Молитва по согла­ше­нию

***

Моли́тва по соглаше́ниюмолитва, чита­е­мая в опре­де­лен­ное время по тому или иному кон­крет­ному поводу двумя или несколь­кими веру­ю­щими людьми (не собран­ными в одном месте), пред­ва­ри­тельно дого­во­рив­ши­мися об усло­виях этого сов­мест­ного моле­ния.

***

Что осо­бен­ного пред­став­ляет собой молитва по согла­ше­нию?

В отли­чие от инди­ви­ду­аль­ной молитвы молитва по согла­ше­нию осно­вана на прин­ци­пах собор­но­сти.

Глав­ный базо­вый прин­цип хри­сти­ан­ской собор­ной молитвы очер­чен в Святом Еван­ге­лии. В своё время его разъ­яс­нил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос: «если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19–20).

Соб­ственно говоря, молитва по согла­ше­нию близка по форме к собор­ной молитве, совер­ша­е­мой веру­ю­щими, собран­ными в одном месте, напри­мер, в храме или для совер­ше­ния крест­ного хода крест­ного хода (можно ска­зать, что молитва по согла­ше­нию пред­став­ляет собой част­ный вари­ант собор­ной молитвы, одну из её форм).

Раз­ница заклю­ча­ется в том, что молитва по согла­ше­нию не тре­бует еди­но­вре­мен­ного пре­бы­ва­ния моля­щихся в одном месте (в одном поме­ще­нии, на одной пло­щади и т. д.): в про­цессе молитвы они могут рас­по­ла­гаться на рас­сто­я­нии десят­ков и даже десят­ков тысяч кило­мет­ров один от дру­гого. Еди­не­ние веру­ю­щих в данном случае мыс­лится на духов­ном уровне.

Особо широ­кое рас­про­стра­не­ние эта форма моле­ния при­об­рела в наши дни. Почему?

Отча­сти это свя­зано с раз­ви­тием совре­мен­ных средств связи и ком­му­ни­ка­ций; отча­сти — с воз­рос­шим темпом и ритмом жизни.

Собра­ние боль­шой группы людей в одном месте тре­бует вре­мени на орга­ни­за­цию буду­щей встречи и вре­мени, необ­хо­ди­мого, для осу­ществ­ле­ния самой встречи, вклю­чая время на пере­дви­же­ние к месту совер­ше­ния молит­вен­ного собра­ния (в усло­виях совре­мен­ного города время, затра­чи­ва­е­мое на дорогу, может соста­вить довольно про­дол­жи­тель­ный отре­зок).

Кроме того, чтобы жела­ю­щие могли осу­ще­ствить пред­по­ла­га­е­мую ими сов­мест­ную молитву, собрав­шись вместе, необ­хо­димо сов­ме­стить их личные воз­мож­но­сти, исходя из инди­ви­ду­аль­ной загру­жен­но­сти каж­дого (рабо­той, хозяй­ством, детьми и т. д.). Иногда это сде­лать доста­точно трудно: у каж­дого — свой график труда, свои семей­ные планы и пр.

Куда проще дого­во­риться о сов­мест­ной молитве, если при­нять за усло­вие, что каждый жела­ю­щий (при­об­щиться к этому моле­нию) будет молиться там, где ему удобно.

С тех­ни­че­ской сто­роны под­го­товка такого собы­тия не тре­бует ни суще­ствен­ных мате­ри­аль­ных затрат, ни труда: доста­точно свя­заться друг с другом по теле­фону или через соци­аль­ные сети.

Помимо пере­чис­лен­ных пре­иму­ществ подоб­ного рода молит­вен­ного дела­ния суще­ствуют другие.

Так, напри­мер, жела­ние при­част­но­сти к общему дей­ствию, чув­ство локтя может слу­жить допол­ни­тель­ным фак­то­ром, моти­ви­ру­ю­щим на молитву даже и того хри­сти­а­нина, кото­рый недо­ста­точно дис­ци­пли­ни­ро­ван и ответ­стве­нен в отно­ше­нии соблю­де­ния инди­ви­ду­аль­ного молит­вен­ного пра­вила.

Нако­нец, сама прак­тика осу­ществ­ле­ния молитв по согла­ше­нию спо­соб­ствует более тес­ному духов­ному еди­не­нию веру­ю­щих даже и тогда, когда очные встречи между ними бывают крайне редки.

Какие встре­ча­ются иска­же­ния в пони­ма­нии и прак­тике молитвы по согла­ше­нию?

Бога невоз­можно заста­вить что-то сде­лать, уве­ли­чив  число моля­щихся. Молитвы всего греш­ного народа во время засухи не пере­си­лили молитвы одного Илии Про­рока (3Цар.18:41–45). Все зави­сит от Самого Гос­пода.

Если Гос­подь при­слу­ши­ва­ется к молитве многих людей, то не по при­чине того, что Он “вынуж­ден” это сде­лать, а по при­чине того, что Богу это угодно. См. также: Почему Гос­подь не всегда испол­няет наши молитвы или медлит с их испол­не­нием?

Молитва по согла­ше­нию не обя­за­тельно имеет своей целью полу­че­ние лишь земных благ. Исаак Сирин срав­ни­вал это со встре­чей царя с кре­стья­ни­ном: “Что тебе нужно? Я все исполню”. И слышит царь несо­об­раз­ную просьбу: “Мне не хва­тает навоза”. Бог при­зы­вает нас и к боль­шему: Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам (Мф.6:33).

У моля­щихся по согла­ше­нию обычно суще­ствует при­вязка к фор­маль­ным вещам: вре­мени и месту. Оче­видно, что для Бога, Кото­рый нахо­дится вне вре­мени и про­стран­ства, это не имеет зна­че­ния. Время может быть полезно только для моля­щихся, их един­ства в молит­вен­ном обра­ще­нии. Что каса­ется гео­гра­фи­че­ской при­вязки, то думать, что есть некие места, где молитва силь­нее, есть язы­че­ское пред­став­ле­ние. 

Не стоит думать, что ака­фист тому или иному свя­тому направ­лен на реше­ние тех или иных про­блем. Если вни­ма­тельно читать текст ака­фи­ста, пони­ма­ешь, что в нем коротко изла­га­ется житие того, кому он посвя­щен. Чтение ака­фи­ста являет собой испол­не­ние запо­веди: Поми­найте настав­ни­ков ваших, … под­ра­жайте вере их (Евр.13:7). Когда чита­ете молитву в конце ака­фи­ста, это значит, что вы про­сите Бога именно о том, что в ней напи­сано. Если вы про­сите о муже, а в послед­ней молитве этого нет, значит вы наде­ля­ете этот ака­фист не тем смыс­лом, каким наде­лила его Цер­ковь. Поэтому о своем молиться лучше своими сло­вами, при­бав­ляя их к ака­фи­сту.

Когда люди дого­ва­ри­ва­ются молиться о чем-то, то они едины в том, о чем они молятся, но когда каждый молится о реше­нии своей личной про­блемы, это трудно назвать единой молит­вой. Поэтому сле­дует хотя бы добав­лять своими сло­вами в про­ше­нии о помощи Божией, кому (из числа моля­щихся по согла­ше­нию) в чем потребно.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки