Мощевик

Мощеви́к – в пра­во­сла­вии общее назва­ние футля­ров для хра­не­ния раз­лич­ных свя­тынь.

С первых веков суще­ство­ва­ния Церкви хри­сти­ане почи­тали останки святых, а также мате­ри­аль­ные вещи, име­ю­щие особую рели­ги­оз­ную цен­ность, напри­мер древо Креста Гос­подня, Турин­скую пла­ща­ницу, Мам­врий­ский дуб и др. Для хра­не­ния и почи­та­ния нетлен­ных остан­ков и других пере­чис­лен­ных выше вещей созда­ются спе­ци­аль­ные юве­лирно укра­шен­ные футляры.

Вари­анты моще­ви­ков

Форма и размер моще­ви­ков может быть очень разной. От малень­ких ков­чеж­цев для ноше­ния свя­тыни на груди до целых статуй из золота для все­об­щего покло­не­ния в храме. Неболь­шой футляр в форме креста или иконы для ноше­ния на груди, назы­ва­ется по-гре­че­ски энкол­пион. Раз­но­вид­но­стью энкол­пи­она в наши дни можно назвать малень­кую ладанку.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви упо­треб­ле­ние моще­ви­ков очень рас­про­стра­нено. Часто в боль­ших иконах делают моще­вики в виде неболь­шого круг­лого футляра или звёз­дочки с части­цей мощей свя­того, изоб­ра­жён­ного на иконе или с частью вещи, свя­зан­ной с этим святым. Нередко можно встре­тить отдель­ный ларец или ков­че­жец с десят­ком таких футля­ров, в кото­рые поме­щены част­ницы мощей разных святых. В храмах часто стоят укра­шен­ные гроб­ницы, кото­рые хранят цели­ком тело свя­того или боль­шую его часть. Реже можно встреть моще­вик в форме руки, где хра­нится часть дес­ницы свя­того.
Форм и раз­ме­ров моще­ви­ков вели­кое мно­же­ство. Так или иначе, все они служат для одной цели – поз­во­лить веру­ю­щим людям почи­тать своих святых и укреп­лять через обра­ще­ние к ним свою веру.

Моще­вик в като­ли­че­ской тра­ди­ции

В римо-като­ли­че­ской церкви также широко рас­про­стра­нено почи­та­ние свя­тынь. Для хра­не­ния мощей исполь­зу­ются реликва­рии (лат. Reliquarium, от reliquiae – то, что оста­лось). Как и моще­вики в пра­во­слав­ной тра­ди­ции, в като­ли­че­стве реликва­рии пред­став­ляют из себя ков­чежцы разных форм и раз­ме­ров. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью реликва­риев в като­ли­че­ской церкви явля­ется повы­шен­ное вни­ма­ние к ним как к куль­тур­ным объ­ек­там.

Боль­шин­ство сохра­нив­шихся древ­них реликва­риев пред­став­ляют из себя слож­ней­шие про­из­ве­де­ния юве­лир­ного искус­ства и пора­жают вооб­ра­же­нием своим рос­ко­ше­ством. Чаще всего они выпол­нены из золота с укра­ше­нием из мно­же­ства дра­го­цен­ных камней, а также с мини­а­тюр­ными рос­пи­сями или тон­чай­шей чекан­кой.

Основ­ная форма реликва­риев – храм. На реликва­рии свя­того Елев­фе­рия в Турне (Бель­гия) мы можем видеть ниши, в кото­рых нахо­дятся статуи апо­сто­лов и про­ро­ков. Ковчег свя­того Тау­рина  во фран­цуз­ском городе Эврё сделан из дерева и серебра, покрыт сусаль­ным золо­том. Он укра­шен золо­тыми релье­фами, изоб­ра­жа­ю­щими жизнь свя­того Тау­рина.

Помимо хра­мо­вых реликва­риев можно отме­тить уни­каль­ные образцы совер­шенно осо­бен­ной формы. В зна­ме­ни­том Кёльн­ском соборе хра­нится «рака трёх волх­вов». Это ковчег, в кото­ром якобы хра­нятся мощи трёх волх­вов, при­шед­ших на покло­не­ние к родив­ше­муся мла­денцу Христу. По форме напо­ми­нает бази­лику, кото­рая сло­жена из трёх сар­ко­фа­гов раз­ного раз­мера. По пери­метру в нишах рас­по­ло­жены статуи про­ро­ков и апо­сто­лов. Всего 74 фигуры. Искус­ство­веды под­счи­тали, что в укра­ше­нии раки исполь­зо­вано не менее 1000 дра­го­цен­ных камней и жем­чу­жин. Его раз­меры 110х153х220 см, поэтому он по праву явля­ется самым боль­шим реликва­рием Запад­ной Европы.

В сокро­вищ­нице Аахен­ского собора хра­нится набор уни­каль­ных рекликва­риев. Всё они свя­заны с Карлом Вели­ким. Он был кано­ни­зи­ро­ван 29 декабря 1165 года анти­па­пой Пас­ха­лием III по при­казу импе­ра­тора Фри­дриха I Бар­ба­россы, поэтому като­ли­че­ской цер­ко­вью как святой не при­знан. Однако в изыс­канно укра­ше­ном бюсте импе­ра­тора хра­нится его череп. В реликва­рии в форме позо­ло­чен­ной руки хра­нится правая рука Карла Вели­кого. Другой реликва­рий выпол­нен в виде часовни. В про­лё­тах между опа­рами на трёх уров­нях нахо­дятся фигуры анге­лов с раз­лич­ными сосу­дами. В них хра­нятся раз­лич­ные свя­тыни. Самые важные – частички гвоздя, будто бы с Рас­пя­тия Христа, тер­но­вого венца, дере­вян­ного креста Рас­пя­тия и губки – хра­нятся на верх­нем ярусе. Осталь­ные – у нижних фигур. Сле­ду­ю­щий реликва­рий выпол­нен в виде трёх башен со шпи­лями. Внутри башен рас­по­ло­жены фигуры святых – Иоанна Кре­сти­теля, Спа­си­теля и малень­кая статуя коле­но­пре­кло­нён­ного жерт­во­ва­теля в оде­я­нии свя­щен­ника. В верх­них частях шпилей рас­по­ло­жены цилин­дры из гор­ного хру­сталя, куда и вло­жены частички мощей. Вен­чают ком­по­зи­цию три боль­ших сап­фира ред­кого бледно-голу­бого цвета.

Зло­упо­треб­ле­ния моще­ви­ками

В пра­во­слав­ной среде можно встре­тить зло­упо­треб­ле­ния, свя­зан­ные с моще­ви­ками. Неко­то­рые при­об­ре­тают иконы и кресты с част­ни­цами мощей как оберег, наде­ясь, что они спасут от воз­дей­ствия нечи­стых сил и «при­вле­кут» бла­го­дать, равно как и посе­ще­ние мест с осо­быми свя­ты­нями или мощами извест­ных святых. Такое пред­став­ле­ние о свя­тыни в корне про­ти­во­ре­чит Еван­гель­скому бла­го­ве­стию. Опи­сан­ные в Еван­ге­лии чудеса в отно­ше­нии людей совер­ша­лись по глу­бо­кой, а глав­ное дея­тель­ной вере про­си­мого. Жела­ние носить на груди свя­тыню, а также при­кла­ды­ваться к мощам должно являться след­ствием хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия и вовле­чён­но­сти в цер­ков­ную жизнь.

По сей день число свя­тынь в пра­во­слав­ных храмах и мона­сты­рях попол­ня­ется, потому что они дают силь­ное укреп­ле­ние в вере всем, кто с бла­го­го­ве­нием и почте­нием воз­но­сит свои молитвы Спа­си­телю, Бого­ро­дице и всем хри­сти­ан­ским святым.Мощевик

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки