Источник

114

Аллилуия. Псалом.

В этом псалме изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец.

Пс.114:1. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.

Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию. И в награду за любовь «приял» то, что услышал.

Пс.114:2. И во дни моя призову.

В какие же дни, как не во дни подвига, когда бедствовала душа его?

Пс.114:3. Объяша мя болезни смертныя.

Описывает чрезмерность скорбей, постигших его за благочестие, что и называет "болезнями смертными, бедами адовыми, скорбью и болезнью». Говорит же, что призванием Бога преодолел их. Почему и в начале сказал: «возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего».

Пс.114:4. О Господи, избави душу мою.

Выше сказав вообще: "во дни моя призывал я», показывает, в чем состояло его призывание. В чем же именно? Не в этом ли: «о Господи, избави душу мою?» Говорил же это, зная, что милостивый Господь услышит его.

Пс.114:5. И Бог наш милует.

Милость есть движение духа, возбуждаемое состраданием к униженным в достоинстве. Так, поскольку и мы, лишившись пребывания в раю, из славных сделались бесславными, то Бог, видя, что мы были и чем стали, милует нас. Ибо глас милости взывал Адаму: «где еси» (Быт. 3, 9)? показывая тем, откуда и куда ниспал он.

Пс.114:6. Храняй младенцы Господь.

«Младенцами» называет возрожденных о Христе Духом Святым. Действительных, по заповеди Иисусовой, младенцев, потому что они обратились и стали, «яко дети» (Мф. 18, 3), хранит сам Господь, не попуская, чтобы приражались к ним враги, потому что для них не настало еще время подвига. Но и по простому смыслу Господь хранит младенцев в матернем чреве, в месте тесном и наполненном влагою, не позволяющем ни двигаться, ни дышать, Господь не попускает им задохнуться, подавая движение и пищу, не попускает также умереть от холода, когда из теплоты матерних чресл исходят в непривычный для них воздух. Или еще так: поскольку смирился я, как младенец, и как дитя приял Царство Небесное, то спас меня «храняй младенцы Господь». Или иначе: младенчествующих по заповеди Иисусовой, т. е. обратившихся и соделавшихся подобными детям, хранит сам Господь, соблюдая их не изведавшими искушений, потому что не пришло еще для них время подвига. А я и превзошел возрастом детей, однако же Господь, смирив меня великими подвигами, соблюл непреодолимым.

Пс.114:7. Обратися душе моя в покой твой.

«Покоем» своим называет горние обители, которые приимет в воздаяние за подвиги. А также покой души есть воздержание от грехов.

Пс.114:8. Яко изъят душу мою от смерти.

Разумеет смерть греховную. В нее-то боясь ввергнуться, не преставал он проливать слезы, прося о том, чтобы избегнуть ему сей смерти. А потому и «нозе» его, т. е. душевные восхождения, утвердились в стоянии по Богу, став выше всякого поползновения. А «страною живых» (Пс.114:8) называет небесный Иерусалим, в котором подвизавшиеся по Богу, как доблестные победители, услышат: «добре, рабе благий и верный» (Мф. 25, 21).


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle