Главная » Алфавитный раздел » С » Сверхъестественный

Сверхъестественный

( Сверхъестественный 3 голоса: 5 из 5 )

Сверхъесте́ственный — не вписывающийся в ряд вещей и явлений, подчиненных естественным законам мироздания; необъяснимый естественным образом; превосходящий естественный порядок вещей.

В строгом смысле определением «сверхъестественный» обозначается или то, что усматривается в Боге, Самом в Себе, или особые Божественные проявления в царстве творения. Эквивалентами этого термина служат: «сверхсущественный», «пресущественный», «вышеестественный» и др.

В учении о Боге Самом в Себе при помощи перечисленных прилагательных высвечивается та беспредельная дистанция, которая наблюдается между Творцом и творением. И дело здесь вот в чём.

То, что естественно для созданий, неразрывно связано с их ограниченностью. А Бог — безграничен. Творения существуют не сами по себе, а по воле и в силу причастности Создателю; кроме того они обусловлены множеством частных факторов. Бог же есть Сам в Себе Совершенная Жизнь, не зависит ни от кого и ни отчего. Следовательно, существование в рамках, естественных для представителей видимого и невидимого мира, для Бога — неестественно. Бытие Божие неизмеримо превосходит любое другое бытие. Поэтому оно артикулируется как сверхъестественное (сверхсущественное). Сам Вседержитель, в этой связи, именуется Пресущественным (или Троицей пресущественной).

Что касается особых Божественных проявлений, классифицируемых теологией как «сверхъестественные», к ним относятся: сверхъестественные откровения, чудеса и знамения.

Сверхъестественное Откровение именуется так потому, что преподаётся от Бога сверхъестественным образом, непосредственно или через небесных служителей — ангелов и святые души; и ещё потому, что в результате харизматического озарения состояние самого человека преобразуется в «сверхъестественное». «Как по причине [дара] слова [человек] словесный, — уверен святитель Григорий Палама, — так по причине вселившейся благодати Духа — сверхъестественный, божественный и духовный» (Антирретики против Акиндина. Слово возражения третье) (подробнее см.: Сверхъестественное откровение Божие).

Чудеса и знамения суть чрезвычайные действия Бога, совершаемые в особых целях Домостроительства, превосходящие силу рассудка, не поддающиеся объяснению на основании естественно-научного знания. В том, что они носят сверхъестественный характер, удостоверяет Господь. Он же раскрывает высшую целесообразность чудес: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:11).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru