Ве́дение

***

Ве́дение — 1) (абсо­лют­ное веде­ние, все­ве­де­ние) суще­ствен­ное свой­ство Бога, выра­жа­ю­ще­еся в том, что Бог по есте­ству обла­дает зна­нием всего суще­ству­ю­щего и воз­мож­ного: знает Свою сущ­ность, Свои дей­ствия; знает весь мир и каждое отдель­ное тво­ре­ние в его про­шлом, насто­я­щем и буду­щем; 2) знание; 3) сово­куп­ность накоп­лен­ных тео­ре­ти­че­ских и опыт­ных знаний, муд­рость; 4) бла­го­датно-опыт­ное знание Бога и духов­ного мира, при­об­ре­тён­ное на осно­ва­нии мисти­че­ского опыта; 5) духов­ное знание, духов­ная муд­рость.

***

Зави­сит ли духов­ное состо­я­ние чело­века от коли­че­ства накоп­лен­ных в его памяти знаний?

Такой вопрос не имеет пря­мого и одно­знач­ного ответа. С одной сто­роны, стя­жать неко­то­рую пра­вед­ность может как обра­зо­ван­ный, так и мало­гра­мот­ный чело­век. С другой сто­роны, обра­зо­ван­ность сама по себе отнюдь не явля­ется гаран­тией пра­вед­но­сти. Исто­рия знает мно­же­ство высоко обра­зо­ван­ных людей, чьи знания не только не спо­соб­ство­вали их внут­рен­нему пре­об­ра­же­нию, но и наро­чито исполь­зо­ва­лись во зло.

Доста­точно при­ве­сти на ум при­меры обра­зо­ван­ных дес­по­тов, жесто­ких дик­та­то­ров. Но можно вспом­нить и обра­зо­ван­ных ате­и­стов, хорошо знав­ших букву Писа­ния, тем не менее так и не став­ших сколь-нибудь веру­ю­щими людьми. Жесто­ким инкви­зи­то­рам, посы­лав­шим людей в пыточ­ные камеры и на костры, был свой­стве­нен высо­кий уро­вень рели­ги­оз­ной обра­зо­ван­но­сти.

Однако этими и дру­гими, подоб­ными им исто­ри­че­скими при­ме­рами вовсе не отри­ца­ется тот веро­учи­тель­ный факт, что опре­де­лен­ные знания для спа­се­ния всё же нужны. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, придя в мир, учил людей более трех лет. Для чего Он это делал, если не для того, чтобы оста­вить в насле­дие спа­си­тель­ные знания? Он же и запо­ве­до­вал апо­сто­лам идти и учить все народы (Мф.28:19) (см.: подроб­нее: Можно ли быть хри­сти­а­ни­ном без знания дог­ма­тов?).

Знания, вло­жен­ные апо­сто­лами в Цер­ковь, очер­чи­вают перед чело­ве­ком нрав­ствен­ные гра­ницы, помо­гают ему избе­жать лишних ошибок, выбрать истин­ный путь и укло­ниться от лож­ного. Вместе с тем рели­ги­оз­ные знания служат для веру­ю­щего важным духов­ным ори­ен­ти­ром, ведь именно знание, а не незна­ние содер­жит объ­яс­не­ние, для чего чело­век должен жить так, как учит Цер­ковь, что его ожи­дает в случае испол­не­ния Божьего закона и что — в случае пре­не­бре­же­ния.

Другое дело, что знание не спа­сает само по себе. В деле спа­се­ния оно явля­ется только лишь сред­ством, кото­рое, в случае пра­виль­ного его при­ме­не­ния, спо­соб­ствует чело­веку осу­ществ­лять своё высшее пред­на­зна­че­ние. Скажем, ели чело­век не знает, в чём состоит воля Божья, чего от него ожи­дает и тре­бует Гос­подь, то как он испол­нит эту высшую волю? С другой сто­роны, если чело­век знает, но не испол­няет, то какая от этого польза? Значит, важно и знать, и испол­нять.

Опять же, опыт­ное позна­ние радо­сти обще­ния с Богом служит для тех, кто её испы­тал, не только сред­ством, но и мощным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром в деле даль­ней­шего сбли­же­ния с Ним. Поло­жим, монахи исих­а­сты, удо­сто­ив­ши­еся созер­ца­ния Боже­ствен­ного света, готовы всё больше и больше уда­лятся от мир­ского, лишь бы достичь боль­шего еди­не­ния с Твор­цом.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки