Мужество

***

Му́жество — 1) черта харак­тера, обес­пе­чи­ва­ю­щая спо­соб­ность встре­чать опас­но­сти, беды, жиз­нен­ные труд­но­сти без (чрез­мер­ного) страха и утраты само­об­ла­да­ния; отвага, бес­стра­шие, храб­рость; 2) при­сут­ствие духа во время опас­но­сти или беды; 3) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, обна­ру­жи­ва­е­мая в спо­соб­но­сти, готов­но­сти и реши­мо­сти веру­ю­щего встре­чать скорби, беды, опас­но­сти, труд­но­сти, не теряя стой­ко­сти духа, с упо­ва­нием на Боже­ствен­ный Про­мысл.

Муже­ство есть устой­чи­вость в правде. Муже­ство – дей­ствие Духа Божия в чело­веке, даю­щего чело­веку силы про­ти­во­сто­ять иску­ше­ниям, тво­рить правду и отста­и­вать её. Муже­ство – это любовь к Богу и ближ­нему, любовь настолько силь­ная, что затме­вает страх перед опас­но­стью и даже смер­тью.

Хри­сти­ан­ское муже­ство осно­вано на надежде и упо­ва­нии на Бога, любви к Богу и ближ­ним, на все­це­лом послу­ша­нии и непо­ко­ле­би­мой вер­но­сти Гос­поду Богу.

Хри­сти­ан­ское муже­ство прин­ци­пи­ально отлично от фана­тизма, без­рас­суд­ства, упрям­ства, бес­чув­ствен­но­сти и напуск­ного рав­но­ду­шия. Кри­те­рием этого отли­чия явля­ется источ­ник муже­ства (бла­го­дать Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жесто­кими ордами Сен­на­хи­рима Езекия спо­койно про­во­дил свои воен­ные при­го­тов­ле­ния и под­дер­жи­вал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и муже­ственны, не бой­тесь и не стра­ши­тесь царя Асси­рий­ского и всего мно­же­ства, кото­рое с ним… с ним мышца плот­ская, а с нами Гос­подь, Бог наш, чтобы помо­гать нам и сра­жаться на бранях наших. И под­кре­пился народ сло­вами Езекии» (2Пар. 32:7–8).

Срав­ним: «Когда двери дома… были заперты из опа­се­ния от Иудеев» (Иоан. 20:19) и «Видя сме­лость Петра и Иоанна…» (Деян. 4:13). Те же уче­ники в тече­ние корот­кого вре­мени встре­ти­лись с теми же иуде­ями. Откуда же взя­лось это новое муже­ство? Ответ гласит: «Они были все пре­ис­пол­нены Духа Свя­того».

***

Всякое ли муже­ство согла­су­ется с доб­ро­де­те­лью?

Муже­ство, как свой­ство харак­тера, издревле вос­пе­ва­лось писа­те­лями, поэтами, лето­пис­цам. Искрен­него вос­хи­ще­ния нередко удо­ста­и­ва­лись муже­ствен­ные воины, путе­ше­ствен­ники, море­пла­ва­тели, пер­во­от­кры­ва­тели, борцы за правду и спра­вед­ли­вость. В этом пони­ма­нии муже­ство, как пра­вило, ассо­ци­и­ро­ва­лось с храб­ро­стью, отва­гой, дерз­но­ве­нием, и даже с готов­но­стью к само­по­жерт­во­ва­нию ради высо­кой цели.

Однако далеко не всегда, то, что опре­де­ля­ется, как муже­ство, дей­стви­тельно достойно вос­хи­ще­ния. Можно ска­зать, что муже­ство муже­ству — рознь.

Доста­точно часто за муже­ство при­ни­ма­ется бра­вада, бес­ша­баш­ный кураж. Поло­жим, исто­рия знает при­меры бра­вады вое­на­чаль­ни­ков, резуль­та­том кото­рой ста­но­ви­лась бес­смыс­лен­ная гибель бойцов. В совре­мен­ном мире среди при­ме­ров про­яв­ле­ния напуск­ного «муже­ства» можно выде­лить, скажем, ката­ние на крышах лифтов и элек­тро­по­ез­дов, лихое вожде­ние с мыс­ли­мыми и немыс­ли­мыми нару­ше­ни­ями правил дорож­ного дви­же­ния, фото­гра­фи­ро­ва­ние на кром­ках крыш небо­скре­бов, на стре­лах высот­ных кранов и пр. Помимо того, что люди, демон­стри­ру­ю­щие таким обра­зом своё «муже­ство», под­вер­гают неоправ­дан­ному риску свою соб­ствен­ную жизнь, они под­тал­ки­вают к этому других.

В хри­сти­ан­ском созна­нии муже­ство, как доб­ро­де­тель, всегда сопо­ста­вимо с бла­гими моти­вами, наме­ре­ни­ями и целями, с жела­нием уго­дить Богу, с упо­ва­нием на Боже­ствен­ный Про­мысл. При­меры хри­сти­ан­ского муже­ства являли мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские испо­вед­ники, муче­ники, защит­ники веры, гони­мые пра­вед­ники и вообще все святые.

***

У Троицы окры­лён­ные

архи­манд­рит Тихон (Агри­ков)

Убеж­даю вас обод­риться
(Деян.27:22)

Апо­стол Павел среди других узни­ков плыл в Италию. Неожи­данно под­ня­лась силь­ная буря и обру­ши­лась на корабль… Небо потем­нело, ветер обра­тился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле откры­лась течь… Четыр­на­дцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носи­лись, отдав­шись волнам. Каждую минуту все ожи­дали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только чело­век – святой апо­стол Павел – был вполне спо­коен: он твердо верил Богу, Кото­рый обещал спасти его и плыв­ших с ним. Муже­ственно воз­вы­сив голос, Апо­стол сказал: «Мужи и братия, я убеж­даю вас обод­риться, потому что ни одна душа из вас не погиб­нет… Так сказал мне Ангел в эту ночь.…» Дей­стви­тельно, с наступ­ле­нием дня все уви­дели залив с отло­гим бере­гом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спас­лись.

Друзья мои, нужно быть муже­ствен­ными, реши­тель­ными. Ничего слав­ного нельзя сде­лать без муже­ства. Легко делать только худое. А разве не муже­ство увен­чало святых муче­ни­ков вечной славой? А пустын­ники, подвиж­ники, столп­ники?..

Все вели­кие ученые дости­гали откры­тий настой­чи­во­стью, муже­ством. «Каким обра­зом Вы открыли закон все­мир­ного тяго­те­ния?» – спро­сили одна­жды Нью­тона. «Неот­ступ­но­стью, посто­янно думая о нем»,— отве­чал он. А Архи­мед и другие ученые?..

Муже­ство нужно, чтобы уси­ленно рабо­тать, учиться, под­ви­заться, встать пораньше на молитву (на брат­ский моле­бен), потер­петь с любо­вью посты, длин­ные бого­слу­же­ния, найти пути при­ми­ре­ния с оби­жен­ным другом… Осо­бенно когда спа­се­ние так трудно дается, какое надо муже­ство, чтобы до конца все пере­не­сти!..

Муже­ство нужно и чтобы без­ро­потно тер­петь стра­да­ния. Мало мы пожили, но уже и нас стра­да­ния кос­ну­лись своим огнен­ным крылом. Ведь стра­да­ния, под раз­ными видами (напри­мер, болезни, горе, нужды, тре­воги, уни­же­ния), зани­мают огром­ное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33), — сказал Гос­подь. «Пре­тер­пе­вый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22). И как муже­ственно про­стые люди умеют пере­но­сить стра­да­ния!

В 1871 г. шла война. У сестры мило­сер­дия Агрип­пины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необ­хо­димо ампу­ти­ро­вать ногу»,— сказал ей про­фес­сор. «Испол­няйте»,— тихо отве­тила она. «Сестра моя, вам нужно ампу­ти­ро­вать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, испол­няйте». После опе­ра­ции, придя в чув­ство, она тихо моли­лась: «Гос­поди, не допу­сти меня воз­гор­диться моими стра­да­ни­ями». Вскоре она тихо угасла навсе­гда.

…Гос­пи­таль полон ране­ных. Пред­сто­яло много еще опе­ра­ций. Наркоз на исходе. У малень­кого ростом и сла­бого на вид сол­дата раз­дроб­лена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усы­пить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так, я вынесу, а им сде­лайте полегче». И он выдер­жал страш­ную опе­ра­цию, не испу­стив ни одного стона…

Муже­ство тре­бу­ется и для того, чтобы гово­рить правду. Гово­рить правду – это основа всех доб­ро­де­те­лей. Это досто­ин­ство каж­дого чело­века, хри­сти­а­нина. Чест­ность, прав­ди­вость – укра­ше­ние веру­ю­щего чело­века. «Бла­жени алчу­щие и жаж­ду­щие правды: яко тии насы­тятся» (Мф. 5:6). Посмот­рите на чело­века, любя­щего правду: он открыт, ясен, бла­го­ро­ден; добрые, чистые глаза. Он вну­шает дове­рие… А на дру­гого посмот­рите: он хитрит, лице­ме­рит, в пове­де­нии отпе­ча­ток низ­кого чело­ве­ко­уго­дия… Он не может прямо смот­реть вам в глаза…

А какое муже­ство нужно для того, чтобы усто­ять против иску­ше­ний! Чтобы в самой труд­ной обста­новке вести себя и гово­рить так, как подо­бает хри­сти­а­нину, любя­щему своего Гос­пода!

Дело было холод­ной зимой. Вос­пи­тан­ник 3‑го класса семи­на­рии ока­зался среди неве­ру­ю­щих това­ри­щей. Они пота­щили его в ресто­ран на берегу Волги. Уса­дили… «Пей с нами, дружок, в попы запи­сался… Ты не хочешь – пере­жи­ток ты, такой отста­лый, эгоист.…» В эту минуту с улицы послы­шался вдруг душе­раз­ди­ра­ю­щий крик… Семи­на­рист вско­чил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле пере­водя дыха­ние, он выле­зал из ледя­ной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина уда­рила его по голове… На руках он держал мокрую полу­за­мерз­шую трех­лет­нюю девочку… Муже­ство!

Что нужно для того, чтобы иметь муже­ство? Корень муже­ства – искрен­нее жела­ние делать людям добро. И в этом надо зака­лить волю.

Если вы наме­тили себе высо­кую цель – быть вер­ными Гос­поду,— стре­ми­тесь быть муже­ствен­ными. Для этого надо воз­лю­бить Бога, людей, укре­пить в добре свою волю и про­сить помощи у Бога – и вы будете муже­ственны.

Цар­ство Небес­ное дается людям муже­ствен­ным, энер­гич­ным, стой­ким, пре­дан­ным до конца Гос­поду. Спа­си­тель гово­рит: «Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его» (Мф.11:12).

Пас­тырь добрый душу свою пола­гает за овцы. Только с этим пре­крас­ным каче­ством – муже­ством – вы суме­ете выпол­нить свой хри­сти­ан­ский долг. Суме­ете хорошо тру­диться, нетре­петно гово­рить правду, най­дете силы пере­не­сти жгучие стра­да­ния – ока­же­тесь побе­ди­те­лем в любых огнен­ных иску­ше­ниях и своим муже­ством, само­от­вер­же­нием дадите пре­крас­ный пример своим собра­тьям веру­ю­щим и даже в ина­ко­мыс­ля­щих вызо­вете закон­ный вос­торг и ува­же­ние.

Муже­ство – сила…

***

Сейчас с ног на голову пере­вёр­нуты многие поня­тия. Муже­ствен­ным совре­мен­ное обще­ство назы­вает суро­вого, чуть ли не жесто­кого чело­века. Не таково истин­ное муже­ство. Истин­ное муже­ство в бла­го­род­стве и доб­роте.
про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов

Муже­ство есть любовь, гото­вая ради Бога пре­тер­петь всё.
бла­жен­ный Авгу­стин Авре­лий

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки