Библиотеке требуются волонтёры

Нежелающий трудиться лишает себя и плодов труда

Епи­скоп Гурий

«Если у чере­пах тол­стый пан­цирь, —
значит, у кого-то слиш­ком острые зубки.

Если у хри­сти­ан­ства тол­стый пан­цирь дог­ма­тов, —
значит, было от чьих зубов защи­щаться».
диакон Андрей

«Всякий догмат потому и состав­ляет пред­мет
веры, а не знания, что не все в дог­мате доступно

нашему чело­ве­че­скому пони­ма­нию».
пат­ри­арх Сергий (Стра­го­род­ский)

— Ваше Прео­свя­щен­ство, в созна­нии обы­ва­теля дог­ма­тика пред­став­ля­ется, какой-то «унылой алгеб­рой», раз­би­раться в кото­рой вовсе не обя­за­тельно веру­ю­щему чело­веку. Зача­стую моло­дые люди, счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ными, услы­шав о дог­ма­тах, мор­щатся: мол, зачем все услож­нять? Доста­точно того, что я хожу в храм, освя­щаю воду, ставлю свечи, а дог­маты — это для бого­сло­вов… Как Вы про­ком­мен­ти­ру­ете такое отно­ше­ние к дог­ма­там? Нужны ли дог­маты миря­нам?

— Таким игно­ри­ро­ва­нием дог­ма­тов и неже­ла­нием раз­би­раться в них грешит не только моло­дежь, но и многие люди стар­ших поко­ле­ний. Пра­во­сла­вие у них сво­дится лишь к обря­дам и посе­ще­нию храма в празд­ники. Это вера и Цер­ковь для себя, для своего эго, а не вели­кое насле­дие Хри­сти­ан­ства. Такие люди не смогут защи­тить Цер­ковь в среде сек­тан­тов и ино­слав­ных. И нико­гда не смогут понять истин­ный глу­бо­кий смысл Бого­слу­же­ния, Таинств, ико­но­гра­фии. Мне, как архи­ерею, очень часто дово­дится стал­ки­ваться с подоб­ными мне­ни­ями.

Дог­маты — это законы, это основа нашей веры, да и всей жизни тоже. Исто­рия сви­де­тель­ствует: как чело­век верит — так он и живет. Это объ­яс­ня­ется тем, что дог­ма­тика явля­ется как бы фун­да­мен­том для нашей веры. Какова вера — такова и нрав­ствен­ность, какова нрав­ствен­ность — такова и жизнь. Очень часто заме­ча­ешь, что именно дети, под­ростки, моло­дежь задают вопросы о веро­уче­нии. Они хотят рас­ста­вить в своем уме все «по полоч­кам». Это здо­ро­вое любо­пыт­ство надо вос­пи­ты­вать и поощ­рять, потому что эти знания станут для них зало­гом нрав­ствен­но­сти и бого­лю­бия на всю жизнь. Гос­подь гово­рил: «Будьте как дети», то есть, не надо сты­диться зада­вать, каза­лось бы, дет­ские вопросы. Необ­хо­димо и обя­за­тельно при­во­дить в поря­док все свои знания, позна­вая дог­ма­тику. Тогда ваша вера и ваши знания обре­тут фун­да­мент, ту точку опоры, кото­рая так необ­хо­дима в жизни. И еще: если мы будем зако­но­по­слушны в вопро­сах веры, то и законы дер­жавы будут нами ува­жаться.

— Но для изу­че­ния всех тон­ко­стей дог­ма­тики необ­хо­димо время. Вре­мени совре­мен­ному чело­веку всегда мало, надо думать, как зара­бо­тать на про­пи­та­ние себе и семье. Люди рабо­тают в две и в три смены, мечутся в поис­ках допол­ни­тель­ного зара­ботка…

— Это время, это и труд. Неже­ла­ю­щий тру­диться лишает себя и плодов труда. Тут все очень просто. Без дог­ма­тов легче про­жить. Дог­маты тре­буют стро­гого отно­ше­ния прежде всего к себе и к своей вере. Дог­маты тре­буют от чело­века посто­янно пере­смат­ри­вать свое сердце. Дог­маты тре­буют отре­че­ния от своего я, они тре­буют аске­тизма. Дог­маты застав­ляют вгля­ды­ваться и при­слу­ши­ваться к своей душе. Кон­тро­ли­ро­вать свой духов­ный уро­вень. А без дог­ма­тов все проще. Без них Пра­во­сла­вие пре­вра­ща­ется в про­те­стан­тизм.

Никто не будет отри­цать, что чело­веку в совре­мен­ном обще­стве необ­хо­димо ори­ен­ти­ро­ваться в осно­вах эко­но­мики, поли­тики, права. Так и хри­сти­а­нин без основ веро­уче­ния, без дог­ма­тики строит свое здание веры на песке. А что каса­ется вре­мени… Есть Гос­по­день день — вос­кре­се­нье, есть празд­нич­ные дни, когда сле­дует поду­мать и о вере и о том, как верить. Сейчас нет дефи­цита духов­ной лите­ра­туры, да и при каждом храме есть вос­крес­ная школа, биб­лио­тека. Было бы только жела­ние пости­гать основы веры.

— В исто­рии хри­сти­ан­ства немало слу­чаев, когда дог­маты вызы­вали споры вплоть до раз­де­ле­ния церк­вей. Могут ли дог­маты объ­еди­нять, а не разъ­еди­нять?

— Дог­маты всегда объ­еди­няют. Их нужно только при­зна­вать. Не при­зна­ю­щий дог­маты сам ставит себя вне цер­ков­ной ограды. Дог­маты — это мерило, кото­рое опре­де­ляет чистоту нашей веры, ее опре­де­лен­ность, т.е. наше пра­во­ве­рие, наше Пра­во­сла­вие. Грубо выра­жа­ясь, дог­маты — это «мыло», очи­ща­ю­щее Цер­ковь от ересей и субъ­ек­ти­визма.

— Пре­крас­ное срав­не­ние! Ведь именно субъ­ек­ти­визм (гор­дыня) уводил массы людей в рас­колы, рево­лю­ции. Рево­лю­ци­он­ный путь раз­ви­тия в Церкви непри­ем­лем, не так ли?

— Дей­стви­тельно, чтобы вос­пре­пят­ство­вать вся­кого рода рево­лю­циям в Церкви, она утвер­ждает прин­цип собор­но­сти. Все дог­маты, все основы веро­уче­ния при­ни­ма­лись собор­ным разу­мом на Все­лен­ских собо­рах. Все, кто отвер­гает собор­ность, уже не суть члены Церкви. Возь­мите нынеш­них про­те­стан­тов. Свя­щен­ное Пре­да­ние вместе со свя­тыми отцами и Все­лен­скими собо­рами они не при­знают. Читай Библию и пони­май ее как можешь! Молись как хочешь! Сплош­ной субъ­ек­ти­визм, я уже не говорю про ску­до­умие отдель­ных горе-про­по­вед­ни­ков. А их в мире — сотни сект. Вот что значит попи­рать дог­маты и не вни­мать собор­ному разуму Церкви.

— Про­те­станты обви­няют пра­во­слав­ных в искус­ствен­но­сти дог­ма­тов и даже в явле­нии дог­мата как поли­ти­че­ского шага в отдель­ные моменты исто­рии. Как можно про­ком­мен­ти­ро­вать их упреки?

Воз­вра­ща­ясь к выше­ска­зан­ному о собор­ном разуме Церкви, добавлю, что дог­маты — это Бого­дух­но­вен­ные истины или акси­омы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Бла­го­дать Свя­того Духа соби­рала на соборы отцов Церкви, вдох­нов­ляла их разум. Цер­ковь не создает, как гово­рят про­те­станты, дог­маты, она их только лишь фор­му­ли­рует. Дог­маты не искус­ственны, они заклю­чены в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. А Цер­ковь их только сфор­му­ли­ро­вала, изло­жила в удоб­ной для чело­века форме. Про­те­станты боятся исто­рии, так как исто­рия Все­лен­ских собо­ров обли­чает их мало­ве­рие и нера­зу­мие.

— Суще­ствуют ли точки сопри­кос­но­ве­ния Пра­во­слав­ной дог­ма­тики и дог­ма­тики като­ли­цизма? И каковы, в связи с этим, пер­спек­тивы объ­еди­не­ния?

— Суще­ствуют, без­условно. Не вда­ва­ясь теперь в подроб­ное изло­же­ние раз­ли­чий веро­уче­ния, я вот что скажу. Като­ли­че­ская дог­ма­тика обни­мает собой всю пра­во­слав­ную дог­ма­тику, то есть они при­знают все дог­маты Пра­во­сла­вия. Но после отпа­де­ния в 1054 г. Запад­ной Церкви, осно­вы­ва­ясь на ложной теории дог­ма­ти­че­ского раз­ви­тия и учении о непо­гре­ши­мо­сти папы, като­лики при­няли ряд новых дог­ма­тов, в том числе и сам догмат о непо­гре­ши­мо­сти. В Пра­во­сла­вии после семи Все­лен­ских собо­ров ника­ких новых дог­ма­тов не при­ни­ма­лось, да и сами Все­лен­ские соборы не созы­ва­лись. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние не изме­ня­лось и впредь не будет пере­смат­ри­ваться. Какие бы ни были в буду­щем Все­пра­во­слав­ные соборы, сове­ща­ния или кон­фе­рен­ции, вопро­сами веры они зани­маться не будут. Пра­во­слав­ная дог­ма­тика оформ­лена и сфор­му­ли­ро­вана на семи Все­лен­ских собо­рах (IV–VIII вв.) еще до раз­де­ле­ния Церк­вей. На гря­ду­щем Все­пра­во­слав­ном соборе воз­можно рас­смот­ре­ние кален­дар­ного вопроса, отно­ше­ния к эку­ме­низму, выра­ботка общих усло­вий предо­став­ле­ния авто­ке­фа­лий.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки