Молитва Иису­сова

См. раздел ИСИ­ХАЗМ (ИИСУ­СОВА МОЛИТВА)

Моли́тва Иису́сова – молитва «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более крат­кие ее формы. Цер­ков­ный устав зако­но­по­ла­гает негра­мот­ным миря­нам все молит­во­сло­вия и псал­мо­пе­ния заме­нять Иису­со­вой молит­вой: Малое пове­че­рие – 400, Вели­кое пове­че­рие – 700, Часы без меж­до­ча­сия – 1000, Часы с меж­до­ча­сием – 1500, Полу­нощ­ница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псал­тирь – 6000.

Как еще назы­вают Иису­сову молитву?

За Иису­со­вой молит­вой также закреп­лено назва­ние «умно-сер­деч­ного дела­ния», «дела­ния сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «свя­щен­ной молитвы», «сер­деч­ной молитвы», «затвора ума и сердца», «трез­ве­ния», «хра­не­ния ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний?

В зави­си­мо­сти от сте­пени дей­ствия слова, ума, сердца и Духа Божи­его (на бого­мольца), а, можно ска­зать, что в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны мы рас­смат­ри­ваем эту молитву, она обо­зна­ча­ется тем или иным наиме­но­ва­нием. Вообще раз­ли­чают несколько видов молитвы: сло­вес­ная (про­из­но­сится вслух), умная дея­тель­ная (назы­ва­ется умной потому, что чита­ется мыс­ленно, а дея­тель­ной – потому, что, до вре­мени все­це­лой пре­дан­но­сти в волю Божью, совер­ша­ется чело­ве­ком наме­ренно, а не само­движно Духом Святым), умно-сер­деч­ная дея­тель­ная (вместе с умом молится и сердце). Сле­ду­ю­щие два вида молитвы обре­та­ются моля­щимся по очи­ще­нии сердца от стра­стей и греха: умно-сер­деч­ная само­движ­ная (непре­кра­ща­ю­ща­яся молитва, дви­жи­мая Святым Духом), умно-сер­деч­ная чистая, или непа­ри­тель­ная (чистая от посто­рон­них помыс­лов). По соеди­не­нии души с Иису­сом Хри­стом в «один дух» (1Кор.6:17) обре­та­ется высшая сте­пень молитвы: молитва зри­тель­ная (соеди­нив­шись с Гос­по­дом, подвиж­ник зрит вели­кие тайны Божии).

Откуда берет начало молитва Иису­сова?

Про­об­раз Иису­со­вой молитвы пред­став­лен в Еван­ге­лии (Мк.10:46–52): когда Иисус Хри­стос выхо­дил из Иери­хона, у дороги сидел слепой Вар­ти­мей, «сын Тимея». Услы­шав, что здесь Иисус Назо­рей, слепой начал кри­чать и гово­рить:  «Иисус, Сын Дави­дов! поми­луй меня». Многие застав­ляли его мол­чать, но он еще более стал кри­чать: «Сын Дави­дов! поми­луй меня»… Также неко­то­рое сход­ство молитва Иису­сова имеет с молит­вой хана­не­янки, кото­рая кри­чала Иисусу: «Поми­луй меня, Гос­поди, Сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется» (Мф.15:22). Подобно Вар­ти­мею и хана­не­янке просил Бога о поми­ло­ва­нии и мытарь из еван­гель­ской притчи: «Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику!» (Лк.18:13).

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова?

Иису­сова молитва имеет раз­лич­ные формы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во мно­же­ствен­ном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше моли­лись: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

В крат­ких формах молитва выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

В ака­фи­сте Иисусу, чтение кото­рого свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) считал при­го­тов­ле­нием к непре­стан­ному тво­ре­нию молитвы Иису­со­вой, пред­на­зна­чен­ному только для уже пре­успев­ших подвиж­ни­ков, содер­жится иная крат­кая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же крат­кая форма Иису­со­вой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Слово «греш­наго» не всегда содер­жа­лось в этой молитве. Оно было добав­лено святым пре­по­доб­ным Гри­го­рием Сина­и­том.

Суще­ствует также пред­на­чи­на­тель­ная Иису­сова молитва, она выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву?

На этот счет суще­ствуют про­ти­во­по­лож­ные мнения. Согласно одной точке зрения, Иису­сова молитва (имеем в виду про­цесс моле­ния, моле­ний) есть особое дела­ние, особый духов­ный труд, а потому она должна совер­шаться под руко­вод­ством и по бла­го­сло­ве­нию опыт­ного настав­ника, того, кто хорошо знает духов­ную жизнь обра­тив­ше­гося к нему хри­сти­а­нина. «Без руко­вод­ства, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский, – эту молитву про­хо­дить опасно». Причем сам этот свя­щен­ник должен быть весьма опыт­ным молит­вен­ни­ком, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно дру­гому рас­про­стра­нен­ному мнению, его выска­зы­вают и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, Иису­сова молитва не отли­ча­ется ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это есте­ствен­ное состо­я­ние жизни хри­сти­а­нина (1Фес.5:17), то и в особом бла­го­сло­ве­нии она не нуж­да­ется. Так, про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов гово­рил: «Не надо наде­лять Иису­сову молитву какими-то осо­быми каче­ствами. Это просто одна из молитв. Но в силу чекан­ной фор­мулы она полю­би­лась всем молит­вен­ни­кам Церкви так же, как и Литур­гия Иоанна Зла­то­уста, кото­рая в хоро­шем смысле слова вытес­нила все осталь­ные чины Литур­гии – и теперь, в основ­ном, мы молимся устами этого заме­ча­тель­ного свя­ти­теля… Если чело­век молится Иису­со­вой молит­вой – на здо­ро­вье».

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву?

Твер­дое наме­ре­ние чело­века совер­шать молитву Иису­сову может про­яв­ляться в испра­ши­ва­нии бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника на подоб­ное дела­ние. Но как только лука­вый увидит эту реши­мость, он может вос­стать на  моля­ще­гося, поэтому во время совер­ше­ния бого­моль­цем Иису­со­вой молитвы на него часто нахо­дит буря помыс­лов, кото­рые все­вает враг. Пре­по­доб­ный Илла­рион Оптин­ский учил не про­ти­во­ре­чить вра­жьим помыс­лам, так как это под силу только опыт­ным молит­вен­ни­кам, а просто про­дол­жать молиться в про­стоте сер­деч­ной, уповая на милость Божию: «А если когда против жела­ния ум пле­нится, тогда про­дол­жать молитву, а не про­ти­во­ре­чить – про­ти­во­ре­чить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иису­со­вой молитвы может пре­тер­пе­вать скорби как на молитве, так и после нее, пре­ду­пре­ждал и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский: «Путь молитвы Иису­со­вой есть путь крат­чай­ший, самый удоб­ный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испы­ты­вает скорби». Совер­ша­ю­щий Иису­сову молитву должен обра­щать особо при­сталь­ное вни­ма­ние на свою духов­ную жизнь. «Сума­сше­ствие от молитвы Иису­со­вой может про­изойти тогда, когда, творя эту молитву, не отсту­пают от каких-либо грехов и при­вы­чек греш­ных, кои осуж­дает совесть. При сем внутри про­ис­хо­дит глу­бо­кий разлад, про­го­ня­ю­щий всякую мир­ность сердца», – пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции?

Отли­чий мно­же­ство. В Иису­со­вой молитве реши­тельно выра­жа­ется вера в Бога, Кото­рый забо­тится о спа­се­нии чело­века. В этой молитве мы стре­мимся встре­титься не с без­ли­ким богом (абсо­лю­том), но наша молитва сосре­до­то­чи­ва­ется на лич­ност­ном Боге – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Важно пони­мать, спа­се­ние, о кото­ром мы просим в этой молитве – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом. Еще одно отли­чие: в про­цессе моле­ния (вслед­ствие моле­ния) мы не стре­мимся при­ве­сти ум к абсо­лют­ному «ничто», но хотим обра­тить его в сердце и стя­жать бла­го­дать Божию. Цар­ствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же явля­ется плот­ской разум. Оно не «оде­я­ние души» как гово­рят фило­соф­ские учения, и его нужно стре­миться не сбро­сить, но спасти. Ибо под спа­се­нием всего чело­века под­ра­зу­ме­ва­ется и его душа, и его тело. Сле­до­ва­тельно, мы не стре­мимся к гибели тела, но воюем против гре­хов­ного слу­же­ния ему. Мы не хотим гибели жизни, не стре­мимся впасть в такое состо­я­ние, чтобы ради пре­кра­ще­ния стра­да­ний не иметь жела­ния жить. Еще один важный аспект: в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру, восточ­ные же учения избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы, стре­мятся сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Пра­во­слав­ный же хри­сти­а­нин непре­рывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется под­лин­ной радо­стью. И, нако­нец, мы не при­даем боль­шого зна­че­ния пси­хо­тех­ни­че­ским мето­дам, а также раз­лич­ным поло­же­ниям тела, хотя и счи­таем, что неко­то­рые из них помо­гают сосре­до­то­чить ум в сердце. Моля­щийся стре­мится не к апатии (это отри­ца­тель­ное состо­я­ние), а к стя­жа­нию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

***

Молитва Иису­сова, по науче­нию святых отцов, при­лична, когда чело­век идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, бесе­дует или зани­ма­ется каким руко­де­лием, кто может при всем этом про­из­но­сить молитву Иису­сову со сми­ре­нием, тот не должен остав­лять оной. (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Сила не в словах молитвы Иису­со­вой, а в духов­ном настро­е­нии, страхе Божием и пре­дан­но­сти Богу и во все­гдаш­нем вни­ма­нии к Богу и Ему пред­сто­я­нии умном.

(Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник).

***

См. МОЛИТ­ВО­СЛОВ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки