт цели. Ведь если нет внут­рен­него удо­вле­тво­ре­ния и мира, кото­рый про­ис­хо­дит только от искрен­ней молитвы, уже сейчас, до заму­же­ства, то после эта неудо­вле­тво­рён­ность в десять раз воз­рас­тёт. Потому что акцент ста­вится не на любви, а на само­лю­бии, не на молитве, а на цели, не то, «что, Гос­поди, Тебе угодно», а то, что «я хочу».

«Ищите прежде Цар­ства Божьего, а всё осталь­ное при­ло­жится вам», — гово­рит Гос­подь. Это значит, что нужно изна­чально, само­сто­я­тельно, неза­ви­симо от внеш­них обсто­я­тельств ста­раться быть счаст­ли­вым во Христе. И тогда обя­за­тельно най­дётся чело­век, кото­рый захо­чет раз­де­лить с вами ваше сча­стье. И источ­ни­ком этого сча­стья будет не вза­им­ный вам­пи­ризм, а вза­им­ная молитва.

Не полу­чать про­симо в молитве — тоже благо^

Даже когда не полу­ча­ешь про­си­мого, то и это уже само по себе благо, ведь если полу­чил, — то от Бога, а не полу­чил, — то тоже от Бога. Глав­ное — сми­ряться. Именно об этом и гово­рится в завер­ши­тель­ных словах «Молитвы по согла­ше­нию»: «Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя».

«Иногда и победа бывает пора­же­нием, а иногда и пора­же­ние бывает побе­дой», — писал св. Гри­го­рий Бого­слов.

Один из моих близ­ких друзей сделал как-то очень тро­га­тель­ное при­зна­ние о своем «пора­же­нии» на жиз­нен­ном поприще. Он очень хотел жениться и иметь детей. При­ло­жил для этого нема­лые внут­рен­ние, молит­вен­ные усилия. И женился, но детей не имеет. Однако при этом совер­шенно уверен, что Бог всё-таки услы­шал его молитвы: «Ведь я не жену упрекну в том, что она не может родить, а Бога, в том, что Он спа­сает меня от непо­силь­ной ноши». И это не просто кра­си­вые слова, но кровью выстра­дан­ный кусо­чек жиз­нен­ного опыта.

«Поду­ма­ешь – горе; при­смот­ришься – воля Гос­подня», — писал Ф.М. Досто­ев­ский о четы­рёх­лет­нем кусочке своего жиз­нен­ного опыта каторги.

Молитва по согла­ше­нию — путь к гар­мо­нии^

Когда вни­ма­тельно при­слу­ша­ешься ко внут­рен­ней гар­мо­нии содер­жа­ния «Молитвы по согла­ше­нию», то сам собой напра­ши­ва­ется вывод, что это молитва о гар­мо­нии между Богом и чело­ве­ком. О согла­со­ва­нии нашей воли, нашей жизни с Божьей волей и жизнью.

А Его воля в том, чтобы мы любили друг друга, ведь Его жизнь в нас – это любовь. Где люди вместе во Имя Его, там смот­рят на одну и ту же вещь по-раз­ному, но в одном направ­ле­нии, и просят помощи жить в согла­сии на этом пути.

У каж­дого чело­века есть свой малень­кий кусо­чек пере­жи­ва­ния греха и бла­го­дати: сего­дня я падший, а мой ближ­ний стоит, завтра же всё может быть ровно наобо­рот. Но только в обще­нии любви, даже с теми, кто за дове­рие платит пре­да­тель­ством, воз­можно таин­ство пол­ноты этого опыта, пол­ноты Церкви.

Сколько раз про­щать? И чего ради?..^

Именно в этом кон­тек­сте после притчи о заблуд­шей овце, после настав­ле­ний о том, как искать отвер­нув­ше­гося от вас чело­века («если согре­шит против тебя брат твой, обличи его между тобой и им одним …» (Мф. 18:15) и были ска­заны Хри­стом слова: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Этими сло­вами Гос­подь просит нас, близ­ких к поте­рян­ному чело­веку людей, молиться за него, когда все усилия уже исчер­паны и про­стого тер­пе­ния уже не хва­тает: «Гос­поди, сколько же про­щать брату моему, согре­ша­ю­щему против меня, до семи ли раз», — спра­ши­вает апо­стол Пётр после этой речи Христа о мере любви. А Гос­подь отве­чает, что тако­вой меры нет: «Не говорю тебе до семи, но до сед­ми­жды семи­де­сяти раз» (Мф. 18:21–22).

«Слова Его, — пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в тол­ко­ва­нии на Еван­ге­лие от Матфея, — имеют такой смысл: если кто постав­ляет Меня за первое осно­ва­ние любви к ближ­нему, с тем Я буду нахо­диться вместе. Но мы видим, что многие имеют иные побуж­де­ния к любви: один любит, потому что его самого любят, другой — потому что его ува­жают, иной — потому что ближ­ний для него поле­зен. Но трудно найти такого, кото­рый бы любил ближ­него искренно, ради Христа. Святые не так любили, но ради Христа, потому что хотя и сами не были любимы, но про­дол­жали любить. То, что у других служит к раз­ру­ше­нию любви, здесь спо­соб­ствует к утвер­жде­нию её».

Молитва по согла­ше­нию — желая малень­кого сча­стья, учимся любить и быть люби­мыми^

Таким обра­зом наш Пре­муд­рый Педа­гог в лице Церкви Своей учит через жела­ние малень­кого сча­стья вымо­лить теле­ви­зор боль­шому сча­стью любить и быть люби­мым.

Ведь молитвы свои Цер­ковь чер­пает из Еван­ге­лия, кото­рое суще­ствует не только в виде книги. Мы пости­гаем его как жизнь Церкви и жизнь в Церкви. Книга – это просто сред­ство, воз­мож­ность оста­но­виться на каком-либо эпи­зоде своей жизни и рас­смот­реть себя в нём трезво и непред­взято, взять первые слова для своей первой искрен­ней просьбы, услы­шать пра­виль­ную ноту для своей молитвы сердца. Уви­деть себя где-то мыта­рем, а где-то и фари­сеем, где-то закон­ни­ком, где-то и блуд­ни­цей. Кого-то пожа­леть и помо­литься о нём, но в тоже время почув­ство­вать молитву и жалость о себе Христа.

Ведь «Цер­ковь – это молитва Отцу во Христе», — писал зна­ме­ни­тый литур­гист о. Нико­лай Афа­на­сьев. То есть молитва друг за друга и за себя, откро­ве­ние себя в другом чело­веке, по мет­кому выра­же­нию свя­ти­теля Нико­лая Серб­ского: «Гос­подь похож на вся­кого чело­века и всякий чело­век может узнать себя, глядя на Него».

Поэтому в заклю­че­ние этой малень­кой ста­тейки о совсем малень­кой молитвочке дерзну сде­лать вывод, что это не просто «Молитва по согла­ше­нию»: сошлись, выклян­чили что надо и разо­шлись, а, скорее всего, просьба-вопль о согла­сии во Христе всех людей вместе и со Хри­стом каж­дого отдель­ного чело­века в нашей греш­ной все­лен­ной.

http://orthodoxy.org.ua

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки