Мощи святых

***

moshi

Мо́щи – останки святых, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как свя­тыни.

Само слово «мощи» (греч. λείψανον (лип­са­нон) (от греч λείπω – остав­лять) — (во мн. ч.) останки) можно пони­мать шире, чем просто телес­ные останки. Это слово может озна­чать и то, что оста­лось после святых (напри­мер, одежда, личные вещи), – все, что так или иначе сопри­ка­са­лось со святым во время его земной жизни.

Осно­ва­ние для почи­та­ния мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, напри­мер, в случае ожив­ле­ния мерт­веца после при­кос­но­ве­ния его к костям про­рока Елисея (4Цар.13:21) или в чуде, совер­шен­ном про­ро­ком Ели­сеем посред­ством милоти про­рока Илии.

В Деян.19:12 рас­ска­зы­ва­ется о исполь­зо­ва­нии плат­ков и опо­я­са­ния с тела ап. Павла для исце­ле­ния болез­ней и изгна­ния злых духов.

Как в соеди­не­нии с душою святые были жили­щем Божиим, храмом Духа Свя­того, так и по раз­лу­че­нии с нею они оста­ются бога­тым вме­сти­ли­щем небес­ной бла­го­дати, обильно изли­ва­е­мой веру­ю­щим. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий гово­рит: «Кто каса­ется костей муче­ника, тот при­ем­лет неко­то­рое сооб­ще­ние освя­ще­ния по бла­го­дати, оби­та­ю­щей в теле муче­ника». Исто­рия и древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви, и Церкви Рус­ской гово­рит нам, что мощами всегда име­но­ва­лись и среди веру­ю­щих бла­го­го­вейно почи­та­лись всякие останки святых муче­ни­ков, вели­ких подвиж­ни­ков, сохра­нив­ши­еся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игна­тий, епи­скоп Антио­хий­ский, при импе­ра­торе Траяне был брошен на рас­тер­за­ние диким зверям, пожрав­шим все его тело и оста­вив­шим немного только самых твер­дых костей, кото­рые как свя­щен­ные останки были с бла­го­го­ве­нием подо­браны веру­ю­щими. В 156 году свя­щен­но­му­че­ник Поли­карп, епи­скоп Смирн­ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уце­лев­шие от огня, и пепел были для хри­стиан «чест­нее мно­го­цен­ных камней и дороже золота». Писа­тель латин­ской Церкви Пру­ден­ций гово­рит: «Веру­ю­щие соби­рают пепел от сожжен­ных святых тел муче­ни­ков, и обмы­тые чистым вином кости их все напе­ре­рыв ста­ра­ются добыть себе, хра­нить в своих домах, носить на груди святой прах как свя­щен­ный дар и залог бла­го­по­лу­чия». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст о мощах антио­хий­ского муче­ника Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погре­бе­ния, во гробе его оста­лись только кости и прах, кото­рые с вели­кою честью пере­не­сены были в гроб­ницу, в пред­ме­стье Дафну». Святой Лукиан так рас­ска­зы­вает о най­ден­ных им мощах свя­того архи­ди­а­кона Сте­фана: «Оста­лись от костей его весьма малые частицы, а все тело его обра­ти­лось в прах… С псал­мами и пес­нями понесли сии мощи (останки) бла­жен­ного Сте­фана в святую цер­ковь Сион…»

  Свя­тость святых не содер­жится только в их душе, но неми­ну­емо рас­про­стра­ня­ется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непре­стан­ными еван­гель­скими подви­гами святые посте­пенно испол­ня­ются Духа Свя­того, так что и святые тела их ста­но­вятся хра­мами Свя­того Духа (1Кор.6:19, 3:17). Поэтому бла­гостно почи­тая святые мощи, Цер­ковь почи­тает храмы Свя­того Духа, храмы Бога Живого, в кото­рых Бог живет своей бла­го­да­тью и после телес­ной кон­чины свя­того, и, по пре­муд­рому бла­го­во­ле­нию Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, кото­рые бывают от святых мощей, сви­де­тель­ствуют, что их бла­го­че­сти­вое почи­та­ние людьми угодно Богу.

Осно­ва­нием для хри­сти­ан­ского почи­та­ния мощей явля­ется Бого­во­пло­ще­ние. Вос­при­няв в Бого­во­пло­ще­нии чело­ве­че­скую при­роду во всей пол­ноте, Гос­подь тем самым утвер­дил навеки досто­ин­ство чело­ве­че­ской телес­но­сти. Для хри­стиан тело – не тем­ница и не слу­чай­ное оде­я­ние души, а один из уров­ней чело­ве­че­ской лич­но­сти, связь с кото­рым лич­ность таин­ственно сохра­няет и после смерти. По учению Свщ. Писа­ния, можно про­слав­лять Бога не только духом, но и в телах (1Кор.6:20). Само тело может стать храмом Свя­того Духа (1Кор.6:19), и оно не пере­стает быть тако­вым и после смерти. Отсюда в Церкви особое ува­же­ние и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к остан­кам святых угод­ни­ков.

Это ува­же­ние выра­жа­ется:

  • в бла­го­го­вей­ном соби­ра­нии и хра­не­нии мощей;
  • в тор­же­ствен­ном откры­тии и пере­не­се­нии их;
  • в уста­нов­ле­нии особых празд­неств в честь обре­те­ния их и пере­не­се­ния;
  • в стро­и­тель­стве над мощами храмов и других куль­то­вых соору­же­ний (часо­вен, мона­сты­рей);
  • в обычае воз­ла­гать в осно­ва­ние цер­ков­ных пре­сто­лов и в анти­минсы частицы мощей святых.

 Повест­вуя о чудо­твор­ной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин гово­рит о святых муче­ни­ках: они и по смерти дей­ствуют как живые: исце­ляют боль­ных, изго­няют бесов и силой Гос­под­ней отра­жают всякое их злое напа­де­ние. Ведь в святых мощах всегда при­сут­ствует чудо­твор­ная бла­го­дать Свя­того Духа.

 Сверхъ­есте­ствен­ная бла­го­дать изби­рает ору­дием своих спа­си­тель­ных дей­ствий на веру­ю­щих не только самые мощи, но и раз­лич­ные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окру­жа­ю­щий раку. И потому даже вещи святых издревле были пред­ме­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих.

 «Бог, – гово­рит святой Иоанн Зла­то­уст, – раз­де­лил с нами святых: Сам взял души, а нам даро­вал тела, чтобы святые их кости мы имели посто­ян­ным побуж­де­нием к доб­ро­де­тели».

В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора читаем: «Спа­си­тель наш Хри­стос даро­вал нам спа­си­тель­ные источ­ники, останки святых – мно­го­об­разно изли­ва­ю­щие бла­го­де­я­ния на достой­ных. И это чрез Христа, Кото­рый в них оби­тает. Потому дерз­нув­шие отвер­гать мощи муче­ника: если епи­скопы – да будут изверг­нуты, если монахи и миряне – лишены обще­ния». В Пра­виле 7 того же Все­лен­ского Собора гово­рится: «Аще кото­рые чест­ные храмы освя­щены без святых мощей муче­ни­че­ских, опре­де­ляем: да будет совер­шено в них поло­же­ние мощей с обыч­ною молит­вою. С этих пор и вве­дены повсюду в храмах анти­минсы, в кото­рые обя­за­тельно вла­га­ются частицы святых мощей и без кото­рых невоз­можно совер­ше­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Таким обра­зом, в каждом храме обя­за­тельно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат зало­гом при­сут­ствия святых при бого­слу­же­нии, их уча­стия в наших молит­вах, их пред­ста­тель­ства пред Богом, под­креп­ля­ю­щего наши молитвы.

 «Бог, – поучает святой Иоанн Зла­то­уст, – для того и остав­ляет нам тела святых, чтобы дать нам надеж­ное при­бе­жище и защиту против зол, отвсюду нас окру­жа­ю­щих. Посему я при­зы­ваю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мир­ском несча­стии, и в глу­бине гре­хов­ной, теките сюда с верою, вы полу­чите помощь и с вели­кою радо­стию воз­вра­ти­тесь отсюда».

Почи­тая святые мощи, пра­во­слав­ные веру­ю­щие верят не в «мощь», не в «могу­ще­ство» или силу самих по себе остан­ков святых, а в молит­вен­ное пред­сто­я­ние святых, мощи кото­рых, нахо­дясь пред нашим взором, воз­буж­дают в серд­цах чув­ство бли­зо­сти к самим угод­ни­кам Божьим, кото­рые жили когда-то в этих телах.

Мощи святых гово­рят нам о при­зва­нии чело­века стать храмом для оби­та­ю­щего в нём Бога, гово­рят нам о гря­ду­щем вос­кре­се­нии тел и напо­ми­нают о муче­ни­ках Церкви, своими стра­да­ни­ями и смер­тью засви­де­тель­ство­вав­ших веру в побе­див­шего смерть Христа.

***

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫ­ТИЯ МОЩЕЙ ПРЕ­ПО­ДОБ­НОГО СЕРА­ФИМА САРОВ­СКОГО

Один стран­ник, бывший на откры­тии мощей пре­по­доб­ного Сера­фима, между прочим гово­рил: «Дивны дела Твои, Гос­поди! И кто может разъ­яс­нить тайну дел Божиих! Хранит Гос­подь вся кости их, ни едина от них сокру­шится (Пс.33:21). Ведь кость кости рознь. У нече­сти­вых людей кости мерт­вые, как сказал Гос­подь про гробы греш­ни­ков, что они полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты. А вот у про­рока Елисея кости были живые, они и по успе­нии его про­ро­че­ство­вали, как об этом повест­вует пре­муд­рый сын Сира­хов. Ожив­шие кости видел и пророк Иезе­ки­иль. И царь Давид гово­рит: Вся кости моя рекут: Гос­поди, Гос­поди, кто подо­бен Тебе (Пс.34:10)? Я про­славлю Тебя в собра­нии вели­ком, среди народа мно­го­чис­лен­ного вос­хвалю Тебя (Пс.34:18). Так вот и теперь у пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского кости про­слав­ляют Гос­пода в мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского».

Про­ис­хо­див­шие в Саров­ской оби­тели тор­же­ства по случаю откры­тия святых мощей озна­ме­но­ва­лись мно­гими див­ными про­яв­ле­ни­ями бла­го­дати Божией. По молит­вен­ному пред­ста­тель­ству пре­по­доб­ного отца нашего Сера­фима слепые про­зре­вали, глухие слы­шали, немые гово­рили, хромые ходили.

На источ­нике отца Сера­фима еже­дневно совер­ша­лось по нескольку, иногда более десяти слу­чаев исце­ле­ний. В один такой день было собрано около источ­ника до пят­на­дцати косты­лей, остав­лен­ных исце­лив­ши­мися хро­мыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно сви­де­тель­ствуя тем о силе молит­вен­ного пред­ста­тель­ства пре­по­доб­ного отца Сера­фима. На источ­нике каждый воочию мог видеть кого-либо из исце­лив­шихся и слы­шать чисто­сер­деч­ный, про­стой рас­сказ об исце­ле­нии.

Между слу­ча­ями исце­ле­ний были и заме­ча­тель­ные: один отрок, немой от рож­де­ния, стал гово­рить; одна слепая от рож­де­ния начала видеть сол­неч­ный свет, дере­вья и другие пред­меты. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один оста­вав­шийся семь лет недви­жи­мым и глу­хо­не­мым стал слы­шать, гово­рить и ходить.

Когда одна мать немой девочки кос­ну­лась гроба пре­по­доб­ного плат­ком и отерла им лицо боль­ной дочери, послед­няя, к вели­кой радо­сти матери, тотчас же стала гово­рить. Так дивно и явно про­явил Гос­подь милость Свою через ново­про­слав­лен­ного Своего угод­ника.

Под­линно, если так можно выра­зиться, кости пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского про­сла­вили Гос­пода при мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского.

Что при­ба­вить к сему и чем заклю­чить слово? При­ба­вим слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и ими заклю­чим ска­зан­ное нами: «Не только тела, но и гробы святых пре­ис­пол­нены духов­ных даров бла­го­дати. Посему при­зы­ваю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мир­ском несча­стий или в глу­бине гре­хов­ной, – при­хо­дите к мощам с верою: вы полу­чите помощь и с вели­кой радо­стью воз­вра­ти­тесь от них, при­об­ретши одним воз­зре­нием облег­че­ние своей сове­сти. Сие сокро­вище бла­го­по­требно для всех, сие при­ста­нище надежно и для несчаст­ных, ибо осво­бож­дает их от бед­ствий, и для счаст­ли­вых, ибо «утвер­ждает их сча­стье, и для боля­щих, ибо воз­вра­щает им здра­вие, и для здра­вых, ибо отвра­щает болезни». Аминь.

* * *

Наша Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не смот­рела на мощи св. угод­ни­ков Божиих, как на непре­менно и совер­шенно целые нетлен­ные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но кото­рому только один Бого­че­ло­век наш Иисус Хри­стос не увидел тления (Деян.13:34–37), все же люди в силу опре­де­ле­ния Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны под­вер­гаться и под­вер­га­ются тлению. Это – истина, выра­жа­ясь сло­вами вашими, «откры­ва­е­мая чело­веку зако­нами при­роды».

Но есть «люди, име­ю­щие рев­ность Божию не по разуму, кото­рые утвер­ждают, будто мощи святых непре­менно суть совер­шенно нетлен­ные, т. е совер­шенно целые, нисколько не раз­ру­шен­ные и не повре­жден­ные тела» (Голу­бин­ский Б. Е., проф. «Исто­рия кано­ни­за­ции святых в Рус­ской Церкви», изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одно­сто­рон­нее и непра­виль­ное, и при­но­сит много вреда церкви. Цер­ковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не тре­бу­ется и самым суще­ством дела. Тела умер­ших людей могут дол­го­вре­менно не пре­да­ваться тлению вслед­ствие каких-либо бла­го­при­ят­ству­ю­щих сему кли­ма­ти­че­ских и других мест­ных усло­вий и это не отно­сит к дей­ствиям бла­го­дати Божией и не озна­чает какого-либо нрав­ствен­ного досто­ин­ства того умер­шего чело­века, тело кото­рого не истле­вает. Сила бла­го­дати Божией позна­ется тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окру­жа­ю­щей нас при­роды, уже воз­дей­ство­вало в теле почив­шего угод­ника Божия, но оста­нов­лено высшею, боже­ствен­ною силою и остав­ши­еся нетлен­ные части тела или только одни кости его не только пре­бы­вают в цело­сти, но исто­чают исце­ле­ния. Это оста­но­вив­ше­еся тление в смерт­ных остан­ках снятых, с исто­че­нием от них чудес и исце­ле­ний и служит для веру­ю­щих осно­ва­нием и побуж­де­нием к бла­го­го­вей­ному чество­ва­нию их.
свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Тра­пи­цын)

Ввиду того, что пра­во­слав­ные верят в освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние тела вместе с душой, они бла­го­го­вейно почи­тают мощи святых. Подобно римо-като­ли­кам, они верят, что боже­ствен­ная бла­го­дать, при­сут­ство­вав­шая в телах святых при жизни, сохра­няет дей­ствен­ность и после смерти — в их мощах — и что Бог поль­зу­ется этими мощами как про­вод­ни­ками своей боже­ствен­ной силы и сред­ством исце­ле­ния. В неко­то­рых слу­чаях тела святых чудес­ным обра­зом избе­гали тления, но даже когда этого не про­ис­хо­дило, пра­во­слав­ные ока­зы­вали равное почи­та­ние мощам святых. Это почи­та­ние мощей про­ис­хо­дит не от неве­же­ства и суе­ве­рия, а от высо­ко­раз­ви­того бого­сло­вия тела.
епи­скоп Кал­лист (Уэр)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки