Сверхъестественный

***

Сверхъесте́ственный — не впи­сы­ва­ю­щийся в ряд вещей и явле­ний, под­чи­нен­ных есте­ствен­ным зако­нам миро­зда­ния; необъ­яс­ни­мый есте­ствен­ным обра­зом; пре­вос­хо­дя­щий есте­ствен­ный поря­док вещей.

В стро­гом смысле опре­де­ле­нием «сверхъ­есте­ствен­ный» обо­зна­ча­ется или то, что усмат­ри­ва­ется в Боге, Самом в Себе, или особые Боже­ствен­ные про­яв­ле­ния в цар­стве тво­ре­ния. Экви­ва­лен­тами этого тер­мина служат: «сверх­су­ще­ствен­ный», «пре­су­ще­ствен­ный», «выше­есте­ствен­ный» и др.

В учении о Боге Самом в Себе при помощи пере­чис­лен­ных при­ла­га­тель­ных высве­чи­ва­ется та бес­пре­дель­ная дистан­ция, кото­рая наблю­да­ется между Твор­цом и тво­ре­нием. И дело здесь вот в чём.

То, что есте­ственно для созда­ний, нераз­рывно свя­зано с их огра­ни­чен­но­стью. А Бог — без­гра­ни­чен. Тво­ре­ния суще­ствуют не сами по себе, а по воле и в силу при­част­но­сти Созда­телю; кроме того они обу­слов­лены мно­же­ством част­ных фак­то­ров. Бог же есть Сам в Себе Совер­шен­ная Жизнь, не зави­сит ни от кого и ни отчего. Сле­до­ва­тельно, суще­ство­ва­ние в рамках, есте­ствен­ных для пред­ста­ви­те­лей види­мого и неви­ди­мого мира, для Бога — неесте­ственно. Бытие Божие неиз­ме­римо пре­вос­хо­дит любое другое бытие. Поэтому оно арти­ку­ли­ру­ется как сверхъ­есте­ствен­ное (сверх­су­ще­ствен­ное). Сам Все­дер­жи­тель, в этой связи, име­ну­ется Пре­су­ще­ствен­ным (или Тро­и­цей пре­су­ще­ствен­ной).

Что каса­ется особых Боже­ствен­ных про­яв­ле­ний, клас­си­фи­ци­ру­е­мых тео­ло­гией как «сверхъ­есте­ствен­ные», к ним отно­сятся: сверхъ­есте­ствен­ные откро­ве­ния, чудеса и зна­ме­ния.

Сверхъ­есте­ствен­ное Откро­ве­ние име­ну­ется так потому, что пре­по­да­ётся от Бога сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, непо­сред­ственно или через небес­ных слу­жи­те­лей — анге­лов и святые души; и ещё потому, что в резуль­тате хариз­ма­ти­че­ского оза­ре­ния состо­я­ние самого чело­века пре­об­ра­зу­ется в «сверхъ­есте­ствен­ное». «Как по при­чине [дара] слова [чело­век] сло­вес­ный, — уверен свя­ти­тель Гри­го­рий Палама, — так по при­чине все­лив­шейся бла­го­дати Духа — сверхъ­есте­ствен­ный, боже­ствен­ный и духов­ный» (Ант­ир­ре­тики против Акин­дина. Слово воз­ра­же­ния третье) (подроб­нее см.: Сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие).

Чудеса и зна­ме­ния суть чрез­вы­чай­ные дей­ствия Бога, совер­ша­е­мые в особых целях Домо­стро­и­тель­ства, пре­вос­хо­дя­щие силу рас­судка, не под­да­ю­щи­еся объ­яс­не­нию на осно­ва­нии есте­ственно-науч­ного знания. В том, что они носят сверхъ­есте­ствен­ный харак­тер, удо­сто­ве­ряет Гос­подь. Он же рас­кры­вает высшую целе­со­об­раз­ность чудес: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:11).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки