Добродетель

***

Доброде́тель есть опре­де­лен­ный святым и благим Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра.

Доб­ро­де­тели про­яв­ля­ются как в добрых делах чело­века, так и в добром рас­по­ло­же­нии его души, кото­рым обу­слов­лены добрые дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

«Дела – это еди­нич­ные, в этот час и в этом месте дей­ствия, а рас­по­ло­же­ния озна­чают посто­ян­ные настро­е­ния сердца, коими опре­де­ля­ется харак­тер и нрав чело­века, и откуда исхо­дят его наи­боль­шие жела­ния и направ­ле­ния его дел. Добрые из них назы­ва­ются доб­ро­де­те­лями» (св. Феофан Затвор­ник).

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели также назы­вают еван­гель­скими доб­ро­де­те­лями или еван­гель­скими запо­ве­дями, поскольку они изло­жены в Еван­ге­лии. Все хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем и разу­ме­нием, и к ближ­нему как самому себе.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку после гре­хо­па­де­ния. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не могут быть порож­дены одним дей­ствием вет­хого чело­века, под­вер­жен­ного вли­я­нию гре­хов­ных стра­стей. Для чело­века после гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели явля­ются выше­есте­ствен­ными, ибо они не испол­нимы одними уси­ли­ями его есте­ства. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели – удел нового чело­века, то есть чело­века, обнов­лен­ного бла­го­да­тью Свя­того Духа. Они рож­да­ются от при­ча­стия Выс­шему Добру и Благу – Все­свя­тому Богу. Они не при­над­ле­жат ветхой чело­ве­че­ской при­роде, пора­жен­ной гре­хов­ными стра­стями. Они при­над­ле­жат при­роде, обнов­лен­ной и пре­об­ра­жен­ной бла­го­да­тью.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели бес­ко­нечно пре­вос­хо­дят извест­ные чело­ве­че­ству мораль­ные прин­ципы. «На земле нет ничего, с чем бы можно было срав­нить доб­ро­де­тель хри­сти­ан­скую в досто­ин­стве», – гово­рит св. Феофан Затвор­ник. В Еван­ге­лии Хри­стос учит кро­то­сти, запре­щая мщение вплоть до совер­шен­ного незло­бия и любви к врагам. Еван­гель­ская кро­тость – это призыв к тер­пе­нию оскорб­ле­ний и гоне­ний с молит­вой за врагов, подоб­ной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят». В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует нес­тя­жа­ние не просто как пре­зре­ние к рос­коши и доволь­ство необ­хо­ди­мым, но и как мило­сер­дие к нищим, готов­ность отдать нуж­да­ю­ще­муся все вплоть до своей одежды. В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует цело­муд­рие не только в виде отказа от рас­тли­тель­ных дей­ствий, но и от самих помыш­ле­ний вплоть до страст­ных воз­зре­ний на лицо дру­гого пола. Хри­стос гово­рит о сми­ре­нии и глу­бина хри­сти­ан­ского сми­ре­ния должна про­сти­раться до неосуж­де­ния ближ­него, про­ще­ния его грехов. Хри­стос гово­рит о любви к Богу, выра­жа­ю­щейся в отло­же­нии всех сует­ных дел ради позна­ния Бога, непре­стан­ной молитвы и даже муче­ни­че­ского испо­ве­да­ния веры.

Для при­об­ре­те­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей чело­век должен под­ви­заться, при­ла­гать усилия по борьбе со своими стра­стями и падшим есте­ством. «И это до того суще­ственно, что един­ственно верным путем доб­ро­де­тели всеми свя­тыми при­зна­ется его болез­нен­ность и при­труд­ность, а про­тив­ная тому льгота есть при­знак пути лож­ного: Цар­ствие Божие нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его (Мф.11:12)», – учит св. Феофан Затвор­ник. Но итог подвига зави­сит от бла­го­дати Духа Свя­того, все­ля­ю­щейся в чело­века, пре­об­ра­жа­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство, пода­ю­щей ему силу испол­нить запо­ведь и тво­рить добро. «Кто обрел и имеет в себе сие небес­ное сокро­вище Духа, тот неуко­риз­ненно и чисто совер­шает им всякую правду по запо­ве­дям и всякое дела­ние доб­ро­де­те­лей уж без понуж­де­ния и затруд­не­ния», – учит прп. Мака­рий Вели­кий. – Станем же умо­лять Бога, взыщем и будем про­сить, чтобы и нам даро­вал сокро­вище Духа Своего и таким обра­зом воз­могли мы неуко­риз­ненно и чисто пре­бы­вать во всех запо­ве­дях Его, чисто и совер­шенно испол­нять всякую правду». Именно Боже­ствен­ная бла­го­дать учит чело­века любить Бога и ближ­него. «Когда бла­го­дать в нас, то горит дух и рвется ко Гос­поду день и ночь, ибо бла­го­дать свя­зы­вает душу любить Бога, и она воз­лю­била Его, и не хочет ото­рваться от Него, ибо не может насы­титься сла­до­стью Духа Свя­того», – гово­рит о любви к Богу подвиж­ник XX-ого сто­ле­тия святой Силуан Афон­ский. «Без бла­го­дати Божией не можем мы любить врагов, – гово­рит он о еван­гель­ской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, поте­ряли сми­ре­ние и любовь к Богу».

«Каждая еван­гель­ская доб­ро­де­тель соткана из дей­ствия бла­го­дати Божией и чело­ве­че­ской сво­боды; каждая из них – это Бого-чело­ве­че­ское дей­ствие, Бого-чело­ве­че­ский факт», – гово­рит св. Иустин Попо­вич. Он настой­чиво под­чер­ки­вает роль святых таинств, пода­ю­щих Боже­ствен­ную бла­го­дать для испол­не­ния доб­ро­де­те­лей: «Доб­ро­де­тели мертвы, если они не пита­ются от святых Таинств, осо­бенно от святых таинств пока­я­ния и При­ча­ще­ния. Они – девы нера­зум­ные (Мф.25:1–12), не вли­ва­ю­щие небес­ного, бла­го­дат­ного, Боже­ствен­ного елея в бого­по­доб­ный све­тиль­ник души. Святые Таин­ства с избыт­ком исто­чают из себя святые доб­ро­де­тели. А святые доб­ро­де­тели поощ­ряют к святым Таин­ствам, насы­ща­ются ими».

Не сле­дует браться вдруг за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую. При таком образе дей­ствий всякий доб­ро­де­тель­ный навык проч­нее уко­ре­нится в душе. Когда упраж­ня­ешься непре­станно пре­иму­ще­ственно в одной доб­ро­де­тели, под­ме­чает старец Нико­дим Свя­то­го­рец, то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи при­ко­ван мыслию об ней, скорее найдет случаи и спо­собы к совер­ше­нию ее, и воля охот­нее при­ле­пится к этому. Все это очень спо­соб­ствует при­об­ре­те­нию этой одной доб­ро­де­тели; и всего этого может не про­изойти, если сразу возь­мешься за все.

Все доб­ро­де­тели напо­до­бие некоей духов­ной цепи одна от другой зави­сят, одна влечет другую. Так как одна при­об­ре­тен­ная доб­ро­де­тель вызы­вает другую, подоб­ную ей, и помо­гает ей с мень­шими труд­но­стями уста­но­виться в сердце, то и сердце при­го­тов­ля­ется к этому. При­об­ре­те­ние навыка упраж­не­ния в одной доб­ро­де­тели растит и крепит все другие доб­ро­де­тели, ибо они все суть лучи, исхо­дя­щие от одного и того же боже­ствен­ного света.

По мнению св. Иоанна Лествич­ника, есть доб­ро­де­тели при­род­ные, даро­ван­ные Богом всем (мило­стыня, ибо и языч­ники состра­да­тельны, любовь, ибо и живот­ные про­ли­вают слезы, вера, надежда) и доб­ро­де­тели выше есте­ства (чистота, без­гне­вие, сми­рен­но­муд­рие, молитва, уми­ле­ние).

Раз­де­ле­ние доб­ро­де­те­лей на душев­ные и телес­ные опи­сы­вает св. Ефрем Сирин. К доб­ро­де­те­лям душев­ным он отно­сит муже­ство, бла­го­ра­зу­мие, цело­муд­рие, спра­вед­ли­вость, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, вели­ко­ду­шие, тер­пе­ние, доб­рота, про­стота, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, мило­сер­дие, щед­рость, почти­тель­ность, бла­го­го­ве­ние. Телес­ные доб­ро­де­тели – это воз­дер­жа­ние, пост, бдение и другие аске­ти­че­ские подвиги.

***

«Каждый жела­ю­щий спа­стись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как ска­зано в псалме: укло­нися от зла и сотвори благо (Пс.33:15); не ска­зано только: укло­нися от зла, но и: сотвори благо. Напри­мер, если кто-нибудь привык оби­жать, то он должен не только не оби­жать, но и посту­пать по правде; если он был блуд­ник, то он должен не только не пре­да­ваться блуду, но и быть воз­держ­ным; если был гнев­лив, должен не только не гне­ваться, но и при­об­ре­сти кро­тость; если кто гор­дился, то он должен не только не гор­диться, но и сми­ряться. И сие-то значит: укло­нися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет про­ти­во­по­лож­ную ей доб­ро­де­тель: гор­дость – сми­рен­но­муд­рие, среб­ро­лю­бие – мило­сер­дие, блуд – воз­дер­жа­ние, мало­ду­шие – тер­пе­ние, гнев – кро­тость, нена­висть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет про­ти­во­по­лож­ную ей доб­ро­де­тель».
прп. авва Доро­фей

«Какие рас­по­ло­же­ния в сердце должно иметь хри­сти­а­нину, ука­зы­вают изре­че­ния Христа Спа­си­теля о бла­жен­ствах, именно: сми­ре­ние, сокру­ше­ние, кро­тость, прав­до­лю­бие и исти­но­лю­бие, мило­сти­вость, чисто­сер­де­чие, миро­лю­бие и тер­пе­ние. Святой апо­стол Павел сле­ду­ю­щие ука­зы­вает хри­сти­ан­ские бла­го­рас­по­ло­же­ния сердца, яко плоды Духа Свя­таго: любы, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал.5:22–23). В другом месте: обле­цы­теся… якоже избран­нии Божии, святи и воз­люб­ленни, во утробы щедрот, бла­гость, сми­ре­но­муд­рие, кро­тость и дол­го­тер­пе­ние, при­ем­люще друг друга и про­ща­юще себе, аще кто на кого имать поре­че­ние: якоже и Хри­стос про­стил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стя­жите любовь, яже есть соуз совер­шен­ства: и мир Божий да водво­ря­ется в серд­цах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и бла­го­дарни бывайте (Кол.3:12–15)».
свт. Феофан Затвор­ник

Что такое доб­ро­де­тель? Это сво­бода, кото­рая не выби­рает. Доб­ро­де­тель­ный чело­век не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало есте­ствен­ным. Скажем, мы – в общем и целом чест­ные люди время от вре­мени можем покри­вить душой, хотя в основ­ном и ста­ра­емся гово­рить правду. Этим мы и отли­ча­емся от по-насто­я­щему доб­ро­де­тель­ных людей. У чело­века, утвер­див­ше­гося в доб­ро­де­тели, просто не полу­чится солгать. Доб­ро­де­тель­ный чело­век верен и в малых делах.
прот. Алек­сий Умин­ский

***

См. ДОБРО, АСКЕ­ТИЗМ, ПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВО, НОВЫЙ ЧЕЛО­ВЕК, ВЕТХИЙ ЧЕЛО­ВЕК, СИНЕР­ГИЯ, ТАИН­СТВА ЦЕРКВИ, САКРА­МЕН­ТО­ЛО­ГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки