Трансцендентность Бога

Трансценде́нтность Бо́га (от лат. transcendens – выхо­дя­щий за пре­делы) – бого­слов­ское поня­тие, отра­жа­ю­щее бес­ко­неч­ность Бога, Его запре­дель­ность твар­ному миру, под­чер­ки­ва­ю­щее над­мир­ность Его суще­ство­ва­ния, недо­ступ­ность чело­ве­че­скому позна­нию (за исклю­че­нием того, что Бог Сам откры­вает о Себе).

Как При­чина всего сущего, Бог запре­де­лен всему сущему, бес­ко­нечно воз­вы­ша­ется над всем твар­ным бытием, есть Сущий над всем сущим. «Есте­ство Божие, само по себе, по своей сущ­но­сти, выше вся­кого пости­га­ю­щего мыш­ле­ния, – учит св. Гри­го­рий Нис­ский, – оно недо­ступно и неуло­вимо ни для каких рас­су­доч­ных при­е­мов мысли, и в людях не открыто еще ника­кой силы, спо­соб­ной постиг­нуть непо­сти­жи­мое».

Вместе с тем, согласно учению Церкви, транс­цен­дент­ной явля­ется только Боже­ствен­ное есте­ство (сущ­ность), но не Боже­ствен­ные дей­ствия (энер­гии), в кото­рых Бог ста­но­вится имма­нен­тен твар­ному бытию. «Неви­ди­мый по есте­ству дела­ется види­мым в дей­ствиях», – отме­чает св. Гри­го­рий Нис­ский.

Рас­кры­вая Себя в Своих энер­гиях, Бог оста­ется непри­ступ­ным по суще­ству. Таким обра­зом, Бог высту­пает одно­вре­менно транс­цен­дент­ным и имма­нент­ным тво­ре­нию. «Бог оста­ется транс­цен­дент­ным по своей при­роде в самой имма­нент­но­сти Своего про­яв­ле­ния», – ука­зы­вает пра­во­слав­ный бого­слов В. Н. Лос­ский.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки