Ве́дение

( Ве́дение 4 голоса: 5 из 5 )

 

Ве́дение — 1) (абсолютное ведение, всеведение) существенное свойство Бога, выражающееся в том, что Бог по естеству обладает знанием всего существующего и возможного: знает Свою сущность, Свои действия; знает весь мир и каждое отдельное творение в его прошлом, настоящем и будущем; 2) знание; 3) совокупность накопленных теоретических и опытных знаний, мудрость; 4) благодатно-опытное знание Бога и духовного мира, приобретённое на основании мистического опыта; 5) духовное знание, духовная мудрость.

 

Зависит ли духовное состояние человека от количества накопленных в его памяти знаний?

Такой вопрос не имеет прямого и однозначного ответа. С одной стороны, стяжать некоторую праведность может как образованный, так и малограмотный человек. С другой стороны, образованность сама по себе отнюдь не является гарантией праведности. История знает множество высоко образованных людей, чьи знания не только не способствовали их внутреннему преображению, но и нарочито использовались во зло.

Достаточно привести на ум примеры образованных деспотов, жестоких диктаторов. Но можно вспомнить и образованных атеистов, хорошо знавших букву Писания, тем не менее так и не ставших сколь-нибудь верующими людьми. Жестоким инквизиторам, посылавшим людей в пыточные камеры и на костры, был свойственен высокий уровень религиозной образованности.

Однако этими и другими, подобными им историческими примерами вовсе не отрицается тот вероучительный факт, что определенные знания для спасения всё же нужны. Сам Господь Иисус Христос, придя в мир, учил людей более трех лет. Для чего Он это делал, если не для того, чтобы оставить в наследие спасительные знания? Он же и заповедовал апостолам идти и учить все народы (Мф.28:19) (см.: подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов?).

Знания, вложенные апостолами в Церковь, очерчивают перед человеком нравственные границы, помогают ему избежать лишних ошибок, выбрать истинный путь и уклониться от ложного. Вместе с тем религиозные знания служат для верующего важным духовным ориентиром, ведь именно знание, а не незнание содержит объяснение, для чего человек должен жить так, как учит Церковь, что его ожидает в случае исполнения Божьего закона и что — в случае пренебрежения.

Другое дело, что знание не спасает само по себе. В деле спасения оно является только лишь средством, которое, в случае правильного его применения, способствует человеку осуществлять своё высшее предназначение. Скажем, ели человек не знает, в чём состоит воля Божья, чего от него ожидает и требует Господь, то как он исполнит эту высшую волю? С другой стороны, если человек знает, но не исполняет, то какая от этого польза? Значит, важно и знать, и исполнять.

Опять же, опытное познание радости общения с Богом служит для тех, кто её испытал, не только средством, но и мощным мотивирующим фактором в деле дальнейшего сближения с Ним. Положим, монахи исихасты, удостоившиеся созерцания Божественного света, готовы всё больше и больше удалятся от мирского, лишь бы достичь большего единения с Творцом.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru