Мы превозносим царей и императоров, потому что они — всего лишь люди. Перестань их славить, и их величие мгновенно померкнет, а вместе с ними — наше благополучие. Бог же — самосущий и самодостаточный, Он ни в чем не нуждается: ни в славе, ни в жертвах.
Как и подобает истинному воплощенному Богу, Иисус говорит:
Я не ищу Моей славы». (Ин.8:50)
Но если Бог не нуждается в славе, зачем же мы Его прославляем? Зачем подавать трапезу вечно сытому?
6 Ответов
Прославление Бога – это естественная и адекватная реакция человека на действия Божии. Люди восхищаются небом, звездами, природными пейзажами, произведениями искусства и теми, кого они сильно любят. Прославление Бога – это не лесть, это выражение восхищения, смирения и любви.
Правильное прославление Бога служит выражением правильного к Нему отношения, и даже одним из средств более тесного соединения с Ним. Стало быть, это нужно самому человеку. Заметим также, радость в Боге невозможна без этой хвалы. Поэтому праведники на небесах прославляют Бога в своих песнях (Откр.5:9-10).
Подробнее: Слава.
Прославление Бога - это один из видов молитвы. Как и молитвы нужны нам, а не Господу, Который и без наших молитв всё знает, так и прославление Бога нужно именно нам. Это выражение нашей благодарности Господу, смирение перед Его величием, выражение любви. Любовь, смирение, благодарность - это те добродетели, которые не дают душе прогнить изнутри гордостью, а значит не погибнуть для блаженной вечности. Именно поэтому Бог благосклонно относится к прославляющему Его, хоть это Ему и не нужно. Господу надо спасение души. А это достигается только посредством молитвы, и славословия Бога, как одного из её видов.
Выборочное цитирование приводит к ошибочным выводам. В действительности Иисус Христос искал славы для Бога, а не для Себя как человека:
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. (Ин.7:18)
В другом месте Он же восхваляет крестившийся от Иоанна народ за то, что люди тем самым воздали славу Богу:
И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым (Лк.7:29).
Подобно и исцеленные десять прокаженных должны были воздать славу Богу, однако в действительности это сделал лишь один:
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк.17:17-18)
По учению ап. Павла, воздавать славу Богу - это верный признак праведника в испытаниях, как то делал уже прав. Авраам:
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу (Рим.4:20).
Поэтому и святые на небе непрестанно воздают славу Богу:
И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. (Откр.4:9-11)
К этому нас призывают и ангелы:
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. (Откр.14:6-7)
Итак, воздавать славу Богу - это наша обязанность и вместе великое преимущество. Ясно, что Самому Богу наше славословие ничего не прибавляет и ничего от Него не отнимает. Значит, оно нужно для нас самих. Через такое славословие мы приобщаемся славы Самого Бога и на деле показываем, что мы призваны в божественное Царство и славу (1Фес. 2:12), являясь его посильными участниками уже на земле.
И наоборот, чуждый славословия Бога человек тем самым показывает, что он чужд божественной славы и не участвует в Его Царстве благодати, а в вечности окажется вне Его Царства славы.
Бог действительно не нуждается в славе, это нормальная реакция разумного существа на идеал Любви, Красоты и Добра. Если мы готовы восхищаться и хвалить земную красоту, то тем более, это можно отнести к Творцу и Спасителю. Христианский писатель К. С. Льюис писал об этом так:
Что мы хотим сказать, когда говорим, что «картина заслуживает восхищения»? Не то, что ею восхищаются, — сотнями плохих картин восхищается масса народу. Не то, что она заслужила восхищение, — работала, старалась и заслужила. Мы хотим сказать, что восхищение — правильная, адекватная реакция на нее, и если мы так не реагируем, мы глупы и слепы, более того — нам же хуже, мы много теряем. То же самое можно сказать и о красотах природы. Отсюда я и шел, хотя некоторые сочтут это кощунством, пока не понял того, что нужно. Хвалить (или, если хотите, ценить) Бога — значит бодрствовать, войти в мир яви; не ценить Его — лишиться великой радости, а в конце концов и всего вообще. Ублюдочная и убогая жизнь тех, кто не воспринимает музыки, или никогда не был влюблен, или ни с кем не дружил, или не любит читать, или не радуется утренней прохладе, или, как я, не интересуется спортом, — более чем слабые подобия такого состояния.
Но это не все. Бог не только заслуживает восхищения и хвалы, Он велит нам хвалить Его. Я этого не понимал, пока не понял: когда мы служим Богу, Он открывается нам. Не все, не всегда, но очень многие «красоту Господню» видят в храме. Даже в иудаизме суть жертвоприношения была не в том, что люди давали Богу тельцов и агнцев, но в том, что Сам Он давал Себя людям, когда они это делали; в нашей же литургии это гораздо явственней, просто физически ощутимо. Жалкую мысль о том, что Богу в каком-то смысле нужно наше поклонение, как суетной женщине нужны комплименты или тщеславному писателю — рецензия, опровергают слова: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе» (49:12). Даже если предположить, что есть такое нелепое существо, оно вряд ли обратилось бы к нам, низшим из своих разумных тварей. Я не жду от моего пса похвал моей книге, и не от всякого человека мне приятна похвала.
Но главного я еще не понимал. Я мыслил хвалу как похвалу, одобрение, которое кто-то кому-то выражает. Мне не приходило в голову, что всякая радость сама собой переходит в хвалу, если не сдержишь ее из робости и деликатности. Мир только и делает, что хвалит и славит: влюбленные восхваляют возлюбленных, читатели — любимые книги, спортсмены — свой спорт; словом, все кому не лень расписывают погоду, пейзажи, вина, блюда, актеров, машины, лошадей, приятелей, детей, цветы, страны, колледжи, горы, марки, насекомых, даже политиков и ученых. Я не раз замечал, что особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и глупые хвалят редко и мало. Хороший критик найдет что похвалить в несовершенной книге; плохой вычеркивает из литературы одну книгу за другой. Здоровый и доброжелательный человек найдет, за что похвалить самую скромную еду, даже если он привык к очень изысканной; больной или сноб найдет недостатки в любом угощении. Если вычесть чрезвычайные обстоятельства, можно сказать, что хвала — словесное выражение душевного здоровья. Совершенно не важно, умелая она или нет; многие любовные стихи так же ужасны, как гимны. Еще я замечал, что, когда мы хвалим, мы вечно просим к нам присоединиться: «А? Правда? Нет, правда?» Когда псалмопевец просит всех хвалить Господа, он делает ровно то же самое, что делает человек, говорящий о предмете своей любви.
Должно быть, мы так хвалим то, что нас радует, потому что хвала не только выражает, но и дополняет нашу радость, доводит ее до полноты. Не ради лести влюбленные повторяют друг другу, как они красивы, — радость их неполна, если они этого не скажут. Когда откроешь нового писателя, непременно надо рассказать, как он талантлив; когда внезапно увидишь прекрасную долину, просто невозможно молчать; когда услышишь хорошую шутку, нужно ею поделиться. Конечно, словами всего не передашь. Вот если бы написать прекрасные стихи, или дивную музыку, или картину, наша радость была бы еще полнее. А если бы смертный человек мог достойно восхвалить самое высокое на свете, душа его достигла бы высшего блаженства.
