Источник

113

Псалом. Аллилуия.

И в этом псалме изображается призвание язычников, сверх же сего, предлагается учение спасаемым, что и Ветхии Завет есть Божий, и что прежнее спасение народа из обрезанных совершено было Господом.

Пс.113:1. Во исходе Израилеве.

Пс.113:2. бысть Иудея святыня Его.

Когда Израиль освобожден от рабства египетского, тогда иудея соделалась святынею Его. Но не над Израилем только воцарился Господь, напротив того, благодать подается ныне всем народам.

Пс.113:4. Горы взыграшася яко овни.

Когда Бог явился на горах, они как бы взыграли, радуясь спасению Израиля.

Пс.113:5. Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?

Поскольку они не имеют дара слова и не одушевлены, то пророк дает за них ответ:

Пс.113:7. от лица Господня подвижеся земля.

Все это было, потому что явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря. Ибо и камень бесплодный, который лишен был всякой влаги и по твердости не допускал сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники. Итак, ни мало это не удивительно: повелел Творец, и разделилось море, и несекомый камень источил воду, и небо ниспослало манну, и ветры собрали крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

Пс.113:9. Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.

По-видимому, дает разуметь отпадение народа из обрезанных, и сообщает им молитву для исповедания, что не имеют уже посещающей их силы Божественной. Учит же, говоря: хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется всякий народ, однако же ради имени Твоего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам. Почему и присовокупил Псалмопевец:

Пс.113:12. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.

По некоторым спискам это составляет начало другого, именно – сто четырнадцатого псалма. Но мы, следуя еврейскому списку, признаем это частью сто тринадцатого псалма. Ибо отрокам, которым сказал Псалмопевец: «хвалите отроцы Господа», т. е. народу новому, преподается урок, какого Господа должно им хвалить, именно же Того, Который сотворил столько чудес для исшедших из Египта, а вместе показывается им, каковы были древние их боги, потому что идолы не имели никакого подобия, не только с чудодействующим Богом, но и с последними из одушевленных тварей, одаренных чувством. Ибо твари эти суть дело Божие, а идолы – дело человеческого искусства. Псалмопевец учит их сказать: «подобни им да будут» (Пс.113:16). И этим выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо до бесчувственности приверженные к идолам, что касается до смысла их, не отличаются от идолов. Такой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила.

Пс.113:16. Подобни им да будут творящии я.

Так погибнет имение, так погибнут и собирающие его.

Пс.113:17. Дом Израилев упова на Господа.

Это говорят язычники; т. е. как древле спасал Бог веровавшего Израиля, так и ныне спасет язычников. Ибо

Пс.113:19. боящиися Господа

суть язычники, потому что, по устранении дома Израилева, т. е. целого народа, и дома Ааронова и дома Левиина, кому иному быть боящимися Господа, как не народу из язычников?

Пс.113:22. Да приложит Господь на ны, на ны, и на сыны наша.

Он Тот самый, Чьи законы храним мы. А чтобы не подумал кто, будто бы законодательство Моисеево от кого иного, Псалмопевец прежде, нежели упомянул о законодательстве, сказал о мироздании. И этим учит, что един есть Бог, все же прочее создано.

Пс.113:25. Не мертвии восхвалят Тя Господи.

«Мертвыми» называет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни, т. е. ведения о едином Боге.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle