Духов­ный имму­ни­тет

Духо́вный иммуните́т — спо­соб­ность веру­ю­щего сопро­тив­ляться вли­я­нию зла, осно­ван­ная на внут­рен­нем нрав­ствен­ном чув­стве, спа­си­тель­ном знании, личном духов­ном опыте, выра­бо­тан­ной рас­по­ло­жен­но­сти к добру и отвра­ще­нии ко греху, страхе Гос­под­нем и послу­ша­нии Богу, под­дер­жи­ва­е­мая дей­ствием бла­го­дати Отца и Сына и Свя­того Духа.

***

Как выра­бо­тать в себе духов­ный имму­ни­тет?

Духов­ный имму­ни­тет выра­ба­ты­ва­ется в чело­веке по мере его воз­рас­та­ния в вере, по мере взрос­ле­ния воз­рас­том духов­ным.

Такое воз­рас­та­ние дости­жимо в Церкви Хри­сто­вой, наде­лен­ной от Бога истин­ным спа­си­тель­ным зна­нием, пол­но­той даров Свя­того Духа, необ­хо­ди­мых для духов­ного совер­шен­ство­ва­ния веру­ю­щего и еди­не­ния с Богом.

Фор­ми­ро­ва­нию духов­ного имму­ни­тета спо­соб­ствует молитва, уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, в Цер­ков­ных Таин­ствах (в част­но­сти — в Таин­стве Пока­я­ния, в Таин­стве Евха­ри­стии), чтение духов­ной лите­ра­туры, сле­до­ва­ние реко­мен­да­циям доб­ро­де­тель­ных, духовно опыт­ных пред­ста­ви­те­лей Церкви, испол­не­ние дел мило­сер­дия и любви, и вообще дел, направ­лен­ных на Добро.

Суще­ствует ли имму­ни­тет против зла у языч­ни­ков и ате­и­стов?

В какой-то сте­пени спо­соб­ность к внут­рен­нему про­ти­во­бор­ству вли­я­нию зла при­суща каж­дому чело­веку, не исклю­чая идо­ло­по­клон­ни­ков и бого­бор­цев.

Прежде всего эта спо­соб­ность про­яв­ля­ется в голосе сове­сти, обна­ру­жи­ва­ю­щем вло­жен­ный в при­роду чело­века есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон (Рим.2:15).

Кроме того и языч­ник, и атеист спо­со­бен чер­пать отдель­ные све­де­ния о добре и зле из окру­жа­ю­щей их куль­тур­ной среды.

Между тем, спо­соб­ность языч­ни­ков и ате­и­стов про­ти­во­дей­ство­вать греху не идёт в срав­не­ние с той спо­соб­но­стью, како­вой обла­дают под­линно веру­ю­щие люди.

Совесть чело­века, духовно уда­лен­ного от Бога, пре­бы­вает в омра­чен­ном состо­я­нии. Такую совесть обычно обо­зна­чают как при­глу­шен­ную или про­жжен­ную. Несмотря на то, что время от вре­мени её голос всё же ука­зы­вает на то, что есть добро, а что — зло, даже и эти её дви­же­ния в суще­ствен­ной части подав­ля­ются гре­ховно настро­ен­ным разу­мом, без­бож­ным созна­нием, и далеко не всегда при­ни­ма­ются чело­ве­ком в расчёт.

Пре­об­ла­да­ю­щая куль­тура, в рамках кото­рой живут и вос­пи­ты­ва­ются ате­и­сты или языч­ники, хотя и предо­став­ляет им неко­то­рые поня­тия о добре и зле, однако они лишь отча­сти соот­вет­ствуют тем воз­вы­шен­ным исти­нам, источ­ни­ком кото­рых служит, Истин­ный Бог и кото­рые состав­ляют неотъ­ем­ле­мую часть нрав­ствен­ного учения истинно веру­ю­щих людей — Пра­во­слав­ных хри­стиан.

В рамках язы­че­ской и ате­и­сти­че­ской веры (ате­и­сты верят в без­бо­жие и вечную мате­рию) в каче­стве нрав­ствен­ных цен­но­стей нередко выстав­ля­ются не под­лин­ные обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти, а про­ти­во­по­лож­ные им по содер­жа­нию и зна­че­нию морально-эти­че­ские нормы, ложно при­ни­ма­е­мые за нрав­ствен­ный эталон.

При таком отно­ше­нии к нрав­ствен­ным «цен­но­стям» чело­век под­вер­га­ется опас­но­сти не только изуро­до­вать есте­ствен­ную для него спо­соб­ность отстра­няться от зла и стре­миться к добру, но и взрас­тить в себе про­ти­во­по­лож­ное по харак­теру каче­ство: стрем­ле­ние ко злу.

Наи­бо­лее ярко это стрем­ле­ние обна­ру­жи­ва­ется в отри­ца­нии Еди­ного и Истин­ного Бога, без союза с Кото­рым осво­бож­де­ние от оков зла немыс­лимо в прин­ципе. Как языч­ник, так и атеист, хуля Бога, пола­гают, что нахо­дятся на пра­виль­ном пути. В дей­стви­тель­но­сти же — это гибель­ный путь.

Итак, имму­ни­тет против зла есть у каж­дого чело­века, только у веру­ю­щего он хорошо развит и про­дол­жает раз­ви­ваться по мере укреп­ле­ния его веры, а у языч­ни­ков и ате­и­стов нахо­дится в удру­чен­ном состо­я­нии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки