Мышца Господня

Мы́шца Госпо́дня — 1) Боже­ствен­ная сила (Ис.53:1); 2) Боже­ствен­ное дей­ствие (Ис.51:9); 3) символ Боже­ствен­ного все­мо­гу­ще­ства.

***

Почему Боже­ствен­ная сила или Боже­ствен­ное дей­ствие назы­ва­ется мышцей?

Бог есть чистей­ший Дух (Ин.4:24), абсо­лютно сво­бод­ный от какой-либо веще­ствен­но­сти или телес­но­сти. Между тем, по ана­ло­гии с чело­ве­ком, физи­че­ская сила кото­рого зави­сит от состо­я­ния муску­лов, в рамках антро­по­морф­ного языка Боже­ствен­ная сила или Боже­ствен­ное дей­ствие (как про­яв­ле­ние этой силы) нередко име­ну­ется мышцей Гос­под­ней (см.: Антро­по­мор­физмы в Библии).

Такая ана­ло­гия уместна как мини­мум по двум осно­ва­ниям.

Во-первых, Свя­щен­ное Писа­ние изна­чально пред­на­зна­ча­лось для широ­кого круга людей, далеко не каждый из кото­рых был спо­со­бен вос­при­ни­мать высшие истины, выра­жен­ные языком науч­ных или фило­соф­ских кон­цеп­ций. Необ­хо­димо учи­ты­вать, что пер­во­на­чально Писа­ние пред­ла­га­лось для чтения полу­ди­кому коче­вому народу. Отсюда — харак­тер­ная для биб­лей­ского повест­во­ва­ния упро­щен­ность рели­ги­оз­ного языка.

Во-вторых, чело­век — образ и подо­бие Божье. В этой связи Бог нередко рас­кры­вал Свои лич­ност­ные совер­шен­ства в рамках антро­по­морф­ной сим­во­лики, через сопо­став­ле­ние Себя с чело­ве­ком.

Напри­мер:

— Как чело­век при помощи рук зани­ма­ется твор­че­ством и стро­и­тель­ством, так и Бог через про­яв­ле­ние Своего все­мо­гу­ще­ства сотво­рил види­мый и неви­ди­мый мир и зани­ма­ется Домо­стро­и­тель­ством (Про­мыс­лом).

Осо­бенно ярко эта биб­лей­ская мысль отоб­ра­жа­ется в первой и послед­ней Книгах Свя­щен­ного Писа­ния. Так, в Книге Бытия сооб­ща­ется о сотво­ре­нии чело­века из праха зем­ного (Быт.2:7). Несколько дальше эта мысль уточ­ня­ется и пред­стает в более яркой алле­го­ри­че­ской форме. А в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова гово­рится о содер­жа­нии в руке Божьей осо­бен­ной Книги, запе­ча­тан­ной семью печа­тями, кото­рая сим­во­ли­че­ски сопо­став­ля­ется с Про­мыс­лом Божьим о мире и зна­нием Гос­по­дом конеч­ной судьбы миро­зда­ния (Откр.5:1).

— Как чело­век защи­щает себя или своих ближ­них при помощи рук, так и о душах пра­вед­ных, нахо­дя­щихся под Божьей защи­той и покро­ви­тель­ством, сооб­ща­ется, что они — в руке Божьей (Прем.3:1).

В ико­но­гра­фии Страш­ного Суда эта идея вос­про­из­во­дится через изоб­ра­же­ние чело­ве­че­ских душ, рас­по­ло­жен­ных в дес­нице Гос­пода, дер­жа­щей, помимо назван­ных лиц, весы пра­во­су­дия.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки