Может ли платок помочь спасению?

Оглав­ле­ние


Тре­бо­ва­ния к внеш­нему виду в пра­во­слав­ном храме (отсут­ствие голов­ного убора для мужчин, юбка и платок у женщин, скром­ный и опрят­ный вид для всех) в наши дни знает прак­ти­че­ски каждый. Нашим совре­мен­ни­кам они кажутся уста­рев­шими, сви­де­тель­ству­ю­щими о косном, нели­бе­раль­ном цер­ков­ном мыш­ле­нии. «Ведь Бог же смот­рит на сердце, а не на внеш­ний вид чело­века!» – гово­рят они. Цер­ков­ные аргу­менты им кажутся неубе­ди­тель­ными.
Однако в духов­ной жизни хри­сти­а­нина все имеет зна­че­ние: и внеш­ний вид, и пове­де­ние, и внут­рен­нее устро­е­ние. А в наши дни тре­бо­ва­ния к внеш­нему виду не только не поте­ряли своего зна­че­ния, но и при­об­рели новое зву­ча­ние.

Послу­ша­ние Церкви

Чело­век, кото­рый только пере­сту­пает порог храма, попа­дает в совер­шенно неве­до­мый ему мир, живу­щий по своим, не всегда понят­ным пра­ви­лам. В числе первых правил, с кото­рыми он зна­ко­мится, – тре­бо­ва­ние к внеш­нему виду. Реак­ция может быть разная. Он может остаться и сми­риться перед мно­го­ве­ко­вой тра­ди­цией, кото­рая кажется непо­нят­ной, но достой­ной ува­же­ния. Может уйти, хлоп­нув дверью, оскор­бив­шись только за то, что его кто-то взду­мал учить. А может остаться и соблю­дать тре­бо­ва­ния Церкви по своему выбору и эсте­ти­че­скому вкусу (леген­дар­ные платки поверх брюк, изоб­ра­жа­ю­щие юбку, или носо­вой платок на голове, изоб­ра­жа­ю­щий голов­ной убор).

Можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что любой выбран­ный вари­ант пове­де­ния в даль­ней­шем обя­за­тельно повли­яет на духов­ную жизнь этого чело­века. Откуда, ска­жите мне, найдет он в себе силы и реши­мость (а глав­ное, жела­ние) отка­заться от гре­хов­ных при­вы­чек, порвать пре­ступ­ные связи, начать огра­ни­чи­вать себя в еде, если пустя­ко­вое тре­бо­ва­ние надеть платок или снять шапку вызы­вает у него раз­дра­же­ние?

Конечно, ни юбка, ни платок не явля­ются само­це­лью. Если жен­щина слу­чайно про­хо­дила мимо храма и захо­тела зайти помо­литься, можно захо­дить и в брюках. Но в наши дни все чаще не счи­тают обя­за­тель­ным про­яв­лять ува­же­ние к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, даже если спе­ци­ально идут на службу. С юбками слож­нее, а вот платки висят прак­ти­че­ски в каждом храме – заходи и бери. Однако кто-то берет, а кто-то не счи­тает это нужным.

Мы живем в эпоху «обще­ства потреб­ле­ния», в кото­ром чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий мир как боль­шой мага­зин, где удо­вле­тво­ряют его потреб­но­сти. А Церкви в нем отво­дится место отдела, отве­ча­ю­щего за ком­форт­ное состо­я­ние души. И Бога здесь при­ни­мают ровно настолько, насколько Он решает «лично мои» про­блемы. Поэтому любое цер­ков­ное тре­бо­ва­ние оскорб­ляет нашего совре­мен­ника.

Как сотруд­нику собора мне при­хо­дится общаться с людьми, кото­рые звонят в храм. К сожа­ле­нию, зача­стую моих собе­сед­ни­ков раз­дра­жают малей­шие труд­но­сти, кото­рые воз­ни­кают в связи с цер­ков­ными пра­ви­лами (под­го­товка к При­ча­стию, беседа со свя­щен­ни­ком перед Кре­ще­нием). «А нельзя ли попроще?» – спра­ши­вают они.

Но как бы ни меня­лась идео­ло­гия мира сего, Цер­ковь оста­ется местом, где чело­век служит Богу, а не наобо­рот. Хри­сти­ан­ство невоз­можно без жертвы. Если чело­век своим «я» доро­жит больше, чем мне­нием Церкви, ему будет очень тяжело про­дол­жить путь воцер­ко­в­ле­ния.

Про­по­ведь о Церкви

Часто, даже из уст цер­ков­ных пуб­ли­ци­стов, звучит выска­зы­ва­ние о том, что раньше платок сим­во­ли­зи­ро­вал именно семей­ный статус жен­щины. А в наши дни ничего не сим­во­ли­зи­рует, и потому не обя­за­тельно его наде­вать в храме.

С этим сложно согла­ситься. Дей­стви­тельно, сейчас замуж­ние жен­щины оде­ва­ются так же, как девицы, бабушки, как их внучки. К сожа­ле­нию, утра­чены наци­о­наль­ные осо­бен­но­сти повсе­днев­ной одежды. Ни покрой, ни цена ничего не гово­рят об иму­ще­ствен­ном поло­же­нии чело­века. Но зато очень часто одежда может сви­де­тель­ство­вать о миро­воз­зре­нии ее вла­дельца. Как кожа­ная куртка и желез­ные наклепки выдают рокера, так и платок с длин­ной юбкой могут рас­ска­зать о цер­ков­но­сти жен­щины. И в связи с этим воз­ни­кает вопрос, а готова ли она мол­ча­ливо пове­дать о своей вере? Хотя гоне­ний нет уже два­дцать лет, стрем­ле­ние жить не как все по-преж­нему вызы­вает вопросы и раз­дра­же­ние. Но, с другой сто­роны, даже один ее вид может напом­нить сограж­да­нам, что цер­ков­ные люди живут рядом с ними, а не только в теле­ви­зи­он­ных пере­да­чах и на стра­ни­цах газет. Ведь мусуль­ман­ские жен­щины не стес­ня­ются носить тра­ди­ци­он­ную одежду, таким обра­зом сви­де­тель­ствуя о своих рели­ги­оз­ных убеж­де­ниях.

Вос­пи­та­ние в Церкви

Одной из глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей явля­ется цело­муд­рие – спо­соб­ность мыс­лить цельно, трезво, вести себя в соот­вет­ствии со своим полом и воз­рас­том. Это осо­бенно важно в наше время, когда жен­щины ведут себя, как муж­чины, муж­чины изне­жены и не спо­собны к при­ня­тию реше­ний, как жен­щины, ста­рики изо всех сил под­ра­жают моло­дым.

Скром­ная жен­ская одежда при­учает и вести себя, и чув­ство­вать именно жен­щи­ной, а не геро­и­ней извест­ного фильма, кото­рая на вопрос: «Вы муж­чина или жен­щина?» – отве­чает: «Какая раз­ница, това­рищ!» Ведь такое ниве­ли­ро­ва­ние ничего, кроме боли, самой жен­щине не при­но­сит.

Можно, конечно, думать, что так сильно изме­ни­лись вре­мена, что мы в любом виде можем чув­ство­вать и вести себя бла­го­че­стиво и бла­го­го­вейно. Но неда­ром же писал прп. авва Доро­фей: «Иное рас­по­ло­же­ние души у чело­века, еду­щего на коне, иное у сидя­щего на пре­столе, и иное у сидя­щего на земле, иное у нося­щего кра­си­вую одежду, и иное у нося­щего худую». И не стоит пола­гать, что вели­кий авва имел в виду всех, но только не нас с вами.

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки