Насельник

Насе́льник – 1) (в широ­ком смысле слова) чело­век, насе­ля­ю­щий ту или иную область, тер­ри­то­рию, страну, оби­та­тель; 2) (в узком, цер­ков­ном зна­че­нии слова) монах и/или послуш­ник, живу­щий в мона­стыре.

Эти­мо­ло­гия

Данное слово свя­зано в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии с гла­го­лом «насе­лять», суще­стви­тель­ным «село», что в свою оче­редь имеет парал­лель с пра­слав. *selo («пашня»), со ст. слав. «сєло», то есть «жилище; селе­ние; поле». Сродни восточ­но­сла­вян­скому и южно­сла­вян­скому *sedlo (посе­ле­ние), запад­но­сла­вян­скому поня­тию *sedlo, что пере­во­дится как «место­на­хож­де­ние», «сиде­ние».

В совре­мен­ном рус­ском языке, в нецер­ков­ном вари­анте упо­треб­ле­ния, счи­та­ется книж­ным и уста­рев­шим поня­тием, обо­зна­ча­ю­щим жителя/обитателя какой-либо страны, мест­но­сти, насе­лен­ного пункта, в пере­нос­ном смысле слова жителя той или иной части жилого стро­е­ния.

Слово «насель­ник», как пра­вило, исполь­зу­ется в иных языках в каче­стве кальки с рус­ско­языч­ного вари­анта поня­тия (naselnik в англ.). В англий­ском языке также могут исполь­зо­ваться сино­ни­мич­ные поня­тия inhabitant или dweller, кото­рые дословно можно пере­ве­сти как «оби­та­тель».

Поня­тие «насель­ник» в тра­ди­циях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В цер­ков­ной тра­ди­ции насельник/насельница — это монах и/или послуш­ник (шире – любой житель), посто­янно живу­щий или чис­ля­щийся как про­жи­ва­ю­щий при монастыре/ските и под­чи­ня­ю­щийся его уставу.

Данное поня­тие может сбли­жаться по смыслу с такими поня­ти­ями как: «инок», «брат», «пустын­но­жи­тель», «пустын­ник», «послуш­ник», но не тож­де­ственно им. В пуб­ли­ци­стике и духов­ной лите­ра­туре можно встре­тить посто­ян­ное сме­ше­ние поня­тия «насель­ник» в зна­че­нии «монах», «послуш­ник» и «насель­ник» — в зна­че­нии житель мона­стыря в самом широ­ком смысле слова («труд­ник», «труд­ница», «рясо­фор», «палом­ник» и пр.). В рус­ском Пра­во­сла­вии к насель­ни­кам в широ­ком смысле слова подчас выдви­га­ется тот же ряд тре­бо­ва­ний, что и к послуш­ни­кам и мона­хам, так как дей­ствие мона­стыр­ского устава на тер­ри­то­рии оби­тели  имеет в неко­то­ром смысле ту же стро­гость и обя­за­тель­ность, что и в случае с кано­ни­че­ской вла­стью пра­вя­щего архи­ерея на тер­ри­то­рии своей епар­хии. К такого рода тре­бо­ва­ниям отно­сятся: встречи с близ­кими и род­ными, кото­рые должны про­хо­дить по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля или намест­ника мона­стыря в спе­ци­ально отве­ден­ном месте в спе­ци­ально отве­ден­ное время (там и тогда, где и когда будет раз­ре­шено); орга­ни­за­ция и уча­стие в сов­мест­ном труде и/или обра­зо­ва­тель­ном про­цессе и пр.1

Поня­тие «насель­ник» в совре­мен­ной пра­во­слав­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике

В совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике можно встре­тить раз­де­ле­ние на «стар­ших» и «млад­ших» насель­ни­ков2. Раз­ли­чие между дан­ными име­но­ва­ни­ями может иметь осно­ва­нием раз­ли­чие в сроках жизни насель­ни­ков при мона­стыре, их соци­аль­ных ста­ту­сах (напри­мер, нали­чие свя­щен­ного сана, или его отсут­ствие), кон­вен­ци­о­наль­ное при­зна­ние стар­шин­ства и ува­же­ние со сто­роны других насель­ни­ков.

Таким обра­зом, насель­ник это не только житель мона­стыря или скита, но и чело­век, инте­гри­ро­ван­ный в тру­до­вую и молит­вен­ную жизнь мона­ше­ской общины, в рамках устава мона­ше­ского посе­ле­ния, выпол­ня­ю­щий опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти, име­ю­щий опре­де­лен­ные права и поль­зу­ю­щийся хозяй­ствен­ной инфра­струк­ту­рой монастыря/скита. В этом заклю­ча­ется широ­кая трак­товка поня­тия.

Также в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике и цер­ков­ных доку­мен­тах довольно часто можно встре­тить упо­треб­ле­ние поня­тия «насель­ник» в узком смысле – монах или послуш­ник.

В свет­ской пуб­ли­ци­стике поня­тие «насель­ник» исполь­зу­ется отно­си­тельно жите­лей мона­стыря ана­ло­гично широ­кой трак­товке в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике, или, без­от­но­си­тельно опи­са­ния явле­ния мона­стыр­ской жизни, исполь­зу­ется для наиме­но­ва­ния жите­лей изо­ли­ро­ван­ных насе­лен­ных пунк­тов (общин, коммун, родо­вых посе­ле­ний и пр.).


При­ме­ча­ния:

1 Ели­са­вета (Позд­ня­кова), игум. Совре­мен­ная прак­тика вза­и­мо­от­но­ше­ний насель­ни­ков мона­сты­рей с внеш­ним миром / Мона­стыр­ский вест­ник. Сино­даль­ный отдел по мона­сты­рям и мона­ше­ству Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

2 Мона­стырь, мона­ше­ство / Pravmir.ru.

См. МОНА­СТЫРЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки