Божественные энергии

***

Боже́ственные эне́ргии (нетвар­ные энер­гии) (от греч. ἐνέργεια — дея­тель­ность; энер­гия) – сущ­ност­ное «дви­же­ние» Боже­ской при­роды, про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной сущ­но­сти (но не сама сущ­ность), Боже­ствен­ные дей­ствия.

Рас­кры­вая учение о Боге, Пра­во­слав­ная Цер­ковь ука­зы­вает на непо­зна­ва­е­мость Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Но это не значит, что Бог совер­шенно непо­зна­ваем. Будучи непо­зна­ва­е­мым по сущ­но­сти, Он позна­ется по Своим дей­ствиям или энер­гиям. Раз­ли­че­ние Боже­ствен­ной сущ­но­сти и энер­гий можно обна­ру­жить у боль­шин­ства гре­че­ских отцов вплоть до первых веков суще­ство­ва­ния Церкви. Вместе с тем наи­бо­лее полно его выра­зил св. Гри­го­рий Палама. Доку­мен­таль­ное закреп­ле­ние это раз­ли­чие нашло в Актах Кон­стан­ти­но­поль­ского собора 1351 г.

Следуя св. Гри­го­рию и Собор­ным Актам, между сущ­но­стью и энер­гией при­сут­ствует раз­ли­чие. Боже­ствен­ная сущ­ность не допус­кает при­част­но­сти себе, безы­мянна и неиме­ну­ема, едина, а энер­гии допус­кают при­ча­стие, име­ну­емы, мно­же­ственны и раз­но­об­разны. В то же время един­ство Боже­ствен­ной сущ­но­сти и энер­гий нес­ли­янно, а раз­ли­чие нераз­дельно. Энер­гия сущ­но­сти нетварна как дей­ствие Трии­по­стас­ного Боже­ства, не вносит раз­де­ле­ния в саму сущ­ность и не нару­шает ее про­стоты, к энер­гии также при­ло­жимо имя «Боже­ство», она тоже есть сам Бог.

Энер­гии Бога и есть нетвар­ная Боже­ствен­ная бла­го­дать, исхо­дя­щая из Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Именно Боже­ствен­ным энер­гиям при­об­ща­ется хри­сти­ан­ский подвиж­ник. Отсюда и сама Боже­ствен­ная сущ­ность ста­но­вится одно­вре­менно непри­частна и неко­то­рым обра­зом при­частна чело­веку. «Когда мы гово­рим, что боже­ствен­ная сущ­ность при­об­щима не в самой себе, а в своих энер­гиях, – объ­яс­няет св. Гри­го­рий Палама, – мы оста­емся в гра­ни­цах бла­го­че­стия». Таким обра­зом, раз­ли­че­ние Боже­ствен­ной сущ­но­сти и энер­гий обос­но­вы­вает воз­мож­ность при­ча­стия Боже­ствен­ного есте­ства, откры­вает пер­спек­тиву бла­го­дат­ного обо­же­ния чело­века.

***

См. АПО­ФА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ, КАТА­ФА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки