Имманентность Бога

Иммане́нтность Бо́га (от лат. immanens, роди­тель­ный падеж immanentis – пре­бы­ва­ю­щий в чём-либо) – бого­слов­ское поня­тие, отра­жа­ю­щее при­сут­ствие и пре­бы­ва­ние Бога в создан­ном Им мире, под­чер­ки­ва­ю­щее Его Само­рас­кры­тие в откро­ве­нии и доступ­ность позна­нию.

В хри­сти­ан­стве Бог пред­стает не только как непо­сти­жи­мое Суще­ство, но и как Суще­ство, рас­кры­ва­ю­щее Себя тво­ре­нию. «В Лич­но­сти Бого­че­ло­века Христа транс­цен­дент­ная Боже­ствен­ная Истина стала имма­нент­ной чело­веку, – учит св. Иустин Попо­вич, – пред­став­ляет непо­сред­ствен­ную, вечно живую исто­ри­че­скую реаль­ность». 

Вместе с тем, согласно учению Церкви, имма­нент­ным явля­ется только внеш­ний, дея­тель­ный и энер­гий­ный аспект Боже­ствен­ной жизни, но не Боже­ствен­ная сущ­ность. «Мы утвер­ждаем, что познаем Бога нашего по дей­ствиям, но не даем обе­ща­ния при­бли­зиться к самой сущ­но­сти, – гово­рит св. Васи­лий Вели­кий, – Дей­ствия Его к нам нис­хо­дят, но сущ­ность Его оста­ется непри­ступ­ною». При­от­кры­вая Себя в Своих энер­гиях (дей­ствиях), Бог оста­ется транс­цен­дент­ным твар­ному миру по сущ­но­сти. При­сут­ствуя в мире лишь Своими бла­го­дат­ными энер­ги­ями, Он в то же время не отож­деств­ля­ется с твар­ным бытием, оста­ется запре­де­лен миру. Таким обра­зом, Бог высту­пает одно­вре­менно имма­нент­ным и транс­цен­дент­ным Своим созда­ниям. «В имма­нент­но­сти Откро­ве­ния Бог утвер­ждает Себя транс­цен­дент­ным тво­ре­нию», – гово­рит пра­во­слав­ный бого­слов В. Н. Лос­ский.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки