Очи Божии

О́чи Бо́жии — 1) Боже­ствен­ная спо­соб­ность ведать и видеть всё, про­ис­хо­дя­щее в мире: от малого до вели­кого, как в част­ных дета­лях и наи­ма­лей­ших подроб­но­стях, так и разом во всей цело­куп­но­сти, пол­ноте; 2) биб­лей­ский символ, ука­зы­ва­ю­щий на Боже­ствен­ное свой­ство «все­ве­де­ние» (Притч.15:3).

***

Почему Божье всеведение сопоставляется с очами?

Будучи Все­со­вер­шен­ным Духом, Бог, конечно же, не имеет ника­ких телес­ных орга­нов, ана­ло­гич­ных чело­ве­че­ским, в том числе очей (Ин.4:24). Между тем, по ана­ло­гии с людьми, полу­ча­ю­щими пре­об­ла­да­ю­щую часть инфор­ма­ции о дей­стви­тель­но­сти именно через зри­тель­ное вос­при­я­тие мира, знание Богом того, что совер­ша­ется во все­лен­ной, нередко сопо­став­ля­ется с созер­ца­нием, виде­нием (см.: Антро­по­мор­физмы в Библии).

Исходя из биб­лей­ского заме­ча­ния — «На всяком месте очи Гос­подни» (Притч. 15, 3), — озна­ча­ю­щего, что Бог видит всё, что слу­ча­ется в мире, мы должны верить, что Богу известно всё, совер­ша­ю­ще­еся в любых сферах создан­ного Им бытия. При этом мы не должны сомне­ваться, что Бог созер­цает всё особым, исклю­чи­тель­ным, свой­ствен­ным только Ему, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом.

В чем состоит отличие зрительного созерцания (посредством телесных очей) от образа созерцания, приличествующего Богу?

Будучи неза­ви­си­мым от усло­вий про­стран­ства и вре­мени, Бог созер­цает про­ис­хо­дя­щее в мире не фраг­мен­тарно, как чело­век, а целостно: всю кар­тину мира сразу: и в мель­чай­ших подроб­но­стях, и во всей пол­ноте, созер­цает все сущ­но­сти, все при­чины и след­ствия, в том числе и условно воз­мож­ные; созер­цает все помыслы, мысли, жела­ния, мотивы и дей­ствия всех разумно-сво­бод­ных тво­ре­ний.

Как Ему это уда­ётся, знает Он Сам. Чело­веку, суще­ству огра­ни­чен­ному, этого понять не дано. Чело­век спо­со­бен созер­цать окру­жа­ю­щую его дей­стви­тель­ность только частично, в один момент вре­мени — одну часть тво­ре­ния. Впо­след­ствии впе­чат­ле­ния могут сум­ми­ро­ваться, скла­ды­ваться в более или менее целост­ную, но всё же огра­ни­чен­ную кар­тину.

Более под­хо­дя­щую ана­ло­гию предо­став­ляет ико­но­гра­фия, допус­ка­ю­щая объ­еди­не­ние на одном поле иконы разных исто­ри­че­ских собы­тий и разных про­странств. При­ме­ром может слу­жить икона Страш­ного Суда, еди­но­вре­менно демон­стри­ру­ю­щая ранний этап миро­зда­ния, отме­чен­ный паде­нием анге­лов и после­ду­ю­щим их низ­вер­же­нием с Неба, и кон­чину мира, озна­ме­но­ван­ную изоб­ра­же­нием Вто­рого При­ше­ствия Христа и Страш­ным Судом; вместе с тем икона пред­став­ляет в едином визу­аль­ном порядке и земной мир, и рай­ские кущи, и адские про­па­сти.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки