Array ( )

Нетварные энергии

Литература по теме

Нетва́рные эне́ргии (греч. — Άκτιστες ενέργειες του Θεού) – (нетварные) Божественные действия.

Что такое Божественные энергии?

Бога абсолютно прост, Он не состоит из элементов. При этом мы различаем в Нем Лица (Ипостаси), сущность (природу, естество) и энергию (энергии). И это не противоречит учению о Его простоте.

Понятие «энергия», применяемое по отношению к Богу, не следует путать с понятием «энергия», используемом в физике и обозначающем: 1) способность какого-либо тела, вещества и т. п. производить работу или быть источником силы, способной произвести работу;  2) количественную меру движения материи (в этой связи различают множество типов энергий: механическую, тепловую, электромагнитную и пр.).

Согласно определению прп. Иоанна Дамаскина, «энергия есть естественная каждой сущности сила и движение», «деятельное движение природы». Соответственно, Божественная энергия – есть деятельное движение Божеской природы (сущности). Таким образом, Божественные энергии отличны от Божественной сущности (природы) и обусловлены ею. Признавая Бога нетварным, мы признаём нетварными и Божественные энергии.

Можно утверждать, что Божественные энергии – это Божественные действия.

В чем усматриваются различия между понятиями «Божеская сущность» и «Божественные энергии»?

  1. Божественные энергии обусловлены Божественной сущностью, но не наоборот.
  2. Божественная сущность для нас не познаваема, а Божественные действия познаваемы (в той или иной степени). Сказать иначе, Бог познается нами по Его действиям или, что то же, энергиям.
  3. В отличие от Божеской сущности, о которой мы говорим исключительно в форме единственного числа, выражение «Божественная энергия» можно употреблять и в форме единственного, и в форме множественного числа.
  4. Соединяясь с Богом, мы соединяемся с Ним не по Его сущности, а по благодати (по энергиям).
  5. Мир причастен Богу по Его энергиям, но не по Его сущности.

В чем выражались еретические учения, противоречившие православному учению о Божественных энергиях / действиях?

В XIV в. получили распространение еретические учения, согласно которым, Божественные энергии либо отождествлялись с Божеской сущностью, либо артикулировались как сотворенные Богом энергии или силы. Еретики утверждали, что усматривать в Боге и сущность, и нетварные энергии, значит признавать двух богов и поклоняться двум богам. Одними из главных еретиков, распространявших такого рода идеи, были Варлаам и Акиндин.

Значительный вклад в развитие православного учения о нетварных Божественных энергиях внес свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (ок. 1296–1357). Полемизируя с еретиками, распространявшими эти учения, святитель Григорий доказал, что Божественные энергии не являются ни творениями Божьими (с этим, собственно, связано их название: нетварные), ни сущностью Божьей, но являются проявлением этой сущности

Относительно опровержения еретического тезиса о том, что Божественные энергии  — это сотворенные действия Божии, и что, следовательно, до того как Бог начал их творить, Он не обладал этими энергиями, или о том, что Божественные энергии тождественны Божеской сущности, уместно привести следующие доводы. Отрицать, что Божественные энергии нетварны – значит признать, что пока Бог не начал творить, Он не обладал собственными энергиями, но признать это ложное утверждение – значит признать, что Его сущность никак не проявляла себя, что звучит крайне абсурдно, ведь само существование сущности есть, уже, её проявление. Отождествлять же Божественные энергии и Божественную сущность – значит, как минимум, признавать, что все, что происходит от Божественных энергий, происходит и из Божественной сущности, и, следовательно, мир сотворен не из ничего, а из Божественной сущности, а Сын Божий не только рожден из сущности Бога Отца, но и сотворен.

Если Бог троичен по Лицам, то не следует ли из этого, что Божественное действие представляет собой сумму действий каждого Божественного Лица?

Несмотря на троичность Бога по Лицам, нельзя говорить, что каждая Божественная Ипостась обладает собственными, обособленными от двух других Ипостасей действиями или энергиями. Действие Отца и Сына и Святого Духа нельзя рассматривать как сумму трех обособленных действий: действия Отца плюс действия Сына плюс действия Святого Духа. Божественное действие «всегда» едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Отец и Сын и Святой Дух – не три Дейстователя, не три Бога, а один. Заметим попутно, что в каждом Божественном действии проявляются все совершенства Божества.

Цитаты о нетварных Божественных энергиях

«Всякую деятельность Святая Троица не приводит в действие раздельно по числу ипостасей; напротив того, происходит одно какое-либо движение и распоряжение доброй воли, переходящее от Отца чрез Сына к Духу».
свт. Григорий Нисский

«Божественная пресущественность никогда не называлась множественной. Но божественная и нетварная благодать и энергия Божия, нераздельно разделяемая наподобие солнечного сияния, и греет, и озаряет, и животворит, и взращивает, и посылает озаряемым свое собственное сияние, и является очам тех, которые зрят его. Соответственно этому как бы смутному образу божественная энергия Бога называется богословами не одной только, но они говорят о многих [энергиях]».
свт. Григорий Палама

«Божество – просто и имеет единую простую деятельность, благую и во всем все совершающую, подобно солнечному лучу, который все согревает и в каждой в отдельности вещи действует сообразно с естественным ее свойством и ее способности к восприятию, получив таковую силу от Бога, Который его сотворил».
прп. Иоанн Дамаскин

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka