Нетварный свет

***

Нетвар­ный свет – нетвар­ное Боже­ствен­ное дей­ствие, явлен­ное Иису­сом Хри­стом апо­сто­лам на горе Фавор (Фавор­ский свет), вос­при­ня­тое ими в виде сверхъ­есте­ствен­ного сияния (нетвар­ный свет бывает досту­пен созер­ца­нию пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков на высших сту­пе­нях молит­вен­ного дела­ния).

Учение о нетвар­ном свете есть древ­нее хри­сти­ан­ское учение, всхо­дя­щее к мно­го­чис­лен­ным словам Самого Спа­си­теля, ска­зав­шего О Себе «Я свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Рас­крыв Себя чело­ве­че­ству как Свет про­све­ща­ю­щий вся­кого чело­века, Гос­подь сооб­щил спа­са­е­мым воз­мож­ность созер­ца­ния Своей пред­веч­ной славы. На горе Фавор Его уче­ники видели нетвар­ную славу Боже­ства – «сам сверх­ра­зум­ный и непри­ступ­ный свет, свет небес­ный, необъ­ят­ный, надвре­мен­ный, вечный, свет сия­ю­щий нетле­нием» (св. Гри­го­рий Палама).

По учению Церкви, нетвар­ный свет не есть чув­ствен­ный свет или свет есте­ствен­ного чело­ве­че­ского разума. Следуя св. Дио­ни­сию, этот свет «ни помыс­лить, ни опи­сать, ни каким-либо обра­зом рас­смот­реть невоз­можно». Не явля­ясь умо­по­сти­га­е­мой или чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мой реаль­но­стью, нетвар­ный свет пре­вос­хо­дит твар­ные сущ­но­сти и потому есть свет сверх­су­ще­ствен­ный. Будучи сверх­ра­зум­ным и сверх­чув­ствен­ным, он позна­ется только в бла­го­дат­ном опыте. Неиз­ре­ченно соеди­няя чело­века с Богом, нетвар­ный свет и есть бла­го­дать обо­же­ния – «свет обо­жи­ва­ю­щий обо­жи­ва­е­мых» (св. Гри­го­рий Палама).

Учение о нетвар­ном свете было доку­мен­тально закреп­лено Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в зна­ме­ни­том Свя­то­гор­ском Томосе 1339 г., состав­лен­ном св. Гри­го­рием Пала­мой, под­пи­сан­ном стар­цами и игу­ме­нами Св. Горы Афон­ской, утвер­жден­ном на Соборе 1347 г. При этом обо­жи­ва­ю­щий нетвар­ный свет был отне­сен не к непо­зна­ва­е­мой Боже­ствен­ной сущ­но­сти (при­роде), а к Боже­ствен­ным дей­ствиям или энер­гиям. «Оза­ре­ние, или Боже­ствен­ная и обo­жи­ва­ю­щая бла­го­дать, есть не сущ­ность, а энер­гия Бога», – гово­рит св. Гри­го­рий Палама. Как энер­гия Бога, нетвар­ный свет есть личный или «ипо­стас­ный» свет, назы­ва­е­мый св. Мак­си­мом Испо­вед­ни­ком «ипо­стас­ным вос­си­я­нием бла­гого Духа», в кото­ром чело­век видит сияние Боже­ствен­ной кра­соты и удо­ста­и­ва­ется беседы с Богом лицом к лицу (св. Гри­го­рий Палама).

***

См. ТРАНС­ЦЕН­ДЕНТ­НОСТЬ БОГА, ИММА­НЕНТ­НОСТЬ БОГА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки